О метафизике

В связи с ростом интереса к религиозной философии и пересмотром тенденций, восходящих к хорошим германским философам XIX в., уместно остановиться на понятии «метафизика», тесно связанном с категорией бытия.

Этимологически тут все достаточно легко: мета (греч.) — «сверх», «над». Так, все, что сверх физической реальности, относится к действительности метафизической. А это возможно не только, к примеру, духовная, но и биологическая, и социальная действительность — они так как сверхфизичны. Но под метафизикой понималась особенная сверхчувственная действительность, пребывающая за пределами опыта, опыта, наблюдения, причем как прямого, так и косвенного. Но опыту, наблюдению, опыту человечества и человека дешева до тех пор пока еще очень малая часть сущего. Все «другое» находится в области, запредельной для людской чувственности. Размышления об этом и имеется метафизика.

Предмет метафизики, в ее первичном смысле, — рассуждения об безотносительном мировом целом, недоступном никакому эмоции, и о свободе воли, Всевышнем, бессмертии, бесконечности и вечности и т.п.

В связи со сообщённым полезно упомянуть категории трансцендентального и трансцендентного. Это две различные ступени сверхчувственной действительности. без сомнений, бытие — сверхчувственно, но оно не обязательно сверхприродное, надмировое. Такая реальность, выходящая за грань эмпирии и характеризующаяся, по Канту, так называемыми априорными (доопытными) формами познания (типа пространства и времени как форм причинности и чувственного познания как категории рассудка), именуется трансцендентальной.

Выше ее стоит всецело сверхопытная действительность, практически недоступная и теоретическому познанию. Это трансцендентная, либо ноуменальная, действительность Канта. По мысли всех религиозно думающих философов, Всевышний имеется трансцендентная действительность (но не все трансцендентное божественно).

Материя

Первое, что поражает воображение человека, в то время, когда он замечает окружающий мир, — это необычное многообразие предметов, процессов, отношений и свойств. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету. Необходимо иметь громадную силу мысли и богатое воображение, дабы заметить за многообразием вещей и явлений мира их единство и общность.

У процессов и всех предметов внешнего мира имеется таковой неспециализированный показатель: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо либо косвенно в отечественных ощущениях. Иначе говоря они объективны. В первую очередь по этому показателю философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. В то время, когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не имеет возможности видеть, осязать, к примеру, отдельные атомы. Но мы чувствуем воздействие тел, складывающихся из атомов.

В то время, когда человек ставит себе цель найти единообразную материю как некое первоначало всего, то он поступает таким же образом, как если бы вместо груш и вишен захотел съесть плод вообще. Но это также абстракция. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, имеется определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими. Все существующие конкретные материальные образования и имеется материя в разных ее формах, видах, особенностях и отношениях. Не существует «безликой» материи. Материя — это не настоящая возможность всех форм, а настоящее их бытие. Единственным относительно хорошим от материи свойством есть только сознание, дух.

Каждое какое количество-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира или из материи, или из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором — с идеалистическим монизмом (от греч. один, единственный). Существуют философские учения, каковые стоят на позициях дуализма (от лат. двойственный).

Кое-какие философы усматривают единство предметов и процессов в их действительности, в том, что они существуют. Это действительно имеется то общее, что объединяет все в мире. Но принцип материального единства мира свидетельствует не эмпирическое сходство либо тождество конкретных существующих совокупностей, элементов и конкретных закономерностей и свойств, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных отношений и свойств.

Нескончаемое мироздание как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особенную, противостоящую обществу и природе субстанцию. Сознание — это и познание действительности, и ее составная часть. Между сознанием движения человека и законами мира нет непроходимой пропасти. Сознание в собственности не к какому-то потустороннему, а к материальному миру, не смотря на то, что и противостоит ему как духовность. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.

Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она складывается из частей разной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, их систем и звёзд, галактик. Сейчас найдено более 30 различных элементарных частиц, а вместе с резонансами (частицами, живущими весьма маленькое время) их насчитывается около 100. Предпринимаются попытки отыскать глубокую внутреннюю связь между элементарными частицами и создать для них что-то наподобие Периодической таблицы Д.И. Менделеева. Элементарные частицы различаются по массе спокойствия и в соответствии с этим разделяются на лептоны (легкие частицы), мезоны (средние частицы) и барионы (тяжелые частицы). Наровне с этим существуют частицы, не обладающие массой спокойствия, к примеру фотоны.

Атомы выстроены из положительно заряженных ядер и отрицательно заряженных электронных оболочек. Ядра складываются из протонов и нейтронов, совместно именуемых нуклонами.

От «прерывных» форм материи неотделимы «постоянные» формы. Это различные виды полей — гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, разрешают им взаимодействовать и тем самым существовать. Так, без полей тяготения нет ничего, что объединяло бы звезды в галактики, а само вещество — в звезды. Не было бы ни Нашей системы, ни самого Солнца, ни планет. По большому счету все тела прекратили бы существовать: без электрических и магнитных полей нет ничего, что связывало бы атомы в молекулы, а ядра и электроны — в атомы.

Мир и все в мире — это не хаос, а закономерно организованная совокупность, иерархия совокупностей. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. движение и Бытие материи неосуществимы вне ее структурной организации. Понятие структуры применимо не только к разным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость главных структурных форм материи обусловлена существованием ее единой структурной организации. В этом смысле возможно заявить, что любой элемент материи как бы несет на себе печать мирового целого. В частности, как показывает наука, электрон имеет прямое отношение к Космосу, и познание Космоса невероятно без рассмотрения электрона.

Один из атрибутов материи — ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в ходе ее трансформации. Исследуя фундамент материи, современная физика открыла общую превращаемость элементарных частиц. В постоянном ходе обоюдных превращений материя сохраняется как субстанция, т.е. как база всех изменений. Превращение механического перемещения благодаря трения ведет к накоплению внутренней энергии тела, к усилению теплового перемещения его молекул. Тепловое перемещение со своей стороны может превратиться в излучение. превращения и Закон сохранения энергии гласит: какие конкретно бы процессы превращения ни происходили в мире, энергии и общее количество массы остается неизменным. Любой материальный объект существует только в связи с другими и через них он связан со всем миром.

Принцип неуничтожимости и несотворимости материи имеет громадное методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие основные законы, как законы сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие, разрешившие глубже и полнее осознать процессы, каковые происходят в разных областях природы. Наиболее значимые законы научного познания помогают и орудием критики ошибочных воззрений.

Перемещение

Мир находится в постоянном перемещении: у него нет «выходных дней» для спокойствия.

Перемещение — это метод существования сущего. Быть — значит быть в движении, трансформации. Нет в мире неизменных вещей, отношений и свойств. Мир слагается и разлагается, он ни при каких обстоятельствах не бывает чем-то законченным. Перемещение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Перемещение сущего имеется самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к трансформации состояния свойственны самой действительности: она имеется обстоятельство самой себя. Покакое количество перемещение несотворимо и неуничтожимо, оно полностью, непреложно и обще, проявляясь в виде конкретных форм перемещения.

В случае если абсолютность перемещения обусловлена его всеобщностью, то относительность — конкретной формой его проявления. Формы и виды перемещения многообразны. Они соответствуют уровням структурной организации сущего. Каждой форме перемещения свойствен определенный носитель — субстанция. Так, элементарные частицы являются носителями разнообразных процессов взаимопревращений, элементы ядра атома — носителями ядерной формы перемещения, элементы атома — носителями внутриатомной формы перемещения, элементы молекулярных соединений и молекул — носителями химической формы перемещения, и т.д. впредь до социальной формы, которая в последовательности известных форм перемещения есть высшей.

Перемещение любой вещи осуществляется лишь в отношении к некоей второй вещи. Понятие перемещения отдельного тела — чистая бессмыслица. Для изучения перемещения какого-либо объекта необходимо отыскать совокупность отсчета — второй объект, по отношению к которому возможно разглядывать интересующее нас перемещение.

В нескончаемом потоке ни при каких обстоятельствах не прекращающегося перемещения сущего постоянно присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся в первую очередь в сохранении состояния перемещения, а также в форме относительного покоя и равновесия явлений. Как бы ни изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет собственную определенность. Река постоянно есть рекой по причине того, что она течет: бытие реки и заключается в ее течении. Получить полный покой свидетельствует перестать существовать. Все довольно покоящееся неизбежно причастно к какому-либо перемещению и в конечном итоге — к бесконечным формам его проявления в мироздании. Покой постоянно имеет лишь видимый и относительный темперамент.

время и Пространство

Все тела имеют определенную протяженность — длину, ширину, высоту. Они разным образом расположены относительно друг друга, составляют части той либо другой совокупности. Пространство имеется форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно содержится в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, позади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.

Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются или в один момент, или один раньше либо позднее другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимний период и весной, летом и в осеннюю пору. Все это указывает, что тела существуют и движутся во времени. Время — это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно содержится в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в опредроблённых количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.

время и Пространство — это общие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия содержится в том, что они — формы бытия всех процессов и предметов, каковые были, имеется и будут в нескончаемом мире. Не только события внешнего мира, но и все эмоции, мысли происходят в пространстве и во времени. В мире все простирается и продолжается. время и Пространство обладают собственными изюминками. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время только одно — направление от прошлого через настоящее к будущему.

время и Пространство существуют объективно, их существование независимо от сознания. Их закономерности и свойства кроме этого объективны, не являются порождением неизменно субъективной мысли человека.

Жак Фреско — О метафизике

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector