Общая характеристика русской философии. 106

Многие мыслители задаются вопросом о том, существует ли самобытная русская философия. Ответ на данный вопрос не так несложен, как может показаться. Большая часть философов XIX – начала XX века была склонна отвечать на данный вопрос отрицательно. В частности, публицист и историк Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885), друг и соратник одного из первых броских русских философов Петра Яковлевича Чаадаева (1794 – 1856), придерживался взоров о несамостоятельности русской мысли. Он считал, что русский человек начал жить только в восемнадцатом веке, до этого же испытывал только тревожное и неспокойное рвение к таковой жизни – не более того. В первой половине 80-ых годов XIX века, за год до смерти, уже по окончании распада кружка западников, Кавелин разместил статью «наука и Философия в Европе и у нас», в которой подытожил собственные размышления и которая была его философским завещанием. В данной статье он пишет, что философия в Российской Федерации ни при каких обстоятельствах не являлась предметом важного интереса. Она была завезена из Европы, и разные философские учения, созданные в том месте, появлявшись в Российской Федерации, становились объектом праздного дилетантизма и скоро сменяющейся моды. Западная философия гибла, не разрешив войти корней на русской земле. Философские взоры русских мыслителей были только не сильный подражанием европейским примерам.

В первой половине 20-ых годов XX века в Петрограде вышла в свет книга русского философа Густава Густавовича Шпета (1879 – 1940) «Очерк развития русской философии», в которой создатель кроме этого утверждал, что русской философии фактически не существует. Кое-какие ее проявления, согласно точки зрения автора, стали заметны только в начале XX века.

Сейчас данный вопрос так же актуален. Современный исследователь Сергей Сергеевич Аверинцев (род в. 1937) поставил закономерный вопрос о том, есть ли русская философия философией либо легко «русской мыслью». Данный вопрос в полной мере обоснован, потому, что существования и рациональное осмысление мира в нем человека – это вопрос фактически философский, в то время как в Российской Федерации осмысление в основном совершается средствами мастерства, и прежде всего – художественной литературы. Помимо этого, русская философия традиционно занималась вопросами, каковые в европейской традиции вряд ли рассматривались бы как фактически философские. К примеру, это неприятность места России в мире, что дискутировался в течении всей истории русской философии и представляет собой специфичную для нее проблему.

Однако, возможно, направляться думать, что в случае если о русской философии говорят – значит, она все-таки имеется. Вопрос лишь в том, что именно подразумевается под русской философией. Красивую чёрта специфики русской философии дал Алексей Фёдорович Лосев (1893 – 1988):

1) русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо рвение к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взоров. Она представляет собой чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, каковые смогут быть постигнуты не при помощи сведения к логическим понятиям, а лишь в знаке, в образе при помощи силы воображения и внутренней жизненной подвижности;

2) Русская философия неразрывно связана с настоящей жизнью, исходя из этого она довольно часто есть в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени, со всеми его эйфориями и страданиями, со всем его порядком и хаосом;

3) в связи с данной «живостью» русской философской мысли находится тот факт, что художественная литература есть кладезем самобытной русской философии. В прозаических произведениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского, Максима Неприятного довольно часто разрабатываются главные философские неприятности, само собой в их своеобразны русской, только практической, ориентированной на судьбу форме. И эти неприятности разрешаются тут так, что непредубежденный и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» либо «художественными», но и философскими и гениальными.

Специфика современной русской философии определяется целым рядом исторически обусловленных событий:

  • русская философия исконно имеет собственные традиции, каковые были заложены такими мыслителями, как П.Я. Чаадаев, B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, М.М. Бахтин. Само собой разумеется, концепции этих мыслителей сформировались под сильным влиянием европейской культуры, но это не свидетельствует, что русская философия не имеет ничего уникального, только производна и вторична;
  • Российская Федерация подарила миру большое число уникальных философов (к примеру, творчество для того чтобы мыслителя, как B.C. Соловьев, значительно лучше известно и изучено в Европе, чем в Российской Федерации;
  • оригинальность русской философии связана с тем, что Российская Федерация изначально есть православной страной, впитавшей в себя не римскую (интеллектуализированную) традицию, а в основном мистическую, чувственную византийскую. Само собой разумеется, эта традиция тесно связана с платонизмом. Однако, для русской философии в намного большей степени свойственны склонность и мистические обертоны к интуитивному, чувственному познанию;
  • русская философия начала XX века пребывала в авангарде мысли. Как раз русские философы (Фёдр Достоевский, Лев Шестов, Николай Бердяев и др.) находились у истоков экзистенциализма – одного из самые влиятельных направлений в современной всемирный философии. Помимо этого, заметное развитие в начале века взяли идеи феноменологии (в Российской Федерации ее воображал Густав Шпет);
  • разрушение металлического занавеса в следствии падения СССР стало причиной тому, что в Российской Федерации для широкого круга людей стали дешёвы различные философские тексты, созданные за последний век. На данный момент русская философия деятельно вбирает в себя всё то, что волей судьбы было для нее недоступно.

Неспециализированная черта русской философии (19 — 20 век)


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: