Общие характеристики гуманистического мировоззрения

Гуманизм есть следствием конечно присущей человеку человечности, человечности. Он теснейшим образом связан с тем, что имеется Я, человек как человек, его хорошая сущность.

Это не означает, что люди “обречены” на гуманизм. Человеку свойственны отрицательные черты. У него имеется и нейтральные качества, к каким относятся все физические, жадно-физиологические и познавательные свойства, свобода, любовь и другие психо-эмоциональные характеристики. Действительно, зачисление последних двух в рубрику нейтральных в большинстве случаев приводит к, поскольку, сколько слов сообщено во любви и славу свободы. Но реализм гуманиста в том и состоит, что он осознаёт негарантированность любви и человечности свободы, их необходимой связи со яркими сторонами людской существа. Сколь ни не очень приятно нам признавать это, но жизнь демонстрирует бесчисленные проявления свободы как произвола, злой воли и насилия, а любви — как деспотизма и паразитизма, притязаний и экспансии, кроме этого как и, к сожалению, злодейства и совместимости гения. Разумеется, что нейтральные человеческие качества сами по себе ни хороши, ни нехороши, они становятся таковыми, в то время, когда сочетаются, соответственно, с хорошими и отрицательными качествами человека. Как раз исходя из этого “нейтральная” область не имеет возможности образовать какого-либо мировоззрения.

Другое дело жестокость. На ее базе формируется что-то противоположное гуманизму, скажем, криминальное либо садистское мировоззрение. Оно реально, но его содержание очень плохо, оно — антипод гуманистического мировоззрения и предстает как его изнанка, как чёрная и иррациональная тяга к самоуничтожению и уничтожению человека. Нас же интересует не отрицательный, а хороший полюс личности. С данной точки зрения, человечность — высшее жизнеутверждающее начало в человеке.

Главным показателем фундаментального характера гуманизма есть особенный темперамент его связи с личностью. Она решает тут актуальный, только серьёзный выбор себя в качестве не просто личного Я (что происходит в простом акте самосознания), а Я человечного, хорошего лучшего в себе и равняется хорошего всем сокровищам мира. На данной базе позитивно решаются все иные — философские, религиозные, политические, правовые и другие мировоззренческие вопросы.

Осознание человеком собственной человечности, ее возможностей и ресурсов — это решающая интеллектуальная процедура, переводящая его с уровня человечности на уровень гуманизма. Каким бы немыслимым это время от времени ни казалось, но человечность — неустранимый элемент внутреннего мира любого психически обычного человека. Полностью безжалостных людей не бывает и быть не имеет возможности. Но нет и полностью, стопроцентно человечных людей. Речь заходит о борьбе и преобладании в личности того и другого.

Гуманизм представляет собой определенную сумму общечеловеческих сокровищ, простых (несложных) нравственных, правовых и иных норм поведения. Их каталог знаком фактически каждому из нас. Он включает в себя такие конкретные проявления человечности, как доброжелательность, сочувствие, сострадание, отзывчивость, благоговение, общительность, участие, чувство справедливости, ответственность, признательность, терпимость, порядочность, кооперативность, солидарность и др.

Сложнее дело обстоит с чертями баз гуманизма как явления и мировоззрения публичной и культурной жизни. В них обязана фиксироваться сущность человека, его связи с природой и обществом, специфика и место гуманизма по отношению к вторым мировоззрениям, институтам и социальным практикам.

По моему разумению, фундаментальными чертами гуманистического мировоззрения являются следующие:

1. Гуманизм — это мировоззрение, в центре которого мысль человека как высшей ценности и приоритетной по отношению к себе действительности в последовательности всех других материальных и духовных сокровищ. В противном случае говоря, для гуманиста личность — исходная действительность, приоритетная и безотносительная по отношению к себе и относительная в последовательности всех остальных.

2. Гуманисты, следовательно, утверждают равноправие человека как материально-духовного существа по отношению к второму человеку, природе, обществу и всем иным, известным либо еще не известным ему существам и реальностям.

3. Гуманисты не исключают вероятность генезиса, эволюционного порождения, создания либо творения личности, но они отвергают редукцию, т.е. сведение сущности человека к нечеловеческому и безличному: природе, обществу, потустороннему, небытию (ничто), неизвестности и т.д. Сущность человека — это сущность, обретаемая, созидаемая и реализуемая им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует.

4. Гуманизм, так, — это фактически человеческое, светское и мирское мировоззрение, высказывающее преимущество личности, ее снаружи относительную, но внутренне безотносительную неуклонно прогрессирующую самостоятельность, равноправие и самодостаточность перед лицом всех иных действительностей, известных и малоизвестных существ окружающей ее действительности.

5. Гуманизм — это современная форма реалистической психологии и жизнеориентации человека, которая включает в себя рациональность, критичность, скептицизм, стоицизм, трагизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, продуктивное воображение и фантазию.

8. Гуманизму свойственна уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих свойств.

7. Гуманизм — это мировоззрение без границ, потому, что предполагает открытость, развитие и динамизм, возможность радикальных внутренних изменений перед лицом изменений и его перспектив мира и новых человека.

8. Гуманисты признают действительность бесчеловечного в человеке и стремятся большим образом сократить ее влияние и сферу. Они уверенный в возможность все более успешного и надежного обуздания негативных качеств людской существа на протяжении поступательного развития всемирный цивилизации.

9. Гуманизм рассматривается в качестве принципиально вторичного феномена по отношению к гуманистам — группам либо слоям населения, практически существующим в любом обществе. В этом смысле гуманизм — не более чем самосознание настоящих людей, осознающих и стремящихся забрать под контроль конечно свойственную любой — среди них и гуманистической — идее тенденцию к господству и тоталитарности.

10. Как социально-духовное явление гуманизм — это рвение людей достигнуть вероятно более зрелого самосознания, содержание которого составляют общепринятые гуманистические правила, и практиковать их во благо всего общества. Гуманизм является осознанием наличной человечности, т.е. соответствующих качеств, потребностей, сокровищ, норм и принципов сознания, образа и психологии судьбы настоящих слоев любого современного общества.

11. Гуманизм — это больше, чем этическая теория, потому, что пытается понять все формы и области проявления человечности человека в их специфике и единстве. Это значит, что задача гуманизма — интегрировать и культивировать на уровне образа и мировоззрения судьбы нравственные, юридические, гражданские, политические, социальные, национальные и транснациональные, философские, эстетические, научные, жизнесмысловые, экологические и все иные человеческие сокровища.

12. Гуманизм не есть и не должен являться идеологией либо какой-либо партийно-политической программой, т.е. публичным структурой и идейным течением, организующей, мобилизующей и направляющей людей к достижению определенных политических либо иных целей, которые связаны с властью и господством части людей над остальными участниками национального либо мирового сообщества. К тому же, задача гуманизма — прояснить и очертить плюрализм общечеловеческих политических сокровищ, составляющих неспециализированную базу политических движений и доктрин. Тем самым он способен, готов делать и делает коммуникативно-интегративную, координирующую и согласительную функцию в диалоге, конкуренции и обмене политическими идеями в обществе. Он способен предложить и предлагает всем не тоталитарным и не экстремистским движениям и политическим партиям целостную, открытую и динамичную систему ценностей, талантливых гуманизировать политические идеологии и политику в целом.

13. Гуманизм не есть и не должен являться какой-либо формой религии. Гуманистам чуждо признание действительности сверхъестественного и трансцендентного, преклонение перед ними и подчинение им как сверхчеловеческим приоритетам. Гуманисты отвергают дух догматизма, фанатизма, мистицизма и антирационализма.

14. Гуманисты скептически относятся к явлениям, каковые объявляются паранормальными, экстрасенсорными, оккультными, волшебными, спиритическими, ясновидческими, астрологическими, телекинетическими и т.п., и поддерживают необходимость свободного и объективного научного критического изучения заявлений о для того чтобы рода феноменах.

15. Идеи гуманизма не смогут быть использованы с целью достижения противоположных ему целей. Гуманисты в целом разделяют правила Общей декларации прав человека.

***

Для гуманистического перемещения ответствен и дорог не гуманизм сам по себе, а человек, его объективная человечность. Он, его практический образ судьбы приоритетны по отношению к любой, пускай кроме того и блестяще сформулированной, гуманистической теории либо программе. В организационном и социальном смысле это указывает максимально демократизм и возможную открытость гуманистических перемещений, институтов и обществ. Для практики гуманистического просвещения это указывает максимально цивилизованные и взвешенные оценки и формы обсуждения оппозиционных либо противоположных гуманизму точек зрения либо идей, что отнюдь не исключает определенности, последовательности, смелости и решительности в защите и воплощении гуманистических сокровищ. Особенно корректной должна быть работа по расширению участников перемещения светского, гражданского гуманизма. Основное тут — консолидация людей, уже вычисляющих себя гуманистами либо талантливых понять себя в качестве таковых. Это перспективно, потому, что их вправду большое количество кроме того в стране с таковой непростой исторической судьбой, как Российская Федерация.

Обращение, так, идет о том, что связано с советом человеку разобраться со своим внутренним миром, навести в нем порядок. Гуманистический призыв — это, в конечном итоге, призыв к человеку не принимать что-то извне безразлично, а прежде получить себя посредством самого себя и объективных возможностей, это призыв докопаться, заметить в себе хорошие базы самого себя, собственной ценности, свободы, преимущества, самоуважения, самоутверждения, творчества, равноправного сотрудничества и общения с себе подобными и со всеми вторыми — социальными и природными — не меньше дос-тойными и необычными действительностями.

гуманисты и Гуманизм Ренесанса (рус.) Новая история.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector