О необходимости, сущности и начале воспитания

Сляцы выю в его молодости, и сокруши ребра его, дондежемлад имеется, да не в то время, когда ожестев не покориттися (Сир. 30: 12)[2].

Лучшее наследство, которое смогут родители дать своим детям, имеется хорошее воспитание. Оно имеет значительно громадную сокровище, чем все богатства и блага земные. Эту истину прекрасно сознавал еще старый мудрец Плутарх и в собственной книге о воспитании высказал ее следующими словами: «Ничего нет выше хорошего воспитания детей; оно должно быть началом, концом и срединою всех родительских забот. Все блага данной почвы обманчивы и случайны, а хорошее воспитание имеется постоянное, прочное Божественное благо». Каким же образом вероятно доставить детям это высшее благо и достигнуть цели хорошего воспитания?

Мы уже знаем, что родители в основном важны за воспитание собственных детей и вину за плохое воспитание их никому не смогут приписывать, не считая себя; а сейчас скажем о том: а) необходимо ли воспитание, б) в то время, когда его должно затевать и в) в чем оно должно состоять.

а) В середине XVIII столетия во Франции явился ученый именем Руссо, что измыслил такое учение о воспитании детей, которое причинило довольно много значительного вреда целым тысячам несчастных детей. Он учил как раз, что дитя появляется на свет совсем хорошим и никак не сломанным. Исходя из этого стоит лишь дитя дать самому себе, и оно обязательно останется цельным, неповрежденным, хорошим. Воспитание не только не нужно, но кроме того вредно. В то время, когда дитя подвергается действию на него воспитателей, учителей и родителей, то оно чрез это делается хуже, портится. Лишь чрез воспитание, говорит Руссо, привходят все страсти и дурные наклонности в совсем невинную и неиспорченную натуру дитяти. Как ложно и превратно такое учение, в этом убеждает нас и опыт, и Божественное Откровение. Руссо, а с ним и многие другие вольнодумные, неверующие педагоги говорят, что дитя от природы не сломано. Но ежедневный опыт решительно ниспровергает таковой взор и учит нас совсем неприятному. Из этого опыта мы видим, что совсем мелкие, еще грудные дети, каковые никем не могли еще быть сломаны, имеют уже собственные дурные качества и значительные недостатки. И они уже бывают время от времени и самолюбивы, и упорны, и капризны, и вспыльчивы, и раздражительны. Имеется дети, каковые от природы имеют наклонности к лености, другие — ко обману и лжи, одни — к чувственности и изнеженности, а другие — к воровству и лакомству. Но что возможно усматривать так из ежедневного опыта, это подтверждает и Божественное Откровение. Как раз последнее учит нас, что дитя появляется на свет зараженным наследственным грехом и что чрез данный наследственный грех природа дитяти сломана и склонна более ко злу, чем к добру. Следовательно, эту наклонность ко злу и греху дитя имеет в себе самом, а не извне приобретает ее. Действительно, то же христианское Откровение учит нас и тому, что душа дитяти очищается от первородного, наследственного, греха и освящается во Святом Крещении; но ослабляемая в этом Крещении наклонность ко греху отнюдь, но, не уничтожается и не искореняется совсем.

Итак, и опыт, и Откровение учат нас, что дитя появляется на свет не с совсем хорошей и неповрежденною природою, но с сломанной, предрасположенною ко злу. А из этого следует, что дитя не должно оставаться без воспитания; наоборот, дабы из него вышло нравственное и добродетельное существо, оно обязательно должно подвергаться хорошему действию на него со стороны воспитателей. Безнравственную наклонность дитяти нужно подавлять и направлять к добру. В случае если дитя дать самому себе, то в нем начнёт развиваться не хорошее, более не сильный начало, но более сильное, злое, подобно тому как и во внешней физической природе, коль не так долго осталось ждать она предоставляется самой себе, произрастает не пшеница, а плевелы, терния и волчцы.

б) Так, воспитание дитяти нужно. А если оно нужно, то в то время, когда, с какого именно времени, во сколько лет необходимо затевать воспитание дитяти? И на данный вопрос дают нам опыт и правильный ответ, и Божественное Откровение. Оба они говорят, что воспитание должно быть начинаемо с самой ранней молодости. Уже взор на природу убеждает нас в истинности этого положения. В случае если кто-либо посадил деревцо и хочет, дабы оно выросло прямым, то он обязан на самых первых порах привязать его к тычинке и шепетильно заботиться за ним, он обязан предохранять его от червей и зловредного действия гадов, обрезать дикие побеги и, пока оно еще молодо, давать ему верное направление. Из-за чего и сложилась у нас пословица: гни дерево, пока оно гнется, другими словами до тех пор пока оно еще молодо. В случае если садовник желает держать собственный сад в чистоте и порядке, то он сначала обязан очистить его от дикой, сорной травы; в другом случае, другими словами в случае если запустить ее и дождаться, в то время, когда она разрастется по всему саду, он уже не в силах будет преодолеть ее. Так как раз направляться поступать и в отношении к дитяти. Дитя — это молоденькое деревце, а родители — это Всевышним назначенные садовники этого юного людской растения. Они должны шепетильно заботиться за ним сначала, они должны очищать его от скверны греха, от страстей и злых наклонностей, они должны отсекать дикие отростки самолюбия, капризов и упорства; они, наконец, должны давать ему верное направление и с самого раннего возраста преклонять его под иго дисциплины и христианского послушания. Сердце дитяти — это сад, а родители — садовники, поставленные от Всевышнего, и сад сердца собственных детей они должны с самого раннего возраста их очищать от сорной травы и плевел. Если они запустят зло в сердцах детей собственных, то они не в состоянии будут очистить их от сора. Чему, так, учит нас природа и опыт, это влагается в сердце своих родителей и Откровением. Имеется у тебя сыновья? Учи их, — увещевает умный Сирах, — и с молодости нагибай шею их (Сир. 7: 25). И в другом месте: сляцы выю сына твоего в молодости его, дондеже млад имеется, да не в то время, когда ожестев не покориттися (Сир. 30: 12). Итак, видишь ли ты, христианский родитель, откуда происходит то, что твои взрослые дети отказывают тебе в покорности и послушании? Это происходит оттого, что ты не нагибал их выи, в то время, когда они были еще юны; это происходит оттого, что ты не приучил их к строгому послушанию в то время, в то время, когда они были еще мелкими детьми. Послушай, что говорит об этом родителям святой Иоанн Златоуст: «Не сам ли ты причиняешь себе скорбь необузданностью твоего сына? Ты должен был шепетильно обуздывать его, приучать его к порядку, к аккуратному выполнению собственных обязанностей и врачевать болезни его души, в то время, когда он был еще молод и в то время, когда это сделать было значительно легче. В то время, когда поле его сердца еще легко было обрабатывать, тогда еще необходимо было тебе выдергивать эти плевелы, тогда, в то время, когда они опоздали еще разрешить войти глубокого корня; при таких условиях и страсти детей не усилились бы так, что запрещено уже погасить их». Имеется много таких своих родителей, каковые считаюм, что воспитание начинается лишь с того времени, как дети вступают в школу. В каком заблуждении находятся такие родители, это видно из следующих выражений мудрецов старого и нового времени. Один глубочайший мыслитель отечественного времени говорит, что воспитание оканчивается уже на десятом году, а второй великий мудрец мира говорит: «Человек обыкновенно на всегда собственную остается таким, каким он был в продолжение шести лет на недрах собственной матери». Еще второй говорит: «Дитя, заслуживающее побои по окончании четырехлетнего собственного возраста, уже обнаруживает дистрофичное воспитание». Опять второй из современных нам известнейших мыслителей говорит, что с судьбой ребенка должно начинаться и его воспитание. И он, само собой разумеется, совсем прав, потому что не может быть равнодушным, будет ли мать дитяти в том периоде, в то время, когда жизнь ее так тесно связана не редкость с его судьбой, жить благочестиво и богобоязненно либо же легкомысленно и нечестиво, поскольку ее хорошее либо плохое душевное состояние легко может сообщаться и плоду ее тела. По крайней мере, недаром же говорят о пороках и нравственных недостатках, каковые дети унаследовали от своих своих родителей либо всосали в себя вместе с молоком собственной матери.

Итак, христианские родители, неоспоримо то, что воспитание детей необходимо затевать с самого раннего их возраста — с появления дитяти на свет, кроме того более – с судьбой его должно начинаться и его воспитание.

в) Сейчас остается нам решить еще вопрос о том, в чем должно состоять воспитание, другими словами качества и какие свойства необходимо развивать в дитяти при его воспитании. Ответ на данный вопрос таков: в воспитываемом ребенке должно быть искореняемо все плохое и насаждаемо все хорошее. В сердце дитяти должно быть подавляемо все плохое. Но много имеется своих родителей, каковые нисколько не заботятся о подавлении некоторых дурных качеств и недостатков в собственных малютках, каковые время от времени кроме того радуются и забавляются, в то время, когда ребенок капризничает, обнаруживает самолюбие, упорство, в то время, когда позволяет он себе какую-нибудь неправда, обман и т. п. Они считаюм, что таковы бывают и все дети, с которых ничего еще нельзя взыскивать по их глупости, но с годами, в то время, когда они подрастут и станут смышленее, тогда-де они свободны будут от этих недочётов, тогда-де возможно будет и относиться к ним с требовательностью и большею строгостью. Великая это непоправимое заблуждение и ошибка! Нет, недуги и эти шалости ни при каких обстоятельствах не проходят сами собой. Наоборот, они растут вместе с самим ребенком и укореняются все более и более, в случае если им не противодействуют сначала, подобно тому как и сорная трава на поле, если не выпалывается на первых порах, разрастается и пускает все более и более глубокие корни. Эта истина светло сознавалась и у язычников. Так, к примеру, говорит умный Сенека: «Легко исправлять те сердца, каковые еще весьма ласковы и мягки, но весьма тяжело искоренять пороки, каковые выросли вместе с нами». Совершенно верно так же сказал и Плутарх: «Проступки парня бывают уже через чур громадны и часто мало исправимы». Так, нужно искоренять все плохое в детях на самых первых порах их жизни. В другом случае плевелы греха так разрастутся и усилятся в сердцах их, что потом нереально будет с ними совладать.

Но воспитание должно состоять не в том лишь, дабы искоренять в сердце ребенка все плохое; нет, внимание воспитателей должно быть направляемо и на то, дабы приучать и упражнять их в добром. В каких добродетелях необходимо в основном упражнять детей, об этом обстоятельнее мы будем говорить в следующих беседах. Основание, из-за чего мы так рано должны приучать детей к упражнению в добродетели, показывает нам само Священное Писание. В случае если парень избрал путь собственный, то он не уклонится от него, говорит Сирах, и во дни старости (См.: Сир. 25: 5), другими словами в случае если человек еще во дни собственной молодости вступил на путь добродетели, то он твердо будет находиться на нем и в старости. Подобную истину высказывает и народная пословица: «К чему в молодости привык, то в старости сделал».

Помните же, христианские родители, как нужно вам как возможно раньше затевать дело воспитания ваших детей, и пускай те из вас, у которых имеется еще и по сей день малютки, попытаются осуществить это на деле. Да не пропускайте вашим вниманием ничего плохого в ваших детях, как бы мелки они ни были, — ни своеволия, самомнительности и упрямства, ни обмана и лжи, ни проявлений наклонности к лени, изнеженности и лакомству. Не вычисляйте ничтожными кроме того мельчайших проступков детей ваших, но не забывайте, что эти проступки растут вместе с ростом самих детей. Насаждайте и взращивайте все хорошее в сердцах их. Воспитывайте их с самого раннего возраста к благоговению пред Всевышним и молитве, к аккуратности и послушанию, к откровенности и справедливости, к самоотвержению и терпению. И будьте уверены, что ваши дети, совершая добро сперва бессознательно, потом, в зрелом возрасте, будут сознательно продолжать то, в чем упражнялись они в юные годы лишь по привычке.

Основное условие воспитания радостного ребенка. Что неспециализированного между самкой и мамой белого медведя?

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector