Определение понятия, причины возникновения, клинико-психолого-педагогическая характеристика

К лицам с нарушениемумственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением в основном познавательной сферы, появляющимся благодаря органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) темперамент. Характерной изюминкой недостатка при умственной отсталости есть нарушение высших психологических регуляции — поведения и функций отражения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.
Обстоятельства происхождения умственной отсталости разнообразны, К ним относятся наследственные болезни (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные заболевания соединительной ткани, наследственные дегенеративные болезни центральной нервной совокупности и др.), нарушения в числе и строении хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского —Тернера и др.).
Привести к умственной отсталости смогут разного рода патогенные (вредоносные) факторы, каковые воздействуют на плод во время внутриутробного развития.
Прежде всего к ним относятся внутриутробные заразы:
хронические — токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия и др., вирусные — краснуха, эпидемический паротит (свинка), корь, ветряная оспа, грипп и др. На более поздних сроках беременности острые инфекционные болезни матери смогут привести к возникновению и внутриутробному заражению плода у него внутриутробного энцефалита либо менингоэнцефалита. Негативное действие на развитие мозга плода оказывают кое-какие хронические заболевания матери: заболевания сердечно-сосудистой совокупности, почек, печени. Использование лекарственных препаратов, каковые запрещены к применению во время беременности, может привести к интоксикации плода (кое-какие антибиотики, последовательность нейролептических и противосудорожных препаратов, гормоны, плодоизгоняющие средства). Пагубно сказываются на развитии плода курение, пьянство, наркомания своих родителей, неправильное питание матери, разные физические и психологические травмы, перенесенные во время беременности, работа дамы на вредном производстве до беременности и во время беременности, негативные условия внешней среды, повышенный радиационный фон в местности, где живёт беременная дама. Иммунологический конфликт между плодом и матерью по резус-фактору либо групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемолитической заболевании новорожденных, кроме этого возможно обстоятельством умственной отсталости.
Во время родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга.
Во время по окончании родов умственная отсталость возможно позвана нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит). Реже ее обстоятельством смогут быть черепно-мозговые травмы, интоксикации (отравления).
Установлено, что степень понижения интеллекта зависит от времени действия патогенного фактора. К примеру, заболевание беременной дамы в первые три месяца беременности краснухой возможно обстоятельством умственной отсталости будущего ребенка, при заболевании в более поздние сроки нарушения будут менее выражены и смогут привести к задержке психологического, речевого развития.
Умственно отсталые лица — разнородная по собственному составу
несколько. В нее входят те, у которых поражение мозга появилось внутриутробно (во время плода и развития эмбриона), на протяжении родов либо по окончании родов во время до трех лет, т. е. до становления речи. В этом случае имеет место диагноз олигофрения. Дети фактически здоровы, но наряду с этим отмечается стойкое недоразвитие психики, которое проявляется не только в отставании от нормы,
но и в глубоком своеобразии. Олигофрены способны к формированию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют большую часть умственно отсталых.
Меньшая по численности несколько — лица, у которых умственная
отсталость появилась по окончании трех лет. В следствии травм головного
мозга, разных болезней (менингита, энцефалита, менингоэнцефалита случился распад уже сформировавшихся психически функций. Эти состояния именуют деменцией. Интеллектуальны недостаток при деменции необратим. К примеру, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, понижении либо утрата интереса к игре, рисованию Поражения при деменции неоднородны. Наровне с выраженным нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться
громадная либо меньшая сохранность вторых его отделов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи. Особенную группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими болезнями нервной совокупности: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих болезней происходит распад психологических образований, умственная отсталость усугубляется, достигает тяжелой степени, появляются своеобразные изюминки эмоционально-волевой сферы, личности и деятельности в целом. Своевременное лечение разрешает
затормозить прогрессирование заболевания.
По выраженности интеллектуального недостатка выделяют пара степеней умственной отсталости. Общепринятая классификация основанная на систематизации разных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности, определяет три главные группы: дебильность, имбецильность и идиотию.
В государствах Западной Европы и США эти термины употребляются только в узком опытном кругу экспертов (к примеру, медиками). В широкой социальной и педагогической практике употребляется обобщающее определение «труднообучаемые».
В соответствии с классификации, принятой Глобальной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г., умственная отсталость включает четыре степени понижения интеллекта: малого, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (1().
Сопоставление качественной характеристики понижения интеллекта (Российская Федерация) и количественной чёрта (зарубежные государства) дает следующие соотношения:

Задержка психологического развития у детей.


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: