Опыт организации инновационной игры по разработке городской программы поддержки и развития культуры

Постараемся проследить на примере реально состоявшейся инновационной игры как реализуются возможности данной разработке, потенциал игротехнических средств, правила социокультурного проектирования и т.д.

Обрисовываемая игра была посвящена проблемам развития социокультурной сферы г.Полярные Зори. Игра проходила в 1996г. в течение четырех дней в пансионате, где на локальном пространстве было организовано игровое и внеигровое общение участников, их питание, проживание, досуг.

В игре участвовали 32 человека, представившие фактически все имеющиеся в городе слои, силы, структуры и т.д. Управление было представлено мэром и зам. главы администрации, курирующим социальную сферу, зав. отделом культуры. Институциональный уровень – директором Муниципального дома культуры, директором музыкальной школы, директором клуба в подведомственном муниципальный администрации поселке Африканда, директором музыкальной школы в этом же поселке, директорами четырех школ.

Уровень институциональный, но другой функциональной наполненности был представлен работниками клубных учреждений, кинофикации, социальных работ, органов здравоохранения, преподавателями школ.

Публичные структуры были представлены активистами местного историко-краеведческого объединения, профкомом Кольской АЭС.

Наконец, все участники являлись обитателями города и имели возможность отождествлять себя с объектом культурной политики – населением.

Структурно любой игровой сутки строился по одной схеме: первая добрая половина дня – дискуссия в режиме совещания по результатам работы в группах незадолго до, после этого работа в командах над новыми заданиями, вечерняя дискуссия с элементами консультирования со руководителей игры и стороны экспертов, по завершении – получение заданий для вечерней работы в группах.

В предигровой период посредством отдела культуры муниципальный администрации была собрана всесторонняя информация, объективно характеризующая социально-культурную обстановку в городе: заполнен социокультурный паспорт города, отражавший демографическую структуру, разные нюансы культурной жизни города, экономическое, кадровое, материально-техническое обеспечение культурной политики и т.д. Был совершён соцопрос горожан, опрошены кроме этого специалисты, осуществлен контент-анализ местной газеты за два года, обобщены аналитические справки разных отделов горадминистрации. Вся эта информация была обработана и в эргономичной форме доведена до участников для ее применения на протяжении игры.

В режиме высокой интенсивности участники решали задачи, формулируемые начальниками игры: разбирали обстановку в Полярных Зорях, производили варианты решения проблем, отбирали самые оптимальные, занимались проектированием, разбирали продуктивность собственной деятельности и намечали методы ее оптимизации.

На протяжении межгрупповых дискуссий участники отстаивали коллективно выработанные проекты и идеи, осуждали “продукцию” вторых команд, проводили своевременное оценивание и экспертизу проектов и т.д. Достаточно скоро они овладели правилами системного анализа, что повысило продуктивность фактически всех качеств их деятельности.

Серьёзная изюминка обрисовываемой инновационной игры – ее репрезентационный темперамент. Речь заходит о том, что на протяжении игры обстановка не имитировалась, а всецело соответствовала той действительности, в которой участники игры действуют как делая опытные функции, так и выступая в роли горожан.

Эта игра разрешила создать развития сферы программы и основные элементы поддержки культуры в г.Полярные Зори. наметил вероятные сценарии развития процессов демократизации в Как продемонстрировали последующие события, идеи, программы и проекты наработанные в игре, превратились в конкретные дела.

Принципиально важно подчернуть, что игра разрешила не только выработать оптимальную программу развития социокультурной сферы города, но и содействовала увеличению внимания администрации к проблемам культуры, усилила общественности и интерес населения к ним, содействовала формированию разных инициатив.

В процессуально-содержательном замысле игра проходила по следующему сценарию.

В первоначальный сутки произошло открытие семинара, где начальник игры растолковал правила и задачи, регламент работы.

Были совершены процедуры, снабжающие предстоящее развитие игры: участники были разбиты на четыре группы, им было предоставлено время для определения заглавия собственной команды, ее девиза, эмблемы, формулирования ожиданий от игры, пожеланий в адрес вторых команд, начальников игры и т.д.

Потом была прочтена вводная лекция, в которой была дана черта социокультурной обстановке в стране и в Мурманской области, намечены задачи игры:

– распознать приоритетные направления развития сферы культуры, учитывающей как вероятные интересы всех потребительских групп (власти, население, публичные организации, работники отрасли и т.д.), так и ограниченность материальных, технических и кадровых ресурсов;

– выяснить ресурсы и принципы перехода существующей совокупности культурно-досуговых учреждений на новый качественный уровень;

– наметить модернизации и пути развития существующей инфраструктуры культуры в соответствии с изменившейся социокультурной обстановкой;

– создать механизмы регулирования развития сферы культуры, координации действий национальных органов, общественности, делового мира в рамках развития программы и городской поддержки культурной жизни.

Предстоящая работа проходила в командах. Любая команда взяла в собственный распоряжение список характерных для города неприятностей, распознанных на протяжении опроса населения, контент-анализа прессы, опроса специалистов. Работа в командах была нацелена на ранжирование этих неприятностей их дополнение каждым участником, а после этого – на выработку единого “командного” мнения об иерархии неприятностей, источниках их происхождения и т.д.

На пленуме в данный сутки любая команда предлагала собственный ситуации комплекса и видение проблем в целом. Другие команды задавали вопросы, оценивали разные позиции, выступали в соответствии с указаниями начальников игры то в роли группы помощи, то – группы критики.

По итогам работы в последующей дискуссии и командах были проранжированы социально-культурные неприятности, характерные для Полярных Зорь. Значение данного этапа состояло не только в формировании информационной базы для игрового проектирования, но и в том, что участники, взяв и осмыслив объективную данные о социокультурной ситуации в городе, осознали развития сферы и важность поддержки культуры города как одного из решающих факторов ответа обозначенных выше неприятностей, прониклись важностью решаемых ими задач, взяли дополнительные стимулы для продуктивной деятельности.

Следующее задание для работы в группах пребывало в определении суммы факторов, каковые не разрешают сфере культуры внести нужный вклад в решение проблем города. Работа в группах и на пленуме строилась по приведенной выше схеме и в итоге участники пришли к согласованному точке зрения довольно “отраслевых” неприятностей сферы культуры, каковые не разрешают учреждениям культуры функционировать в соответствии с их возможностями, целями и т.д.

Пройденные участниками этапы создали нужные предпосылки чтобы:

– представить наиболее проблемы совершенствования культурной жизни и сформулировать соответствующие задачи культурной политики;

– выделить те конкретные направления практической деятельности, каковые разрешат локализовать воздействие негативных факторов, сдерживающих развитие культурной жизни города.

Это и составило содержание следующего задания для работы в командах.

Тут команды делали своеобразные задания по анализу группы факторов, определяющих развития сферы и приоритетные направления поддержки культуры. Это осуществлялось на базе исполнения следующих процедур:

а) отнесение распознанных неприятностей к разным сферам социокультурной судьбе (художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической) и определение их носителей (в качестве которых выступают группы населения и различные категории г.Полярные Зори);

б) анализ факторов, определяющих историко-культурную самобытность города;

в) черта материально-технических, кадровых и денег.

На основании данной информации любая команда сформулировала собственный видение приоритетов развития культуры в Полярных Зорях.

Потом, в ходе межгрупповой дискуссии эти позиции были подвергнуты всестороннему дискуссии и в итоге участники игры пришли к согласованному точке зрения о приоритетах развития и поддержки сферы культуры, включающих: использование и сохранение культурного наследия; развитие художественной судьбе города, помощь классического народного творчества; развитие детского творчества, помощь молодых даров; совершенствование организации культурно-досуговой развлечений и деятельности; благоустройство города, эстетическое развитие муниципальный среды; развитие туристско-экскурсионного дела; развитие межрегиональных, межнациональных и сотрудничества и международных контактов в сфере культуры.

Во второй сутки главное внимание было уделено конкретизации вышеуказанных приоритетов культурной политики в форме целевых программ и проектов. По окончании краткой лекции начальника игры, где были освещены главные требования к программам (соответствие приоритету, нацеленность на решение определенной неприятности, на ее носителя, соответствие имеющимся ресурсам и т.д.) началась работа в командах, которая кроме этого была выстроена в два этапа. Сперва любой участник игры на особом бланке формулировал собственный проект. После этого данный проект оценивался участниками всех остальных команд методом проставления баллов в одной из граф:

– проект заслуживает первостепенного финансирования;

– проект возможно профинансирован при наличии внебюджетных средств;

– проект сейчас финансировать не нужно;

– проект финансировать не нужно.

Сумма баллов, собранных участником выступала критерием качества проекта. Эта процедура в один момент решала задачу дополнительного позиционирования участников. Они из разработчиков преобразовывались в инвесторов и уже иными глазами наблюдали на проекты. По результатам групповой оценки любой участник дорабатывал собственный проект.

В итоге данной процедуры на пленуме любая команда докладывала собственные проекты, занявшие лидирующие места. Наряду с этим в режиме прямого диалога задавались вопросы, давались критические оценки проектам, высказывались пожелания по доработке.

В третий сутки любая команда, выбрав приоритет, над которым она будет работать , и взяв соответствующие проектные планы по этому приоритету от вторых команд, начинала трудиться по его наполнению конкретными проектами. По сути, второй сутки, его завершающая часть, представляли собой аукцион идей, где материал, наработанный каждой командой, становился неспециализированным достоянием.

На вечернем совещании любая команда докладывала результаты собственной работы. Другие команды выступали в ролях “радикалов”, “консерваторов”, “прагматиков” и т.д. Это разрешало посмотреть на предлагаемые проекты с разных позиций, встретиться с ними с неожиданной стороны, найти очевидные слабости, распознать в них самое уникальное.

В частности, команда “Дело”, разрабатывавшая приоритет “использование и Сохранение культурного наследия”, сформулировала следующие задачи культурной политики в рамках приоритета: воспитание эмоции гордости за собственный город методом оформления и выявления историко-культурного своеобразия, включения в данный процесс разных групп населения; уважения и воспитание любви к истории города, его традициям; помощь публичных инициатив историко-краеведческой и патриотической направленности; привлечение обитателей г.Полярные Зори к пропаганде исторического наследия среди гостей города.

Командой были предложены конкретные проекты, самая типичная из которых – «Истоки» – наглядно характеризует степень осмысления распознанный ранее неприятностей и рвение команды решить их проектными средствами: Задачи программы в сфере использования и сохранения культурного наследия были сформулированы следующим образом: изучение истории города, оформление и выявление его историко-культурного своеобразия; включение в данный процесс разных групп населения; воспитание у детей и подростков эмоции гордости за собственный город, уважения и любви к его истории, традициям; привлечение обитателей г.Полярные Зори к пропаганде исторического наследия среди гостей города; помощь публичных инициатив историко-краеведческой и патриотической направленности.

В один момент были намечены мероприятия в ходе проекта: организация на базе школ краеведческих клубов и объединений по области истории и изучению города, местных традиций, обычаев, обрядов; организация на базе клуба-музея направлений по подготовке экскурсоводов и краеведов для школьников («Юный экскурсовод»), в возможности – создание детского экскурсбюро; проведение детских конкурсных программ «Знай собственных предков» (создание школьниками родословной собственной семьи); проведение конкурса рефератов обучающихся школ; проведение и подготовка краеведческих конференций, олимпиад; издание и подготовка муниципального месяцеслова; проведение на базе МКЦ серии тематических мероприятий “Из бабушкиного сундука” (восстановление ветхих, забытых рецептов северной кухни, древних обрядов, ремесел); проведение Дня славянской письменности и культуры; проведение и подготовка Дня музеев; организация издательско-рекламной деятельности (издание книг, статей, буклетов о городе, его достопримечательностях).

Этот проект привёл к одобрению большинства участников игры, т.к. он был тесно связан с тем, что уже осуществляется в городе и предусматривал продолжение работы в рамках этих направлений: организацию неизменно действующих книжных выставок краеведческой направленности (“Страничка краеведа”, “Солнце ездит на оленях”, “Уголок аборигена”, “У кромки континента”); серии персональных выставок (“Этнограф края летучего камня”, “Календарь памятных дат”, “талант и Судьба”, “Сутки саамского слова”, “Северная палитра”, “Славен город людьми в нем живущими”); проведение серии вечеров-портретов с увлекательными людьми – ветеранами-строителями КАЭС и города, носителями неповторимых разработок, традиций, др и хобби., городского семь дней библиотеки “Да не прервется отечественная память”.

Наровне с «Истоками» в рамках разрабатываемого командой приоритета был предложен проект “Краеведческий музей”. Его актуальность была обусловлена объективными возможностями музея как научно-просветительного и культурно-воспитательного учреждения, образовательного и духовного центра; социальными функциями музея как трансляции и института аккумуляции исторических духовного опыта и знаний, носителя исторической памяти и восстановления исторической справедливости; своеобразной ролью музея в условиях молодого города и малого как показателя муниципального культурного статуса, синтезирующего разные компоненты культурной жизни: мастерство, просвещение, историю, как оформления и средства выявления историко-культурной уникальности города.

Наровне с проработкой неспециализированной идеи, были намечены конкретные мероприятия по реализации проекта, каковые разработали необычную программу предстоящих действий: разработка концепции музея; подготовка учредительной документации: устава, учредительного соглашения, др. нормативных документов; комплектование и исследовательская работа музейных фондов; приобретение музейного оборудования, предметов музейного значения[100].

Команда “Гармония” трудившаяся над приоритетом “Развитие художественной судьбе города, помощь классического народного творчества”, сформулировала задачи, решаемые в рамках данного приоритета и вышла на идеи следующих проектов: “Муниципальный оркестр народных инструментов”, “Торжественный календарь Полярных Зорь”

Актуальность последнего проекта, как было выделено участниками дискуссии в ходе его дискуссии, предопределяется необходимостью формирования совокупности культурных мероприятий и акций городского характера, каковые: во-первых, в собственной совокупности отразили бы и выделили своеобразие и уникальность Полярных стали и Зорь бы визиткой города в регионе и в более широких пределах; во-вторых, содействовали интеграции разных групп населения (возрастных, опытных социальных), содействовали бы установлению конфиденциальных взаимоотношений между органами власти и населением; в-третьих, скоординировали упрочнения разных учреждений и ведомств, инициативных групп, общественности в оптимизации культурной жизни города.

Логика разработчиков проекта строилась на том, что мероприятия, составляющие структуру торжественного календаря города, должны опираться на событийную базу разных уровней: события мирового, интернационального масштаба: (1 мая, 8 Марта, Новый Год, Интернациональный сутки защиты детей, Интернациональный сутки молодежи, Сутки пожилых людей и т.п.); события Русского масштаба (Сутки Конституции, Сутки знаний, Сутки космонавтики и др.); события областного масштаба; события муниципального уровня (Сутки основания города, праздничные дни национальных культур, разные классические культурные акции и др.); события, касающиеся отдельных опытных групп (Сутки энергетика, Сутки строителя, опытные армейские праздничные дни и т.п.); события личной биографии, значимые для жизни города (Бал выпускников, проводы в Армию, Посвящение в профессию и т.д.).

В четвертый денькоманды разрабатывали программы реализации собственных проектов. На протяжении пленарного дискуссии этих документов подробно обсуждались трудности воплощения в судьбу проектов, вероятные варианты действий в зависимости от трансформации экономической, политической, культурной ситуации в области и городе.

Любой участник игры разработал личный замысел действий, после этого эти замыслы были оценены вторыми участниками в балльной совокупности по параметрам соответствия должности участника игры, его настоящим возможностям, степени влияния игрового опыта на последующие действия и т.д. Потом, будучи обсуждены в команде, эти замыслы были доложены всем присутствующим и потом рассматривались как совокупность личных обязательств работников по совершенствованию культурной жизни Полярных Зорь.

В данный же сутки подводились итоги работы. Участники дали оценку эффективности игры методом сопоставления собственных ожиданий от нее и настоящих итогов, были намечены кроме этого пути и формирования доработки и сроки проектов на их базе комплексной межотраслевой развития культуры и программы поддержки Полярных Зорь.

Преимущества игровых разработок социокультурного проектирования, о которых говорилось выше, были полностью показаны на протяжении обрисовываемой игры. В частности, усилилось внимание населения к проблемам развития культуры, потому, что о игре детально информировала горожан студия кабельного телевидения и городская газета. Увеличился инновационный потенциал участников игры. Возвратившись на собственные рабочие места, участники почувствовали прилив творческих сил, показали рвение к ломке сложившихся стереотипов, преодолению узких рамок отраслевого подхода к культуре.

Управление инновационной деятельностью предприятия. Урок 76


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: