ТЕЛЕВИДЕНИЕ
КИНО
ВИДЕО
А. Г. Соколов
Монтаж: телевидение, кино, видео — Editing: television, cinema, video. — M.: Издательство «625», 2001.—207с: ил. Учебник. Часть вторая Редактор Л. Н. Николаева Консультации по макету О. А. Кириченко
Не разрешается перепечатка учебника частями, в сокращенном и усеченном вариантах, издание в электронном, ксерокопированном, переводном и других вариантах без согласия автора.
Книга представляет собой вторую часть учебника по монтажу для студентов телевизионнных и киновузов, курсов повышения квалификации и учащихся специализированных лицеев, для начинающих режиссеров, режиссеров-монтажеров, операторов и режиссеров-мультипликаторов.
Во вторую часть вошли три раздела: организация творческого процесса монтажа, внутрикадровый монтаж, монтаж звука и звукозрительный монтаж. Впервые в учебной литературе внутрикадровый монтаж изложен столь глубоко и подробно. Учебник содержит 50 рисунков, схемы и таблицы, иллюстрирующих принципы и приемы монтажа.
Автор достаточно просто и доходчиво объясняет творческие приемы съемок и монтажа в экранном творчестве.
ISNB 5-901778-01-4
А. Г. Соколов, 2001
Обложка — Н. Романова
©Издательство «625»
Содержание
От автора…………………………………………………………………………………………….. 7
Глава 1. Технология творчества……………………………………………………… 9
Начало………………………………………………………………………………………. 9
Съемка………………………………………………………………………………………. 11
Просмотр и оценка материала……………………………………………….. 14
Монтаж чернового варианта………………………………………………….. 16
Идем по другому пути………………………………………………………………. 23
Продолжение чернового монтажа…………………………………………… 26
Озвучание………………………………………………………………………………….. 32
Запись………………………………………………………………………………………… 35
Чистовой монтаж………………………………………………………………………. 38
Глава 2. Внутрикадровый монтаж………………………………………………….. 41
Рождение приема и его суть…………………………………………………….. 41
Творческое применение
внутрикадрового монтажа……………………………………………………….. 56
Режиссерские и операторские
позиции……………………………………………………………………………………….. 58
Некоторые возможности
объективной камеры………………………………………………………………….. 59
Некоторые возможности
субъективной камеры………………………………………………………………… 76
Мизансценирование…………………………………………………………………. 80
Глава 3. Монтаж звука………………………………………………………………………. 90
Новорожденный побеждает
Великого……………………………………………………………………………………. .90
Звуки в природе и в сознании
человека……………………………………………………………………………………… 96
Звук на экране…………………………………………………………………………….. 98
Корни профессии……………………………………………………………………….. 98
Звуки в кадре и за кадром.
Классификация и терминология………………………………………….. .102
Принципы монтажа звука……………………………………………………… 104
Глава 4. Звукозроительный монтаж…………………………………………….. 115
Связь зрительных и слуховых
образов………………………………………………………………………………….. 115
Интервью в документвалистике……………………………………………. 120
Съемка и монтаж диалога……………………………………………………. 131
Монтаж изображения под
длинный текст………………………………………………………………………… 137
Глава 5. Монтаж закадровых текстов…………………………………………. 141
Монтаж дикторского текста………………………………………………… 141
Монтаж авторского комментария……………………………………….. 148
Монтаж внутреннего монолога……………………………………………. 153
Глава 6. Монтаж шумов и шумовых
фонограмм………………………………………………………….. 161
Шумы — часть содержания и
формы……………………………………………………………………………………… 161
Функции шумов…………………………………………………………………….. .162
Шумовое озвучание……………………………………………………………….. 170
Глава 7. Монтаж музыки………………………………………………………………. J72
Фукуции музыки на экране…………………………………………………… 172
Приемы монтажа музыки………………………………………………………. 183
О простом и тонкостях………………………………………………………….. 188
Съемка и монтаж под фонограмму.
Ритмический монтаж…………………………………………………………….. 194
Заключение……………………………………………………………………………………… 205
Автор выражает благодарность Алексею Дмитриевичу Сарандуку за добрые советы, высказанные при чтении рукописи учебника
ОТ АВТОРА
Как хорошо, что вы раскрыли вторую часть учебника. Это означает, что первая часть вами уже прочитана. Вы познакомились с принципами межкадрового монтажа, приемами экранного рассказа и, может быть, даже попробовали их усвоить. Кто-то из вас уже дерзнул искупаться в океане экранного творчества и даже глотнул его соленой водички. Удержаться и не снимать было невозможно (я вас понимаю), и вы снимали.
А кто-то наоборот — наснимавшись много всякого и разного — обнаружил в книге, что все из того, что он открывал для себя с потом и ранами на сердце, задолго до него уже открыли предшественники. Он узнал, что есть еще многое другое: неизвестные ему принципы и приемы, которые теперь сбросят оковы с его таланта. И это — тоже к радости.
Лет тридцать назад на занятиях по монтажу с одной из групп операторов и режиссеров телевидения мне категорически было заявлено: «Ваши принципы монтажа нам не подходят. Мы так не снимаем!»
И они действительно в своих передачах и сюжетах нарушали даже принцип монтажа по ориентации в пространстве. Убедить упрямцев в том, что это — не мои личные принципы, а объективные требования особенностей зрительского восприятия оказалось невозможно. Но вскоре выяснилось, что кто-то из начальства продиктовал им, как нужно снимать, и со временем приказ превратился в канон. Думать самостоятельно тс «творцы» оказались неспособными.
Раз уж вы приступили к съемкам, то, следовательно, начали и собственно монтаж своих работ, процесс не только творческий, но и технологический. Читать вторую часть учебника некогда. Нужно выдавать снятое на экран. А в технологии монтажного процесса тоже сложились свои каноны, и далеко не самые разумные и не самые рациональные.
Этюды А.Н. Романова в исполнении учащихся НСМШ (колледжа) и студентов НОККиИ