Общение в социальной работе

Социальная работа — новая у нас деятельно развивающаяся отрасль профессиональной деятельности. В самом неспециализированном виде социальная работа рассматривается как национальная совокупность помощи. Такое познание задает пространство смысловых значений профессии социального работника; ему предписывается необходимость оказания помощи нуждающимся гражданам в рамках национальной совокупности, призванной защищать национальные интересы собственного народа. Эта задача под силу эксперту, компетентному в проблемах общения, общества и развития личности, владеющему фундаментальными знаниями о сотрудничестве человека с другими людьми и с окружающим миром.

Национальный статус социальная работа в Российской Федерации получила с 90-х гг. XX в. в связи с актуальной потребностью ослабить напряжение в обществе, создать совокупность защиты населения от экономических рисков и спадов.

Научное изучение сущности социальной работы побуждает экспертов обратиться к изучению исторического опыта, и к анализу смыслового значения слов «помощь», «призрение», «благотворительность», каковые на различных стадиях исторического становления университета социальной работы употреблялись для обозначения этого рода деятельности.

Главным в понимании сущности социальной работы выступает взаимопомощи и процесс помощи, лежащий в базе разных социально-защиты и исторических моделей поддержки одних слоев общества другими[55].

Этимологический анализ слова «помощь» раскрывает его сообщение со значениями «мочь», «могу», «мощь». Слово «ассистент», в соответствии с его этимологическому содержанию, свидетельствует «могущий», «сильный», «могучий», «замечательный», и «знатный», «властный», «имущий». Так, слово «помощь» само по себе содержит в себе указание на возможность «сильного», «имущего», «знатного» и «властного» обезопасисть того, кто такими возможностями не располагает. Тот, кто чувствует в себе силу и могущество, способен обезопасисть не сильный, нуждающегося в заступничестве.

Но слово «помощь» содержит в себе указание на совместную работу, работу сообща, содействие. Так, помогающий человек приобретает что-то вместо. Он и дает, и приобретает в один момент. «не сильный» отвечает на деяние «сильного», дает ему то, в чем он, «сильный», испытывает недостаток.

Обоюдный, двусторонний темперамент помощи говорит о том, что «сильный» оказывает помощь «не сильный» не только для «не сильный», но и для себя самого. Так обнаруживает себя зафиксированная в языке людская необходимость быть вместе с другими, трудиться сообща, оказывая помощь друг другу.

Необходимость взаимопомощи и общения появилась неслучайно. Испокон столетий человек сталкивался с проблемами, каковые побуждали его объединяться с другими людьми, дабы сообща осилить препятствие, преодолеть трудность, которая не под силу одному, кроме того весьма могущественному, облеченному властью. Так, общение мы можем разглядывать как сущностную чёрта социальной работы. В действительности, сущность социальной работы, выраженная словом «помощь», обнаруживает сходство с сущностными чертями общения, с его главными смыслами. Общаясь, люди объединяются между собой, дабы сообща выполнить нужное дело, обменяться наряду с этим информацией, ресурсами, чувствами и т. п. Общаясь, люди поддерживать друг друга развиваться — личностно и духовно. Общаясь, люди поддерживать друг друга преодолеть многие негативные обстановки, к примеру страхи.

Современный человек, равно как и его предок, подвержен разнообразным страхам. Самые популярные их них: ужас одиночества, ужас утраты близкого человека. С этими страхами сталкиваются ежедневно и социальные работники. Но наряду с этим мало кто из них вспоминает о том, что за страхом утратить близкого и остаться одному кроется самый главный ужас — небытия, утраты собственного Я, физического и духовного. Человек, опасаясь утратить собственный физическое Я, объединяется с другими, дабы выжить, сообща защититься против деструктивных своих собратьев и сил природы-иноплеменников. Но яркое чувство незащищенности и своей уязвимости связано не только с утратой собственного физического тела. Когда отступает опасность физической смерти, главным храбрецом жизненного спектакля делается личность человека, представленная в его устремлениях и притязаниях.

Вдумаемся в суть слова «личность». Тут не только «личина», «маска». Сущность личности в ее отличии от вторых. Рвение различаться побуждает человека к поиску собственных отличий от всего сущего и утверждению собственной уникальности. Поиск «собственного», хорошего от «другого» побуждает человека к познанию различий, ведет к разделению — тьмы и света, добра и зла, собственного и чужого.

Так появляется необходимость в разделенности, которую человек проносит через все собственный земное существование. Но различие познается лишь в сравнении с себе подобными. Человек обречен на вечный поиск золотой середины между рвением быть вместе с себе подобными и различаться от них. Рвение к самопознанию побуждает человека привязываться к вторым людям, поскольку познание людской сущности вероятно только в общении с другими, подобными и вместе с тем в чем-то хорошими.

Так, потребность в объединении обусловлена не только противостоянием опасной природы и человека, угрожающей человеку физическим уничтожением. Необходимость объединения, побуждающая человека заботиться о ближнем, помогать «не сильный», во многом обусловлена необходимостью «сильного» взять подтверждение собственного отличия от «не сильный».

Данный нюанс сущности общения и одновременно — социальной работы достаточно ярко представлен в понятии призрение. Слово «призрение» обозначает потребность человека во внимании, милости, покровительственном отношении, заботе и попечительстве[56]. «Сильный» в состоянии призреть «не сильный». «не сильный» испытывает недостаток в призрении «сильного». «Сильный» — помогающий, властный, умный сосуществует рядом со «не сильный» — убогим, сирым, молящим о помощи — и в каждом акте призрения утверждается в собственном отличии от «не сильный», укрепляясь в собственной «силе». «не сильный» благодарит «сильного» и удовлетворяет его потребность во внимании, самоуважении. В этом слабости и двойственном сосуществовании силы, могущества и человеческого сообщества и беспомощности человека содержится познание сущности социальной работы сейчас.

Помощь, призрение оказывает «сильный». Он уделяет внимание «не сильный», заботится о нем. Но из-за чего? Лишь ли вследствие того что «не сильный» испытывает недостаток в фаворе, защите? Каковы глубинные мотивы, побуждающие «сильного» призреть «не сильный»?

Глубинный источник, побуждающий «сильного» оказывать помощь «не сильный», в высокой личностной значимости акта призрения для «сильного». Призирая «не сильный», «сильный» видит себя его глазами — благодарными, обожествляющими. В акте призрения осуществляется неосознанное прозрение «сильного», процесс личностного развития.

«Сильный» видит, как беззащитен и жалок «не сильный». Он наращивает свои силы, чтобы не уподобиться «не сильный». Непосвященному может показаться, что упрочнения «сильного» направлены только на упрочнение собственного материального статуса. Но деньги, материальное достаток являются только средством восхождения к достатку духовному. Суть духовной взаимопомощи, осуществляемой в социальной работе, очень совершенно верно зафиксирован в слове благотворительность.

Творить благо для человека очень принципиально важно. В каждом акте благотворительности он утверждается в собственной праведности, духовности, человечности. Оказывая помощь «не сильный», он прозревает: неосознанно угадывает в «не сильный» себя самого. Соприкасаясь со «не сильный» в акте «призрения», «сильный» обнаруживает собственные слабости. Проявляя сострадание к ближнему, он неосознанно вовлекается в его страдания. И через эту вовлеченность в страдания «не сильный» излечивается сам. В собственном нравственном порыве оказать помощь страдающему человек извлекает из страдания и себя самого. Узрив собственный отличие от «не сильный» и оказав ему благородную помощь, «сильный» исцеляет собственный личный болезнь, собственную двойственность. Защищая «не сильный», «сильный» формирует защищенное пространство и для себя самого, веря, что благое творение откликается милостью и для творящего. Дающий благо приобретает воздаяние со стороны сил высших, в существование которых современный человек продолжает сознательно либо неосознанно верить.

Отечественные клиенты, обнаруживающие потребность в помощи, отличаются от «сильных мира этого» не только собственной слабостью. Основное отличие «не сильный» — неимущих, нуждающихся в поддержке и защите — в их открытости.

«Сильный», власть предержащий, наоборот, закрыт. Опасаясь того же одиночества и небытия, что и «не сильный», «сильный» пытается к обладанию — достатком, властью, могуществом. Оказывая помощь, делясь силой, «сильный» раскрывается «не сильный» и в данной открытости обновляет собственные силы. Вовлеченность в страдания «не сильный» парадоксальным образом открывает в «сильном» новые силы, каковые оказывают помощь не только сохранить власть, но и укрепить ее, приумножить. Исходя из этого государство — узаконенный университет обладания — имеет сейчас совокупность национальной соцзащиты не только из благих намерений оказать помощь неимущим, но и из-за насущной необходимости утвердиться в собственной праведности, удержать власть в собственных руках, приумножить собственную силу.

Русскому стране на современном уровне развития общества нужно, дабы граждане его были поделены на богатых и бедных, не сильный и сильных, неимущих и имущих, грешников и праведников. Разделение — основная неприятность общения. Все, что в прошлой главе мы разглядывали как особенности конфликта, полностью относится и к разделению. Разделение (либо конфликты) представляет собой основную глубинную проблему, которую призваны решать и социальные работники и психологи, выступающие посредниками между «сильными» и «не сильный», уязвимыми слоями и государственными структурами населения. Осуществляющий функции социальной помощи оказывает помощь и «сильному», и «не сильный», одинаково нуждающимся в прозрении, помощи, внимании, защите.

Социальное разделение нельзя уничтожить несложным перераспределением достатка либо власти. Оно неуничтожимо в силу собственной необходимости человеку. Разделение либо отличие выступает нужным и очень ответственным звеном в эволюции человечества и человека.

Социальная работа как своеобразная опытная деятельность нужна обществу, дабы понять важность этого разделения и снять его остроту. Острота разделения обнаруживает себя в проблемной обстановке. Страдание обнажает разделенность и побуждает человека к трансформации — обстановки, себя самого и общества в целом.

Уникальность социальной работы пребывает в том, что она выступает посредником между его гражданами и государством, появлявшимися в силу тех либо иных обстоятельств в проблемной либо кризисной обстановке.

Сущность социальной работы по отношению к отдельному человеку пребывает в «формировании определенного равновесия всех психосоциальных уровней его существования»[57]. Но, помогая своим клиентам выйти из кризисной обстановки, социальные работники оказывают помощь и национальным структурам понять не только собственную силу и слабость, но и суть самого разделения и через осознание ослабить остроту переживаемого кризиса развития, пробудив в обществе и человеке ответственность за саморазвитие.

Изменение, развитие, характерные живым совокупностям, обусловливают необходимость разрешения проблемных обстановок, каковые обычно перерастают в кризисные. Этим, по сути дела, и занимается социальный работник — через общение со собственными клиентами. Оказание помощи личности и обществу в осознании собственной слабости и силы в ходе взаимовыгодного общения, пробуждение потенциалов, разрешающих и государству и отдельному человеку отнестись с вниманием друг к другу, консолидировать силы в преодолении неприятностей, кризисных обстановок и получить нужное равновесие на пути жизненного развития, — вот в чем состоит сущность социальной работы. И общение наряду с этим образовывает ее главный элемент.

10 правил этикета при общении с калеками.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector