Общенаучные методы эмпирического познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).

Различают следующие общенаучные способы эмпирического познания:

1) наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся по большей части на эти органов эмоций. Наблюдение отличается четко поставленной целью, систематичностью, применением средств и различного рода приборов для фиксации количественных оценок и измерений качества поступившей информации. Это способ эмпирического познания дает возможность приобрести первичную данные об объектах и снабжает объективность, воспроизводимость, однозначность и точность результатов изучения.

По методу проведения наблюдения смогут быть: 1) яркие (это отражение сторон и свойств предмета при помощи лишь органов эмоций – визуальное наблюдение), 2) опосредованные (изучение объектов при помощи определенных технических средств), 3) косвенные (это наблюдение не самих исследуемых объектов, а результатов их сотрудничества на другие объекты). Наблюдения смогут играться ответственную эвристическую роль в научном познании и требуют участия в теоретическом мышлении, при помощи которого оформляется в виде определенных научных терминов, графиков, таблиц, картинок и т.д. Наблюдение в обязательном порядке сопровождается описанием.

2) описание – фиксирование наблюдения либо опыта посредством определенных совокупностей обозначения, используемых в науке, исходя из этого его возможно разглядывать как завершающий этап наблюдения, в то время, когда чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем и т.д., получая удобную для рациональной обработки форму. Описание не редкость качественное и количественное (на базе измерительных устройств). Описание результатов наблюдения есть эмпирическим базисом науки, на базе которого создаются эмпирические обобщения, сравниваются изучаемые объекты, проводится их классификация.

Описание должно отвечать следующим требованиям: а) быть максимально полным, б) правильным, в) объективным, г) давать точную и адекватную картину объекта, д) применять понятия, имеющие однозначный суть. Все науки в собственном развитии проходят «описательную стадию». В случае если изменяются средства описания, то это приводит к смене парадигмы.

3) измерение – совокупность действий, делаемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Введение измерения превращает изучение в строгую науку. Оно дополняет качественные способы познания количественными. В базе измерения лежит сравнение объектов по каким-либо особенностям либо сторонам и введения определенных единиц измерения. Единица измерения – это эталон (ему присваивается числовое значение), при помощи которого сравниваются объекты либо явления. Единицы измерения подразделяются на главные (базовые) и производные (выводимые из вторых единиц). На данный момент в естествознании действует интернациональная совокупность единиц (СИ), принятая в 1960 г. на XI Главной конференции по весам и мерам. СИ выстроена на базе семи главных (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела, моль) и двух дополнительных (радиан, стерадиан) единиц.

Существует пара видов измерения:

1) определяемые от времени – статические (остаются постоянными от времени) и динамические (изменяющиеся во времени),

2) по методу получения результатов: прямые (получаются методом яркого сравнения их с эталоном либо выдаются измерительными устройствами) и косвенные (искомую величину определяют на основании известной математической зависимости между данной величиной с другими, взятыми методом прямых измерений).

Технически возможности измерительных устройств отражают уровень развития науки, а ответ научных неприятностей открывает новые пути совершенствованию самих измерений.

4) опыт – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, его воспроизведение в намерено созданных и контролируемых условиях. На протяжении опыта исследователь, влияя на предмет в намерено созданных условиях, целенаправленно заостряя внимание на нужном состоянии, изучая его на качественном и количественном уровнях. Опыт разрешает изолировать познаваемый объект от влияния случайных либо второстепенных факторов, многократно воспроизводить движение процесса в постоянных условиях.

Особенности научного опыта: а) разрешает изучать объект в «очищенном» виде (без побочных факторов); б) при нем смогут создаваться особые условия, при которых удается найти неожиданные особенности объектов и тем самым постигнуть их сущность;

в) многократная воспроизводимость разрешает приобретать точные результаты; г) изучая процесс, экспериментатор может включать в него все, что рекомендует чтобы получить истинное знание об объекте.

Этапы опыта:

постановка цели;

-постановка вопроса – что нужно изучить;

— теоретические базы;

планирование;

— экспериментальные установки;

— контроль над опытом;

— описание распознанных на протяжении опыта показателей, особенностей объекта;

— предложение результата.

В зависимости от характера задач научные опыты бывают следующих видов: измерительные, поисковые, проверочные, контрольные, исследовательские и т.д.

5) сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство либо различие объектов (или ступеней развития одного и того же объекта).

Способы научного познания

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector