Общее представление о душе

Духовный мир человека являет собой что-то едино-цельное. Эта цельность испокон столетий именуется душой. Будучи едино-цельным образованием, душа в себя имеется что-то функционально дифференцированное. К душевным явлениям относятся ум, воля, темперамент, темперамент, память, узкий мир чувств и др.

Как это ни нелепо, но с приходом к власти коммунистов душа была под идеологическим подозрением. Она была цензурно поставлена под запрет. Не только философия, но кроме того психология были без души. Считалось, что это религиозно-идеалистическое понятие. Слово «душа» осталось только на бытовом уровне, а в науке ее заменили словами «психика», «сознание».

Человек обладает красивым бесплатно — разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в будущее, миром фантазии и мечты, творческим воображением, умением решать практические и теоретические неприятности, наконец, возможностью воплощать самые дерзновенные планы. Отечественное сознание владеет свойством осознавать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, собственные мысли и действия, собственный отношение к внешнему миру и к самому себе. Над тайной собственного сознания человек начал вспоминать еще в глубокой древности. И с того времени около сущности сознания ни при каких обстоятельствах не смолкали активные дебаты. Успехи человечества — мастерство, религия, литература, исторические науки и философия — все это, по словам И.П. Павлова, соединяется, дабы кинуть луч света на данный мрак: на тайны души, сознания, разума.

Споры шли о сущности, возможности и о дорогах познания сознания. Одни исходили из познаваемости природы души, сознания, другие утверждали, что осознать сознание — столь же тщетная попытка, как и рвение утопающего извлечь себя за волосы из болота либо заметить из окна самого себя идущим по улице. Одни отстаивают идея о первичности сознания по отношению к материи, разглядывая его как маленькую искру величественного пламени божественного разума. Другие верят тому, что мир имеется движущаяся материя, сознание есть функцией мозга человека, а душа — это выдумка богословов и идеалистов. Но, по представлениям очень способных и гениальных философов (по крайней мере их подавляющего большинства) всех времен и народов, человек владеет душой.

Другое дело — как осознавать феномен души? В рамках книжки мы не можем вдаваться в тонкости данной неприятности, а ограничимся утверждением, что, разбирая психику, сознание, мы, по существу, разбираем феномен души, тем самым продолжая традицию всей истории философско-психотерапевтической мысли.

Духовный мир человека — в первую очередь едино-цельный феномен; он конкретен и притом конкретен не в том смысле, что он слагается либо срастается из множества независимых образований, скажем, интеллекта, воли, памяти, как из первичных монад, а в том смысле, что настоящая ткань этого мира постоянна и сращенно-сплошна, и лишь в собственном функционировании это едино-цельное образование проявляет себя по-различному — интеллектуально, эмоционально, интуитивно, сознательно, бессознательно, целеполагающе.

Душа лична и субъективна. Эта субъективность выступает как обособленность природной определенности характера, темперамента, таланта либо тупости, смекалки, воли, словом, духовной лица человека. Личные души отличаются друг от друга. Это нескончаемое множество модификаций. От природных данных души ребенка направляться отличать то, чем стал человек благодаря собственной деятельности, и благодаря образованию и воспитанию. Природные эти — это скорее возможности, дающие только направление отечественного развития. обучение и Воспитание совершенствуют природные эти, придавая им широту и более либо менее глубокое познание сути вещей в разных областях знания, тем самым шлифуя природные свойства, поднимая их на более большой уровень. Душа совершенствуется, обретая духовную силу и количество. Душа человека являет собой что-то совсем неповторимое. Эта уникальность формируется и природной данностью, и воспитанием, которое приобретает человек на стадии детства в семье, школе и в обществе, в жизни среди собственного народа, и приобщаясь к Общечеловеческим сокровищам культуры.

Итак, душа каждого человека — сугубо личный феномен, она воображает и высказывает собой неповторимые изюминки данной личности. В этом выражается духовная определенность каждой индивидуальности. Личная изюминка души, очевидно, являясь носителем и неспециализированных для человека особенностей, существует как модус разного темперамента, характера, меры одаренности, своеобразия выражения лица, манеры поведения, того, как человек смеется, и т.п. Так как в сущности как раз благодаря собственной душе я имеется то, что я имеется!

Возможно, «людская душа — это самая дивная на свете сказка? Какой красивый мир заключен в отечественной груди! Никакая вселенная его не ограничивает, сокровища его превосходят неизведанные достатки всего зримого мира! До чего мертвой, нищенской, слепой, как у крота, была бы наша жизнь, не надели всемирный дух нас, наемников природы, неистощимой алмазной россыпью души, из которой нам светит в блеске и сиянии необычное царство, ставшее отечественным достоянием. Высоко одарены те, кто поймут в себе это достаток! Еще более одаренными и радостными должно почитать тех, кто не только может рассмотреть в себе эту залежь драгоценных камней, но извлечь их наружу и огранить, дабы они заиграли дивным огнем!» .

02 Древняя психология


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: