Образование как социальный феномен

Понятие «образование» происходит от слова «образ». Под образованиемпонимается единый процесс физического и духовного формирования личности обучающегося, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения людей. Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление.

Образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой являются обучение и воспитание человека, ориентированные на овладение им определенными знаниями (в том числе профессиональными), духовно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется потребностями общества и социальной сферы.

Для педагогики роль стержневого понятия выполняет «педагогический процесс». Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой — выражает сущность этих явлений. Анализ понятия «педагогический процесс» поэтому выявляет существенные черты явлений образования как педагогического процесса в отличие от других родственных ему явлений.

В своем первом приближении к определению педагогический процесс — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Сущностной характеристикой педагогического процесса, поэтому являются целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность.

Традиционный подход отождествляет педагогический процесс с педагогической деятельностью — особым видом социальной (профессиональной) деятельности человека (учителя, преподавателя, наставника, врача), направленной на реализацию целей образования: передачу обучающимся и воспитанникам социальной (профессиональной) культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных профессиональных ролей в обществе и профессиональной среде.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические — формы, методы, приемы).

Содержание образования — важный элемент традиционной семиэлементной педагогической системы, в состав которой входят: цель образования, содержание образования, средства, методы, формы, обучающие и обучаемые.

Содержание образования дает ответ на вопрос – «чему учить?» С позиций требований ФГОС – это система компетенций, включающая в себя совокупность научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих, нравственно-эстетических и профессионально-этических идей, которыми необходимо овладеть обучающемуся.

Факторы, влияющие на содержание медицинского образования, достаточно обширны, однако можно обозначить особо значимые для медицинского образования:

1. Потребности общества и системы здравоохранения.

2. Субъективные факторы: политика, методологическая и нравственная позиция ученых и выдающихся специалистов в области медицины.

3. Научно-технический прогресс (особенно в части развития новейшей лечебной и диагностической аппаратуры, практическим выходом которой явились повсеместно внедряемые компьютерные и электронные медицинские средства и системы).

4. Современные потребности собственно системы медицинского образования, выражающиеся в необходимости обеспечения в системе образования доступности, качества, опережающего характера, интернациональности, массовости, мобильности и др.

С научной точки зрения содержание медицинского образования является частью социального медицинского опыта и копирует в существенных чертах его структуру и, поэтому, включает, в себя через систему осваиваемых компетенций:

1. Знания о мире (природа, общество, человек, техника) и системе здравоохранения;

2. Знания о способах деятельности (умения и навыки), т.е. знания об алгоритмах выполнения деятельности;

3. Опыт интеллектуальной и репродуктивной деятельности, предполагающий умения выполнять деятельность (действия, операции);

4. Опыт творческой деятельности, предполагающий формирование умений творчески осуществлять самостоятельный поиск решения субъективно новых для обучающихся проблем;

5. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, пациенту.

Содержание медицинского образования не может быть сведено только к перечню четко обозначенных компетенций, знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам. Оно должно охватывать все основные элементы социального (врачебного) опыта: системы представлений о профессиональном мире, мышлении, способах деятельности, включать систему интеллектуальных и практических навыков и умений; опыт творческой деятельности; систему ценностей и отношений к личности человека, здоровью, друг к другу. То есть всего того, что составляет достаточно широкие компетенции врача.

Различают содержание подготовки специалиста и содержание учебной дисциплины, которое являться частью объема содержания подготовки специалиста конкретного медицинского профиля, а последнее, в свою очередь, — частью социального врачебного опыта.

Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса характеризуют технологии образования (или педагогические технологии), в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология- это последовательная, взаимообусловленная система действий человека осуществляющего педагогические функции,, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа междисциплинарных и дисциплинарных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

Именно педагогическая задача является единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическая деятельностьв рамках любой педагогической системы (в том числе и медицинском образовании) может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которую неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и обучающиеся. Педагогическая задача — это материализованная образовательная ситуация (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и обучающихся с определенной целью. В медицинских вузах эти цели обозначены с ФГОС ВО различных медицинских специальностей.

Воспитание и обучение обусловливают качественную характеристику образования-результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования. В свою очередь, результаты образования как педагогического процесса связаны со стратегиями развития образования, медицинской науки и практики, ориентированными на перспективу.

Культура и образование – как социальное явление. Урок 34

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector