Общечеловеческая ситуация

«Все находится в движении, и нет покоя и отдыха»; «Никто не был два раза в одной и той же реке, по причине того, что ее воды, неизменно текущие, изменяются; она разносит и опять собирает их; она переполняется и опять спадает; она разливается и опять входит в берега» — констатировал Гераклит (цит. по Льюис Д., 1997, с.92). Мысль судьбы понималась древними как перемещение, перемены. Как всякое перемещение, жизнь направлена к чему-то, к какой-то цели. На протяжении развития судьбы узнается, что цель, казавшаяся конечной, при приближении выясняется переходной, открывающей возможность перемещения к следующей цели. Гераклит предполагал, что для жизни, как для Огня, свойственно некое рвение, тяга к чему-то, для удовлетворения которого она принимает какие-либо определенные формы, без всякого намерения удержать их, но, наоборот, с постоянным жаждой поменять их на иные. Гармония рождается в следствии столкновения противоположных усилий и стремлений; все складывается из противоположностей. Вся жизнь имеется изменение, изменение же имеется борьба.

Нахождение в мире, полном изменений, вынуждающем его фактически от рождения и до смерти вести борьбу с событиями а также с собственными побуждениями, ни при каких обстоятельствах не радовало человека. То, что днем ранее казалось незыблемой истиной, сейчас может трактоваться как миф либо сказка; тот солидный, многократно проверенный опыт, что днем ранее помогал адекватно решать неприятности, сейчас может привести к провалу. Мудрец из рода Шакья, Будда, критиковал эгоцентрированную установку на вечность в сочетании с неизменностью («атман» индуизма). Желание вечности в сочетании с неизменностью собственного «Я» постоянно является обстоятельством страдания, неудовлетворенности. Принцип неудовлетворенности, атрибутом которого есть страдание, определяет эмпирический мир как «сансару» — круговорот смертей и рождения, нахождение в котором связано для человека с принципиальной неудовлетворенностью существования. Это страдание не определяется и не обосновывается в буддизме логически, истина страдания раскрывается человеку в акте яркого переживания.

Страдание — это стресс. В случае если стресс через чур силен для данного человека, то это демобилизует, ведет к безразличию, что замечательно выразил Гете в «Фаусте»: «не сильный человек, покорствуя уделу, он рад искать спокойствия…». Вторая реакция порождает вопрос, совершенно верно выраженный шекспировским Гамлетом: «Быть либо не быть, вот в чем вопрос. Согласиться ли под натиском судьбы, иль стоит оказать сопротивление?» Какова форма этого сопротивления? Возможно стоит устремиться к Нирване, подавляя желание жить, либо, отказавшись от себя, раствориться в безличном сиянии брахмаджьоти? Либо искать эликсиры, дарующие физическое бессмертие вместе с даосами, быть может устремиться к беспроблемному существованию на райских планетах Кришны либо в раю? Быть может стоит каждым мгновением и постараться «остановить мгновенье»? Соотношение числа желающих спастись и покорствующих уделу изменялось в зависимости от различных факторов, но определяющим был темп изменений в конкретной стране, конкретной жизненной ситуации. В отдельные эры мир представляется практически всем людей милым, комфортным и обжитым в таковой степени, что голоса искавших путь к спасению были практически не слышны. М.Бубер дробил в этом смысле эры на «эры обустроенности и бездомности». В то время, когда человек живет в эру «…в которой представление о благоустроенности вселенной разрушается, размышление человека о его судьбе и предназначении покупают самостоятельность и особую глубину» (цит. по Гуревич, 1997, с.35).

Со времен Гераклита и Шакьямуни прошло 25 столетий. Сложились бессчётные учения о пути к истине, к счастью, но и в отечественном веке трактовка судьбы, ее смысла и цели, вызывает не меньше вопросов: «Основное в феномене Жизнь — ее туманный темперамент, ее значительная проблематичность» (Ортега-и-Гассет). Серьёзным «затуманивающим» причиной есть множественность учений о «пути» и отсутствие надежных научных параметров, каковые имели возможность бы разрешить подвергнуть эти теории процедурам верификации либо фальсификации.

Двадцатый век характеризуется резким ускорением изменений, затрагивающих все сферы жизнедеятельности человека. Научная революция стала причиной угрозе стремительного истощения природных запасов, загрязнения среды, наметились страшные трансформации в климате планеты. Массовое производство превращает «человека мыслящего» в «человека потребляющего», созданные производством предметы, «облегчающие» жизнь человека, создали «вещевую прокладку» между Миром и Человеком. Лозунг «Давайте поменяем Мир к лучшему!» все чаще подменяется лозунгами «Замени вещи на лучшие». канализации и Отключение водоснабжения стало средством политической борьбы. Сможет ли современный человек выжить на необитаемом острове, подобно Робинзону, в случае если нет на острове телевизора и супермаркета? Новые исследования астрономии внезапно с безжалостной ясностью продемонстрировали, что Космос содержит астероиды угроз: и массу кометы смогут приближать к Почва и кое-какие из них воображают настоящую угрозу судьбы человечества, от которой защиты нет (падение кометы Шумейкера-Леви на Юпитер); твёрдые излучения, пробивающиеся через «озоновые» дыры, приводят к таянию антарктических льдов и создают опасность генетических мутаций. Утраты от «мирного применения атома» уже превышают утраты от его военного применения. Развитие компьютерных разработок и их применение в средствах массовой информации ведет к тому, что прямо на отечественных глазах формируется «поколение Х», выросшее на компьютерных мультяшках и компьютерных играх, предпочитающее общение через Интернет живому общению и отвечающее на элементарные конфликты ужасной агрессией. В то же самое время мир сделал людей значительно более взаимозависимыми, исполнение социальных ролей требует от человека все более долгой и напряженной подготовки, и все громадных затрат собственной энергии. Наряду с этим шансы на достижение успеха в жизни конкретным человеком становятся все более призрачными, а ответственность возрастает. Одна неточность авиадиспетчера может стоить жизни сотням людей; сбой в компьютерной совокупности АЭС может стереть с лица земли и перевоплотить в радиоактивную пустыню целый регион; один нечистый на руку менеджер может разорить банк с двухсотлетней репутацией и «разрешить войти по миру» тысячи и тысячи людей. Уходящий век вместил в себя мировые войны, массовые психозы тоталитаризма и фашизма, идеи Чучхэ и Дианетику, бурный расцвет «белой и тёмной волшебстве», Белое Братство и Аум Синрикё, бурный рост и сетевой маркетинг ислама.

Рейдеры Банкротят Застройщиков. Правосудие либо Соучастие? Часть 2

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector