Ординализм: категории потребительских предпочтений

Методологический подход ординалистов к изучению потребительского поведения основывается на ранжировании (порядковом сравнении) полезности благ клиентом. Предполагается, что не смотря на то, что клиент не имеет возможности совершенно верно количественно измерить полез-

ность получаемых благ, он однако способен выстроить все имеющиеся блага в некоторый последовательность (порядок) от самый ценного до наименее полезного. Потому, что в потребительском поведении важнейшая составляющая — это субъективизм личных оценок полезности благ, то для обнаружения закономерностей этого поведения ординалисты опираются на теоремы, т.е. на своеобразные самоочевидные (и потому не требующие доказательств) правила, обрисовывающие неспециализированные правила формирования потребительских предпочтений.

Д

Теоремы ординализма

ействительно, принимаемые учеными теоремы несложны и естественны.

Теорема «ненасыщения» гласит, что при других равных условиях (среди них и одинаковой цене) для клиента большее количество данного блага предпочтительнее меньшему его количеству; качественные блага предпочтительнее некачественных; экологически чистые — предпочтительнее загрязненных и т.д.

Теорема «рефлексивности»: в случае если два комплекта благ однообразны, то, оценивая их полезность, клиент признает, что любой из этих комплектов не хуже другого.

Теорема «полной упорядоченности»’, при наличии двух различающихся комплектов благ потребитель способен или ранжировать собственные предпочтения в пользу одного из них, или признать их в равной степени предпочтительными.

Теорема «транзитивности»: в случае если клиент больше любит № 1 набор чем набор № 2, а комплект № 2 комплекту № 3, то он больше любит № 1 набор чем набор № 3. Соответственно, в случае если комплект № 1 для покупателя равнозначен комплекту № 2 и комплект № 2 равноценен комплекту № 3, то комплекты № 1 и № 3 кроме этого для него равноценны.

Совокупность названных теорем разрешает внести однозначную последовательность, ранжировать всевозможные сочетания благ и попарно сравнивать их при покупательском выборе.

В

Ранг вместо безотносительной величины полезности

теории ординализма целевая установка потребителя — максимизация полезности от получаемых экономических благ —достигается способом выбора самый предпочтительного комплекта благ из всех имеющихся и дешёвых потребителю вариантов. В таковой трактовке понятие полезности благ тождественно понятию порядковой предпочтительности благ. Ординальная, т.е. порядковая, величина полезности (перемещение данного комплекта благ вверх либо вниз по пирамиде сравнительной сокровища) обязана продемонстрировать, уменьшилась либо увеличилась степень удовлетворения потребителя.

Отсутствие правильных количественных измерителей субъективных потребительских предпочтений не разрешает выяснить точную меру того, как уменьшилась либо увеличилась эта степень удовлетворения. Но возможно с определенностью сказать, какой из комплектов благ приносит большее удовлетворение. Выби-рая комплект благ из имеющихся альтернатив, потребитель присваивает первый ранг комплекту с большей для себя полезностью; второй — с меньшей; третий — с еще меньшей и т.д. В этом случае суверенитет потребителя — это его право субъективно присваивать порядковые предпочтения и ранжировать их в рамках имеющих-

ся альтернатив.

Е

Кривая безразличия

сли разные комбинации комплектов благ имеют с позиций потребителя равнозначную, однообразную порядковую полезность, то потребителю безразлично, какой из них выбрать. Представим себе пять вариантов комплекта товаров X (одежда) и Y (продукты), из которых клиент осуществляет собственный выбор. И допустим, что количественные пропорции включения в эти наборы обоих товаров подобраны с таким расчетом, дабы все эти наборы были по собственной полезности равноценными (имели бы одинаковый ранг).

Меньшее количество одного блага в полной мере компенсируется громадным числом другого, в следствии потребительский эффект каждого варианта фактически однообразен. Так, потребителю все равно, взять ли ему 7 единиц продуктов и 0,5 единицы одежды (вариант А) либо 7 единиц одежды и 0,5 единицы продуктов (вариант Е). Следовательно, все пять вариантов — это комплекты безразличия, каковые удовлетворительны для клиента в равной

степени.

Все варианты смогут быть изображены на графике в виде соответствующих точек. В случае если же допустить, что между этими точками лежит нескончаемое множество «промежуточных» комплектов с той же полезностью, то сформируется кривая безразличия, множестве точек которой — это множество разных комбинаций набо ров благ с однообразной полезностью для потребителя (рис. 5.3). Каждая кривая безразличия — это комплекты товаров, владеющих однообразной полезностью, так что потребителю как бы «безразлично» какой из них выбрать.

К

Предельная норма замещения

ривая безразличия постоянно соответствует лишь одному уровню потребления, представленноМу в разных вариантах комплектов благ. Наряду с этим наличие множества вариантов равнознач ных комплектов благ свидетельствует, что для потребителя они в определенной мере взаимозаменяемы.

Ординализм: категории потребительских предпочтений

Количественная мера вза

имозаменяемости различных экономических благ измеряется предельной нормой замещения (MRS) .

где MRSy,x — предельная норма замещения благ Y и X; Qx, Qy — количества взаимозамещаемых благ X и Y; U = const — фиксиро ванный уровень полезности для достигнутого уровня благосостояния потребителя.

Свойства предельной нормы замещения значительно чаще описыва-

ют, опираясь на графическую иллюстрацию кри вой безразличия. В частности, на графике (рис. 5.3) видно, что:

1. кривая безразличия имеет

Ординализм: категории потребительских предпочтений

отрицательный наклон (т.е. нисходящий, ниспадающий вид);

2. в большинстве случаев ей собственныйственна выпуклость к началу координат.

Нисходящий вид кривой безразличия означает, что предельная норма замещения двух благ всегда отрицательна. Числовая величина MRS имеет символ «минус» потому, что, чтобы получить больше блага, сохраняя достигнутый уровень направлятьсястояния, клиент должен сократить потребление другого блага. Наряду с этим крутизна кривой отражает величину предельной нормы замещения, показывающей количество единиц блага, от которого клиент готов отказаться для дополнительного приобрепотребления и тения другого блага без сокращения полезности всего комплекта благ. В рамках графической интерпретации кривой безразличия величину предельн ой нормы замещения возможно определить как количество единиц блага на вертикальной оси, от которого потребитель готов отказаться для замены его единицей благ, отмеченных на горизонтальной оси.

Замечаемая как правило выпуклость кривой безразличия по направлению к началу координат графика свидетельствует, что предельная норма замещения непостоянна. Она неуклонно значительно уменьшается с повышением потребления одного блага вместо другого в ходе их обоюдного замещения. К примеру, человек, владеющий громадным числом масла, но не имеющий хлеба, легко откажется от его части для некоего количества хлеба. Но до мере того, как он будет выменивать все больше хлеба и соответственно у него будет оставаться меньше масла, психологическая сокровище каждой теряемой порции масла будет расти, а каждого нового получаемого куска хлеба падать. Норма замещения масла хлебом уменьшится. Возможно кроме этого заявить, что уменьшение предельной нормы замещения одного блага вторым по мере перемещения на протяжении кривой безразличия по ее ниспадающему наклону слева направо графически выражается в том, что эта кривая делается все более пологой.

Вероятны и особенные случаи. Так, кривая безразличия приняла бы вид прямой линии при выборе совсем взаимозаменяемых благ. Практический суть данной ситуации пребывает в том, что при идеальной взаимозаменяемости благ потребители делают выбор в пользу того из них, цена которого ниже.

Второй особенный случай — совсем дополняемые блага. К примеру, пара перчаток, либо пара обуви, каковые не смогут быть взаимно заменяемыми, но необходимы лишь в паре. При совсем дополняющих друг друга благах кривая безразличия приняла бы

вид прямых углов.

К

Карта кривых безразличая

аждому уровню потребления соответствует собственная кривая безразличия. К примеру, клиент, выбравший комплект благ из проездного билета на метро, одежды и простой пищи имеет одну кривую безразличия, в рамках которой он может заменить меньший количество еды улучшением одежды либо поступить напротив. Потребитель, выбравший «Жигули», еду и одежду среднего качества, и телевизор «Самсунг», имеет другую кривую безразличия, соответствующую более большому уровню потребления. А потребитель, имеющий «Роллс-ройс» с водителем, виллу в Ницце, одежду от парижских кутюрье и гастрит, заставляющий его имеется одну овсянку — третью кривую, отвечающую наибольшему уровню потребления.

Перемещаясь на более большой уровень потребления, потребитель любой раз ранжирует вари и свои новые предпочтенияанты комплекта благ, соответствующие более большому уровню полезности. И напротив, понижение уровня потребления — это перемещение покупательских предпочтений в область выбора то-варных комплектов меньшей полезности. Следовательно, каждому

уровню потребления соответствует собственный уровень предпочтений относительно полезности комплектов благ и каждому из этих уровней соответствует собственная кривая безразличия.

На рис. 5.4 изображены три кривых безразличия для повышающихся (от кривой 1 до кривой 3) уровней потребления. Легко ви-

деть, что при любой пропорции

Ординализм: категории потребительских предпочтений

распределения потребления между обоими товарами (одна из таких пропорций изображена на рисунке в виде луча, исходящего из начала координат), полный размер потребления каждого из товаров на более высоких кривых больше, чем на низких (т.е. Х3 Х2 Х1, a Y3Y2 Y1).

К

бюджетная линия и Бюджетные возможности

ривые безразличия смогут размешаться сколь угодно близко одна к второй, соответствуя плавному увеличению уровней потребления. В предельном случае их можно считать заполняющими всю плоскость графика. Так что через любую ее точку проходит какая-нибудь кривая безразличия. Совокупность всех кривых безразличия, соответствующая всем уровням потребления данного потребителя, именуется картой кривых безразличия. Другимисловами: карта кривых безразличия является формой выражения системы предпочтений потребителей, находящихся на разных уровнях потребления. Обратимся сейчас ко второму главному фактору, определяющему поведение потребителя, в частности к ограниченности

Ординализм: категории потребительских предпочтений

имеющихся в его распоряжении денежных средств.

сохраняет собственную справедливость и в рамках ординалистского подхода. В действительности, его сущность пребывает в фиксации очевидного факта, что величина затрат (бюджета) потребителя равна количеству купленных им товаров, умноженных на их цены. Данный показатель совсем не затрагивает проблему измеримости либо неизмеримости полезностей, разделяющую между собой два накликанных теоретических подхода.

На рис. бюджетные возможности имеют вид бюджетной линии и соответствуют личному финансовому доходу потребителя, который при данных рыночных стоимостях употребляется на приобретение потребительских благ. Каждая точка на бюджетной линии— это выбор из вариантов товарных комплектов, между которыми потребитель распределил собственный финансовый доход, персональный бюджет.

Либо по-второму: каждая точка на бюджетной линии отражает максимальный количество товаров, что при данном уровне стоимостей потребитель может купить в

Ординализм: категории потребительских предпочтений

рамках собственного бюджета. Различные точки бюджетной линии отражают различные комбинации этих товаров. Но в любых ситуациях доход израсходован всецело. И расширить закупки какого-либо блага без сокращения закупок другого нереально.

Легко видеть, что бюджетная линия KL есть прямой. В самом деле, в случае если выразить из уравнения (5.3) количество закупки любого из двух товаров при неизменном размере бюджета потребителя, соответствующая формула будет иметь вид линейного уравнения.

Что касается угла наклона бюджетной линии, то он определяется отношением цены за единицу Х-блага к цене за единицу Y-блага.

Обратим внимание и на треугольник KOL. Каждая точка в него соответствует комплекту товаров в количественном отношении меньшему, чем комплекты товаров, лежащие на прямой KL. Исходя из этого все данные комплекты смогут быть приобретены с неполным применением средств, имеющихся в распоряжении потребителя.

С

Смещения бюджетной линии

мещение бюджетной линии KL вправо свидетельствует Рост бюджетных возможностей для приобретения комплектов благ более высокой полезности при данных стоимостях. Напротив, смещение бюджетной линии KL влево свидетельствует понижение уровня потребления, благосостояния и уровня судьбы в целом.

Направление смещений бюджетной линии зависит от изменения настоящего дохода, определяющего благосостояние людей. Со своей стороны благосостояние и реальный доход будут возрастать: 1) или при растущих неизменных ценах и номинальных доходах товаров; 2)или при неизменном номинальном доходе и снижающихся стоимостях товаров.

Первый из этих вариантов мы изобразили на рис. 5.5. в виде смещения кривой KL в положение K*L*. Благодаря возросшему доходу потребитель легко может приобрести большее количество обоих благ в один момент (на рисунке продемонстрировано пунктиром). Подобный сдвиг кривой клиенты чувствуют в виде роста возможностей приобретения разнообразных благ.

Что касается трансформации стоимостей, то значительно чаще оно происходит не в форме равномерного роста либо падения стоимостей всех товаров, а в виде трансформации цены на отдельный товар либо товарную группу. Наряду с этим понижение стоимостей кроме того отдельных товаров увеличивает бюджетные возможности и настоящее благосостояние. Напротив, повышение какой-либо отдельной цены сокращает их.

Такие обстановки смогут быть продемонстрированы на графике смещением линии бюджетных ограничений на протяжении той оси графика, где представлены товары с изменяющимися стоимостями. Увеличение стоимостей, например, на товарную группу X, при неизменных стоимостях вторых благ, приводит к смещению влево бюджетной линии на протяжении горизонтальной оси графика (рис. 5.6 б). При падения стоимостей данной группы товаров бюджетная линия, напротив, сместится вправо по оси X (на рис. не продемонстрировано).

Понижение стоимостей блага Y сместит линию вверх на протяжении оси Y (рис. 5.6 а); рост этих же стоимостей приведёт к смещению бюджетной ли-

нии вниз на протяжении оси Y (на рис. не продемонстрировано), означая соответствующее изменение возможностей закупок благ.

Не считая смещений под действием трансформаций лишь стоимостей либо лишь доходов, бюджетная линия может поменять собственный положение в следствии совместного действия обоих факторов. К примеру, бюджетные возможности смогут расти в силу повышения дохода и в один момент падать в силу повышения цен. Неспециализированный итог зависит от сравнительной силы обоих процессов. Разумеется, что в случае если рост номинальных финансовых доходов обгоняет рост стоимостей, то уровень благосостояния будет возрастать. В другом случае бюджетные возможности клиентов будут понижаться.

Ординализм: категории потребительских предпочтений

Студенты

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector