Обсуждение производственных ситуаций

Тест направлен на оценку 4 типов ориентации начальника в ходе управления. Связь между эффективностью деятельности и личностными характеристиками опосредуется такими социально-психотерапевтическими факторами, как позиция личности в коллективе, степень соответствия ее заинтересованностей заинтересованностям участников коллектива. Тест измеряет следующие 4 типа позиций, склонностей либо ориентации начальника:

Д — ориентация на интересы дела;

П — ориентация на отношения с людьми, психотерапевтический климат в коллективе;

О — ориентация на официальную субординацию;

С — ориентация на себя.

Вам будет предложено 20 производственных обстановок и 4 варианта их решения (А, Б, В и Г). Выберите, прошу вас, те варианты ответа из предложенных, каковые вам подходят, и отметьте их. Старайтесь быть искренними и объективными.

Обстановка 1. Ваш руководитель, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, что уже занят исполнением другого важного задания. Вы и ваш глава вычисляете задания неотложными.

Выберите самый приемлемый для вас вариант.

А.Не оспаривая задания главы, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить исполнение текущей работы.

Б.Все зависит от того, как для меня авторитетен глава.

В.Выражу подчиненному собственный несогласие с заданием главы, предотвращу его, что впредь в аналогичных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласования со мной.

Г.В интересах дела предложу подчиненному делать начатую работу.

Обстановка 2.Вы взяли в один момент два срочных задания: от вашего яркого и вашего вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков исполнения заданий у вас нет, нужно безотлагательно начать работу. Выберите предпочтительное ответ.

А.Прежде всего начну делать задание того, кого больше уважаю.

Б.Сперва буду делать задание самоё важное на мой взор.

В.Сперва выполню задание вышестоящего начальника.

Г.Буду делать задание собственного руководителя.

Обстановка 3.Между двумя вашими подчиненными появился конфликт, что мешает им удачно трудиться. Любой из них в отдельности обращался к вам прося, дабы вы разобрались и поддержали его позицию.

Выберите собственный вариант поведения в данной ситуации.

А.Я обязан пресечь конфликт на работе, дать добро конфликтные взаимоотношения — это их личное дело.

Б.оптимальнее попросить разобраться в конфликте представителей публичных организаций.

В.В первую очередь лично постараться разобраться в мотивах конфликта и отыскать приемлемый для обоих метод примирения.

Г.Узнать, кто из участников коллектива является авторитетом для конфликтующих, и постараться через него влиять на этих людей.

Обстановка 4. В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в следствии чего допущен брак. Бригадиру малоизвестен виновник, но распознать и наказать его нужно.

Как бы вы поступили на месте бригадира? Выберите приемлемый для вас вариант ответа.

А.Покину выяснение фактов по этому инциденту до окончания исполнения производственного задания.

Б.Заподозренных в проступке вызову к себе, сильно поболтаю с каждым с глазу на глаз, предложу назвать виновного.

В.Скажу о произошедшем тем из рабочих, которым самый доверяю, предложу им узнать конкретных виновных и доложить.

Г.По окончании смены совершу собрание бригады, публично потребую их наказания и выявления виновных.

Обстановка 5. Вам предоставлена возможность выбрать себе помощника.

Имеется пара кандидатур. Любой претендент отличается следующими качествами:

А.Первый пытается, в первую очередь, к тому, дабы наладить доброжелательные товарищеские отношения в коллективе, создать на работе воздух дружеского расположения и взаимного доверия, предпочитает избегать распрей, что не всеми понимается верно.

Б.Второй довольно часто предпочитает в интересах дела идти на ухудшение отношения, «несмотря на лица», отличается повышенным эмоцией ответственности за порученное дело.

В.Третий предпочитает трудиться строго правильно, неизменно аккуратен в исполнении собственных должностных обязанностей, требователен к подчиненным.

Г.Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении собственной цели, постоянно стремится закончить, не придает громадного значения вероятным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными. Какую кандидатуру вы выберите?

Обстановка 6. Вам предлагается выбрать себе помощника. Кандидаты отличаются друг от друга следующими изюминками взаимоотношений с вышестоящим главой:

А.Первый скоро соглашается с мнением либо распоряжением главы, пытается четко, безоговорочно и в срок делать все его задания.

Б.Второй может скоро соглашаться с мнением главы, заинтересованно и ответственно делать все его задания и распоряжения, но лишь в том случае, если глава авторитетен для него.

В.Третий владеет богатым знаниями и профессиональным опытом, хороший эксперт, умелый организатор, но не редкость неуживчив, тяжёл в контакте.

Г.Четвертый весьма умелый и грамотный эксперт, но постоянно стремится к независимости и самостоятельности в работе, не обожает, в то время, когда ему мешают. Какую кандидатуру вы выберите?

Обстановка 7. В то время, когда вам случается общаться с сотрудниками либо подчиненными в неформальной обстановке, на протяжении отдыха, к чему вы более склонны:

А.Вести беседы, родные вам по деловым и опытным заинтересованностям.

Б.Задавать тон беседе, уточнять мнения по спорным вопросам, отстаивать собственную точку зрения, хотеть попасть в чем-то убедить вторых.

В.Разделять неспециализированную тему бесед, не навязывать собственного мнения, поддерживать неспециализированную точку зрения, стремиться не выделяться собственной активностью, а лишь выслушивать собеседников.

Г. Стремиться не сказать о работе и делах, быть посредником в общении, быть непринужденным и внимательным к вторым. Выберите один вариант ответа.

Обстановка 8.Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, не смотря на то, что давал слово и давал слово, что аналогичного случая больше не повторится. Как направляться поступить?

А.Дождаться исполнения задания, а после этого сурово поболтать наедине, предотвратив в последний раз.

Б.Не ждя исполнения задания, поболтать с ним о обстоятельствах повторного срыва, добиться исполнения задания, наказать за срыв рублем.

В.Посоветоваться с умелым работником, авторитетным в коллективе, как поступить с нарушителем. В случае если для того чтобы работника нет, вынести вопрос о недисциплинированности работника на собрание коллектива.

Г. Не ждя исполнения задания, передать вопрос о наказании работника на решение актива. В будущем повысить контроль и требовательность за его работой.

Обстановка 9.Подчиненный игнорирует указания и ваши советы, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему показываете. Как вы станете поступать с этим подчиненным в будущем?

А.Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, применю простые административные меры наказания.

Б.В интересах дела попытаюсь позвать его на откровенный беседу, постараюсь отыскать с ним неспециализированный язык, настроить на рабочий контакт.

В.Обращусь к активу коллектива – пускай обратят внимание на его неправильное поведение и применят меры публичного действия.

Г.Постараюсь разобраться в том, не делаю ли я сам неточностей во взаимоотношениях с этим подчиненным, и лишь позже решу, как поступить.

Обстановка 10. В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый начальник, приглашенный со стороны.

Как именно, по вашему точке зрения, ему лучше функционировать, дабы нормализовать психотерапевтический климат в коллективе?

А.В первую очередь установить рабочий контакт со приверженцами нового, не принимая действительно аргументы приверженцев ветхого порядка, вести работу по внедрению новшеств, влияя на соперников силой примера и своего примера вторых.

Б.В первую очередь постараться разубедить и привлечь в свой лагерь приверженцев прошлого стиля работы, соперников изменений, влиять на них убеждением в ходе дискуссии.

В.В первую очередь выбрать актив, поручить ему разобраться и предложить меры по нормализации обстановки в коллективе; опираться на актив, помощь общественных организаций и администрации.

Г.Изучить улучшения развития качества и перспективы коллектива производимой продукции, поставить перед коллективом новые задачи совместной трудовой деятельности, опираться на трудовые традиции и лучшие достижения коллектива, не противопоставлять новое ветхому.

Обстановка 11. В самый напряженный период завершения производственной программы один из сотрудников вашего коллектива заболел. Любой из подчиненных занят исполнением собственной работы. Работа отсутствующего кроме этого должна быть выполнена в срок. Как поступить в данной ситуации?

А.Взгляну, кто из сотрудников меньше загружен, и распоряжусь: «Вы, Иванов, заберёте эту работу, а вы, Петров, поможете доделать другую».

Б.Предложу коллективу: «Давайте совместно подумаем, как выйти из создавшегося положения».

В.Попрошу участников актива коллектива высказать собственные предложения, предварительно обсудив их с участниками коллектива, после этого приму ответ.

Г.Вызову к себе самого умелого и надежного работника и попрошу его выручить коллектив, сделав работу отсутствующего.

Обстановка 12. У вас создались натянутые отношения с сотрудником. Допустим, что обстоятельства этого вам не совсем ясны, но нормализовать отношения нужно, дабы не страдала работа.

Что бы вы предприняли прежде всего?

А.Открыто вызову сотрудника на откровенный беседу, дабы узнать подлинные обстоятельства натянутых взаимоотношений.

Б.В первую очередь постараюсь разобраться в собственном поведении по отношению к нему.

В.Обращусь к сотруднику со словами: «От отечественных натянутых взаимоотношений страдает дело. Пора договориться, как трудиться дальше».

Г. Обращусь к вторым сотрудникам, каковые в курсе отечественных взаимоотношений и смогут быть посредниками в их нормализации.

Обстановка 13. Вас сравнительно не так давно выбрали начальником трудового коллектива, в котором вы пара лет трудились рядовым сотрудником. На 8 ч. 15 мин. Вы позвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения обстоятельств его нередких опозданий на работу, но сами нежданно опоздали на 15 мин. Подчиненный же пришел своевременно и ожидает вас.

Как вы начнете беседу при встрече?

А.Независимо от собственного опоздания сразу же потребую его объяснений об опозданиях на работу.

Б.Извинюсь перед подчиненным и начну беседу.

В.Поздороваюсь, растолкую обстоятельство собственного опоздания и спрошу его: «Как вы думаете, что возможно ожидать от начальника, что так же довольно часто опаздывает, как и вы?»

Г.В интересах дела отменю беседу и перенесу ее на второе время.

Обстановка 14. Вы трудитесь начальником уже второй год. Юный работник обращается к вам прося отпустить его с работы на четыре дня за собственный счет в связи с бракосочетанием.

— Из-за чего на четыре?— задаёте вопросы вы.

— А в то время, когда женился Иванов, вы ему разрешили четыре,— невозмутимо отвечает работник и подает заявление. Вы подписываете заявление на трое суток, в соответствии с действующему положению.

Но подчиненный выходит на работу спустя четыре дня.

Как вы поступите?

А.Скажу о нарушении дисциплины вышестоящему главе, пускай он примет решение.

Б.Предложу подчиненному отработать четвертый сутки в выходной. Сообщу: «Иванов также отрабатывал».

В.Ввиду исключительности случая (так как люди женятся нечасто) ограничусь публичным замечанием.

Г.Заберу ответственность за его прогул на себя. Легко сообщу: «Так поступать не следовало. Поздравлю, захочу счастья».

Обстановка 15. Вы начальник производственного коллектива. Во время ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии опьянения сломал дорогостоящее оборудование. Второй, пробуя его отремонтировать, было травмирован. Виновник звонит вам к себе по телефону и с тревогой задаёт вопросы, что же им сейчас делать? Как вы ответите на звонок?

А.«Действуйте в соответствии с инструкции. Прочтите ее, она у меня на столе, и сделайте все, что требуется».

Б.«Доложите о произошедшем вахтеру. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавший пускай идет к дежурной медсестре. на следующий день разберемся».

В.«Без меня ничего не предпринимайте. на данный момент я приеду и разберусь».

Г. «В каком состоянии пострадавший? В случае если нужно, безотлагательно приведите к врачу».

Обстановка 16. в один раз вы были участником дискуссии нескольких начальников производства о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения вам понравилась больше всего. Какая?

А.Первый: «Дабы подчиненный прекрасно трудился, необходимо доходить к нему лично, учитывать особенности его личности».

Б.Второй: «Все это мелочи. Основное в оценке людей — это их деловые качества, повиновение. Любой обязан делать то, что ему положено».

В.Третий: «Я считаю, что успеха в управлении возможно добиться только в том случае, если подчиненные доверяют собственному начальнику, уважают его».

Г.Четвертый: «Это верно, но все же лучшими стимулами в работе являются четкий приказ, приличная заработная плат, заслуженная премия».

Обстановка 17. Вы — глава цеха. По окончании реструкуризации вам нужно безотлагательно перекомплектовать пара бригад в соответствии с новому штатному расписанию. По какому пути вы отправитесь?

А.Возьмусь за дело сам, изучу все перечни и индивидуальные дела работников цеха, предложу собственный проект на собрании коллектива.

Б.Предложу решить данный вопрос отделу кадров. Так как это их работа.

В.Чтобы не было распрей предложу высказать собственные пожелания всем заинтересованным лицам, создам рабочую группу по комплектованию новых бригад.

Г.Сперва выясню, кто будет управлять участки и новые бригады, после этого поручу этим людям подать собственные предложения по составу бригад.

Обстановка 18. В вашем коллективе имеется работник, что скорее числится, чем трудится. Его это положение устраивает, а вас нет. Как вы поступите в этом случае?

А.Поболтаю с этим человеком с глазу на глаз. Разрешу ему понять, что ему лучше уволиться самостоятельно.

Б.Напишу докладную вышестоящему главе с предложением «сократить» эту единицу.

В.Предложу коллективу обсудить эту обстановку и подготовить собственные предложения о том, как поступить с этим человеком.

Г.Отыщу для этого человека подходящее дело, прикреплю наставника, усилю контроль за его работой.

Обстановка 19. При распределении коэффициента трудового участия (КТУ) кое-какие члены бригады посчитали, что их незаслуженно «обошли», это явилось предлогом для их жалоб главе цеха.

Как бы вы отреагировали на эти жалобы на его месте?

А.Вы отвечаете жалобщикам приблизительно так: «КТУ утверждает и распределяет ваша бригада, я тут ни при чем».

Б.«Прекрасно, я учту ваши жалобы и попытаюсь разобраться в этом вопросе с вашим бригадиром».

В.«Не волнуйтесь, вы получите собственные деньги. Изложите собственные претензии на мое имя в письменной форме».

Г.Дав обещание оказать помощь установить истину, сразу же пройдете на участок и побеседуете с бригадиром, другими членами и мастером актива бригады. При подтверждения обоснованности жалоб предложите бригадиру перераспределить КТУ в следующем месяце.

Обстановка 20. Вы сравнительно не так давно начали работату главой современного цеха на большом промышленном предприятии, придя на эту должность с другого завода. Еще не все знают вас в лицо. До обеденного перерыва еще два часа. Идя по коридору, вы видите трех рабочих вашего цеха, каковые о чем-то оживленно разговаривают и не обращают на вас внимания. Возвращаясь через 20 мин., вы видите ту же картину. Как вы себя поведете?

А.Остановлюсь, разрешу понять рабочим, что я новый глава цеха. Вскользь увижу, что беседа их затянулась и пора браться за дело.

Б.Спрошу, кто их руководитель. Вызову его к себе в кабинет.

В.Сперва спрошу, о чем идет разговор. После этого представлюсь и спрошу, нет ли у них каких-либо претензий к администрации. Затем предложу состояться в цех на рабочее место.

Г.В первую очередь представлюсь, спрошу, как обстоят дела в их бригаде, как загружены работой, что мешает трудиться ритмично? Заберу этих рабочих на заметку.

Номер обстановки Ориентация на дело Ориентация на отношения с людьми Ориентация на официальную субординацию Ориентация на себя
Г Б В А
Б А Г В
А Г В Б
А В Б Г
Б А Г В
В Б Г А
А Г Б В
А В Б Г
Б В Г А
Г Б А В
А Б Г В
В Г Б А
Г Б В А
Б В Г А
А Г В Б
Б А В Г
Г В А Б
В Г А Б
Г В А Б
Г В Б Д

Подсчитайте количество собранных вами баллов по каждой позиции и выясните полученные приоритеты личных ориентации в управлении. Ориентация на дело (Д) характеризует ваш уровень компетентности, свойство к независимому принятию ответов, вашу личную продуктивность.

Ориентация на отношения с людьми (П) характеризует вашу воспитательную, добрую направленность, умение делегировать полномочия, вовлекать участников коллектива в процесс принятия ответов.

Ориентация на официальную субординацию (О) характеризует ваше стрем ление выполнять внешние проявления деятельности начальника, казаться начальником, выполнять громадную расстояние с подчиненными, сохранять авторитет любой ценой.

Ориентация на себя (С) характеризует ваше рвение реализовать себя в руководящей работе, добиться личных целей, рвение к независимости и самостоятельности.

4 Тест «Определение стиля управления трудовым коллективом»

Этот опросник разрешает выяснить тип лидера и стиль руководства начальника в трудовом коллективе. Инструкция. Перед Вами 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества начальника. Любая несколько

складывается из трёх утверждений, обозначенных буквами a, б, в. Вам направляться пристально прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в громаднейшей степени соответствует Вашему точке зрения о конкретном начальник.

1. а) Требует, дабы обо всех делах докладывали как раз ему.

б) Старается всё решать вместе с подчинёнными, единолично решает лишь самые срочные и своевременные вопросы.

в) Кое-какие ответственные дела решаются практически без участия начальника, его функции делают другие.

2. а) Неизменно что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но ни при каких обстоятельствах не требует.

б) Приказывает так, что хочется выполнить.

в) Приказывать не может.

3. а) Старается, дабы его помощники были квалифицированными экспертами.

б) Начальнику безразлично, кто трудится у него помощником, ассистентом.

в) Он получает подчинения заместителей и безотказного исполнения, ассистентов.

4. а) Его интересует лишь исполнение замысла, а не отношения людей друг к другу.

б) В работе не заинтересован, подходит к делу формально.

в) Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.

5. а) Возможно, он консервативен, поскольку опасается нового.

б) Инициатива подчинённых начальником не принимается.

в) Содействует тому, дабы трудились самостоятельно.

6. а) На критику начальник в большинстве случаев не обижается, прислушивается к ней.

б) Не обожает, в то время, когда его осуждают, и не старается скрыть это.

в) Критику выслушивает, кроме того планирует принимать меры, но ничего не

предпринимает.

7. а) Складывается чувство, что начальник опасается нести ответственность за собственные действия, хочет уменьшить собственную ответственность.

б) Ответственность распределяет между собой и подчинённым.

в) Начальник единолично принимает решения либо отменяет их.

8. а) Систематично советуется с подчинёнными, в особенности с умелыми работниками.

б) Подчинённые не только рекомендуют, но смогут давать указания собственному начальнику.

в) Не допускает, дабы подчинённые ему рекомендовали, а тем более возражали.

9. а) В большинстве случаев советуется с нижестоящими руководителями и заместителями, но не с рядовыми подчинёнными.

б) Систематично общается с подчинёнными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, каковые предстоит преодолеть.

в) Для исполнения какой-либо работы ему часто приходится уговаривать собственных подчинённых.

10. а) Неизменно обращается к подчинённым культурно, доброжелательно.

б) В обращении с подчинёнными довольно часто проявляет равнодушие.

в) По отношению к подчинённым не редкость нетактичным а также неотёсанным.

11. а) В критических обстановках начальник не хорошо справляется со собственными обязанностями.

б) В критических обстановках начальник, в большинстве случаев, переходит на более твёрдые способы управления.

в) Критические обстановки не изменяют метода его управления.

12. а) Сам решает кроме того те вопросы, с которыми не совсем прекрасно знаком.

б) В случае если что-то не знает, то не опасается этого продемонстрировать и обращается за помощью к вторым.

в) Он не имеет возможности функционировать сам, а ожидает «подталкивания » со стороны.

13. а) Пожалуй, он не весьма требовательный человек.

б) Он требователен, но одновременно и честен.

в) О нём возможно заявить, что он не редкость через чур строгим а также придирчивым.

14. а) Осуществляя контроль результаты, постоянно замечает хорошую сторону, хвалит подчинённых.

б) Неизменно весьма строго осуществляет контроль работу подчинённых и коллектива в целом.

в) Осуществляет контроль работу от случая к случаю.

15. а) Начальник может поддерживать порядок и дисциплину.

б) Довольно часто делает подчинённым выговоры , замечания.

в) Не имеет возможности оказывать влияние на дисциплину.

16. а) В присутствии начальника подчинённым всё время приходится трудиться в напряжении.

б) С начальником трудиться весьма интересно.

в) Подчинённые предоставлены сами себе.

По всей совокупности ответов определяется главный стиль управления: авторитарный, демократический либо либеральный .

А — АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ Л – ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ Д – ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Ключ к методике:

№ вопроса Варианты ответов № вопроса Варианты ответов
а б в а б в
А Д Л А Д Л
А Д Л Д Л А
Д Л А Л А Д
А Л Д А Д Л
Л А Д Л Д А
Л А Д Д А Л
Д Л А Д А Л
Л Д А А Д Л

5 Тест «Способны ли вы быть фаворитом?»

Ответьте «да» либо «нет» на следующие вопросы:

1.Можете ли Вы отказывать вторым в их просьбах?

2.Избегаете ли Вы столкновений, кроме того в то время, когда думаете, что правы?

3.Легко ли подчиняетесь предписаниям и правилам?

4.Вы довольно часто просите прощения?

5.Вы прекратите носить одежду, в случае если кто-то посмеется над ней?

6.Стараетесь ли Вы модно наряжаться?

7.В случае если одежда неудобная, но идет Вам, станете ли Вы НОСИТЬ ее?

8.Приходилось ли Вам когда-нибудь вести себя грубо на дороге?

9.Вы нетерпеливы с людьми, каковые не сходу знают, чего от них желают?

10. Используете ли Вы нецензурные выражения?

11. Выставляете ли людей в невыгодном свете?

12. Злят ли Вас мнения, высказываемые по телевизору?

13. Имеете возможность ли честно сообщить подчиненному, что Вас не устраивает его работа?

14. Вы постоянно говорите то, что думаете, несмотря на последствия?

15. Вычисляете ли Вы себя нетерпимым?

16. Раздражаетесь ли, в случае если проигрываете в споре?

17. Главные ответа в жизни принимают за Вас другие?

18. Вы тратите деньги лишь на себя и собственные наслаждения?

19. Наряжаетесь ли Вы так, дабы привлечь интерес?

20. Нормально ли ощущаете себя в толпе?

Подсчет баллов. Любой утвердительный ответ на вопросы 1—8 и 19 приносит 1 балл, любой отрицательный ответ на вопросы 9—18 и 20 — кроме этого 1 балл.

Если вы собрали от 14 до 20 баллов, вы не фаворит. Вам больше по душе чужие подсказки, а не указания и собственные приказы. При кризиса вам бы хотелось надеяться на управление со стороны и делать все, о чем вас попросят.

Если вы собрали от 7 до 13 баллов, у вас непостоянный темперамент. Вы имеете возможность руководить и организовывать. Вам нравится давать рекомендации вторым. Но, возможно, вам не достаточно того грамма агрессивности, что превращает человека в настоящего фаворита.

Если вы собрали не более 6 баллов, вы появились фаворитом, имеете властный темперамент и, возможно, болезненно принимаете, в то время, когда вам показывают, что делать. Если не удастся занять ответственный пост, то вы имеете возможность стать мятежником.

На основании изученного теоретического материала заполните сравнительную таблицу стилей управления.

Сравнительная черта стилей управления

Авторитарный Демократический Либеральный
Разделение полномочий
Процесс принятия ответов
Отношение к самостоятельности подчиненный
Способы действия на подчиненных
Формы осуществления контроля
Отношение к критике в собственной адрес
Темперамент контактов с подчиненными
Оценка собственного положения в организации
Продуктивность работы объекта управления в отсутствии начальника

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector