О лабораторном, комплексном, естественном методах исследования темперамента и методе наблюдения

Громаднейшую популярность в изучениях темперамента, в особенности в Павловском его понимании, взял способ лабораторного опыта, что, согласно точки зрения его приверженцев, разрешает максимально освободиться от маскирующего влияния прошлого опыта. В таком опыте возможно совершенно верно измерять реакции, что особенно принципиально важно для получения их временных черт и для оценки энергетических параметров поведения. Наконец, только в лабораторных условиях возможно измерять непроизвольные реакции, не поддающиеся сознательному контролю субъекта и как раз исходя из этого раскрывающие характерные ему настоящие изюминки темперамента.

Значение этих условий, обычных для лабораторного опыта, подчеркивают в основном те психологи, каковые занимаются изучением типов нервной совокупности. Но применительно к диагнозу темперамента лабораторные способы имеют кое-какие недочёты, основной из которых пребывает в том, что в таких условиях, в большинстве случаев, производятся измерение по необходимости краткосрочно, происходит в маленьком временном промежутке, а это значит, что его результаты, по которым делают выводы о темпераменте, могут быть случайными, маловероятными. Это связано, например, с тем, что физиологические механизмы темперамента, как мы уже говорили, весьма сложны; так тонус нервной совокупности, определяющий интенсивность реакции, в большинстве случаев на различных ее уровнях разен. Известно кроме этого, что кое-какие реакции зависят не только от темперамента индивида, но и от последовательности вторых факторов, в принципе не поддающихся одновременному контролю.

Для преодоления этих трудностей все чаще используются комплексные, полифункциональные изучения, в которых в один момент используется последовательность измерительных приемов, регистрация и свойств многочисленные показатели темперамента разных реакций. Само собой разумеется, такие изучения, учитывая применяемую в них аппаратуру, достаточно дороги и требуют от экспериментатора основательной подготовки, что не содействует их широкому распространению.

Многие исследователи, в особенности те, кто занимается изучением темперамента у детей, выполняют для диагноза темперамента естественный опыт, что, владея главными чертами экспериментального способа, одновременно с этим очень близок к способу наблюдения. Данный способ формирует возможность для хода эксперимента и детального контроля условий, и для управления ими; вместе с тем он разрешает измерять интересующее нас поведение в естественных условиях, родных к повседневной судьбе ребенка. Ребенок не знает о том, что он есть объектом наблюдения, что его формы и реакции поведения детально регистрируются и направляются заблаговременно запланированной экспериментальной обстановкой.

Примерами естественного опыта по изучению темперамента детей могут служить разнообразные подвижные игры, организуемые исследователем. Ясно, что они смогут удовлетворять условиям для того чтобы опыта только в том случае, если сам движение игры, ее правила будут навязаны экспериментатором, строго контролироваться и регистрироваться им.

Остановимся на кратком описании неизвестных кроме того среди психологов опытов по изучению темперамента, проводившихся в 30-х гг. этого века С. Валигурской, которая была в Польше одним из пионеров количественного подхода к подобным изучениям и пользовалась собственным способом естественного опыта.

Так, для измерения для того чтобы свойства, как двигательная импульсивность, учитывалась скорость реагирования перемещением на определенную команду. Девочки в возрасте 3-4 лет выстраивались в ряд. Их задачей было бежать к экспериментатору по окончании команды “Раз, два, три”, причем экспериментатор сначала растолковал, что необходимо затевать бег лишь по окончании слова “три”. Попытки повторялись пять раз. Показателем двигательной импульсивности считались преждевременные реакции, другими словами испытуемые оценивались как тем более импульсивные, чем раньше перед произнесением слова “три” они начинали бежать. Измеряемая тут свойство воздерживаться от преждевременной реакции напоминает соответствующее типологии И.П. Павлова измерение силы условного торможения.

Иначе, такое свойство темперамента, как темп реагирования, либо скорость реакции, С. Валигурская измеряла временем от момента подачи команды до исполнения задачи. К примеру, подавалась такая команда: “Забери два кубика, один положи на скамью, второй дай мне”. Задачи были различной трудности. Всего подавалось восемь таких команд, причем измерялось суммарное и раздельное время их исполнения. В другом опыте с той же целью давали задачу нанизать бусинки и отделить горох от фасоли.

В обеих задачах регистрировалась скорость исполнения ребенком данной работы. Подобным же образом измерялись другие выделенные автором свойства темперамента: терпеливость, выдержанность, смелость и отвага.

Эти относительно простые и протекающие в естественных условиях опыты позволяют количественного описания отдельных особенностей темперамента при том, но, условии, что используемые в них задачи не должны быть ни через чур легкими, ни через чур тяжёлыми и должны прекрасно дифференцировать обследуемых детей.

В педагогической работе самый подходящим способом диагностики темперамента, как и других психотерапевтических изюминок ученика, есть, без сомнений, наблюдение. Но для определения темперамента и других черт личности не хватает поведение индивида. Так, констатация того, что ученик ленив, обманывает либо проявляет интерес к определенным сторонам судьбы, ничего не может сказать о его темпераменте, поскольку эти черты зависят от характера, заинтересованностей либо мотивации ребенка. Одновременно с этим, в случае если мы подмечаем, что ребенок скоро делает порученное ему воздействие, совершает перемещения с большей либо меньшей энергией, либо же знакомимся с поведением ребенка в тяжёлых либо необыкновенных жизненных обстановках, то на основании многих аналогичных наблюдений возможно с известным приближением делать выводы об определенных изюминках его темперамента.

Значение способа наблюдения в достижении целей полиграфной проверки — О.Сербиненко

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector