Новые условия и рубежи

По замечанию В.О. Ключевского, возможно, не во всем честному, монгольское нашествие не положило резкой грани в истории Северо-Восточной Руси, потому, что новый политический порядок завязался в ее почвах до появления Батыя с его полчищами. Вторая часть данной формулы верна. Но о первой ее части этого сообщить запрещено — «Батыево нахождение» оказало такое сильное действие на русские почвы, судьбы их обитателей, что часто говорят о домонгольской и ордынской эрах отечественной истории.

Ко времени ордынского нашествия Русь приблизительно столетие жила в новых условиях. Захирело Киевское княжение — некогда политический, хозяйственный, религиозно-идейный центр громадного страны. Некогда многолюдные города и села пустели — их обитатели уходили на запад, к Галичине и Волыни, в Польшу, и еще более на северо-восток, в Залесскую почву, как тогда южане именовали места около Ростова, Суздаля и других городов на севере. Обстоятельства именуют современники-летописцы: нескончаемые княжеские усобицы, половецкие набеги. Наконец, ужасный удар нанесли монголо-татары.

Полтора десятилетия спустя по окончании ордынского погрома по Южной Руси проезжал Плано Карпини. Направлялся он, как миссионер папы, на Волгу к монголам-завоевателям, недавно приведшим в Западную Европу и трепет. По пути видел он бесчисленные черепа и кости на полях и на протяжении дорог; русских людей осталось мало — их перебили либо увели в плен. В самом Киеве осталось не более 200 домов. И без того везде.

Южные, юго-западные и часть западных земель Руси неспешно включаются в состав Польши и Литвы. И уже в XIV в. документы начинают именовать Юго-Западную Русь Малой Россией.

Восточные кочевники не меньше ужасный погром учинили и в Руси Северо-Восточной. Но тут, не обращая внимания на все тяготы иноземного владычества, запустение, которое в Руси Юго-Западной длилось до XV в., начали преодолевать существенно раньше. Волжско-Окское междуречье, новгородско-псковские пространства стали базой развития русского племени. Великой России. Удаленность от простых, степных, дорог вторжений кочевников, укрытость за топями и лесами влекли ко мне людей со всех сторон. Не было столько плодородной почвы, как в южных пределах, но реже высверкивала ордынская сабля либо свистел аркан над головой. Да и землица, то малыми островками среди дебрей, то громадными опольями, как под Суздалем, давала возможность прокормить худо-бедно семью. К тому же около — леса необъятные, речки и реки, озера и пруды бесчисленные; ставь срубы, искушайся во всяком рукоделии, лови зверя и птицу, пользуйся бортями и бобровыми ухожаями, вари соль и железо, дери лыко и кури смолу.

Славяне-русичи с Днепра и Новгородчины, появляясь в этих местах, встретились с угро-финскими племенами, с неким оттенком доброй иронии прозвали их чудью. Это — меря, целый, мордва и проч. Смешивались с ними, в значительной мере их ассимилировали. Причем не завоевывали, не насильничали, а селились рядом, женились между собой (из этого часто — скуластость великороссиянина, волос и тёмный цвет кожи). Не смотря на то, что подчас случались и столкновения, в первую очередь на религиозной базе — аборигены-чудины не желали принимать веру Христову. Но подобное бывало и среди русских. И те и другие продолжительно сохраняли собственные языческие обряды, в том либо другом виде, масштабе; их остатки подчас дожили до отечественного времени (элементы вышивок, резьбы, танцев и проч.).

Утверждение князей Мономашичей, Юрия Долгорукого и его потомков, на северо-востоке имело серьёзные политические последствия. Во-первых, уже его сын Андрей Юрьевич Боголюбе кий, став со временем ветшайшим среди всех русских князей, отнюдь не захотел сидеть князем в Киеве. Сажал в том направлении правителей «из собственной руки», по собственной воле. Сам же прочно обосновался на далекой окраине Старой Руси, ставшей с того времени политическим центром, главным нервом судьбы, устремлений и расчётов разросшегося рода Рюриковичей.

Во-вторых, раньше вся Русь была как бы неспециализированным владением всех князей, и любой из них занимал стол, начиная с великокняжеского в Киеве и заканчивая каким-либо захолустьем в припятских лесах, по старшинству переходил с места на место. Сейчас, на смену «генеалогической федерации» (В.О. Ключевский), приходит совокупность княжеств с постоянными правителями-монархами. Они разламывают совокупность старшинства, передают власть сыновьям, минуя братьев, либо младшим братьям, минуя старших. Основное тут — утверждение в княжествах постоянных семейств. А их представители были значительно больше заинтересованы в обустройстве собственной почвы-владения, чем временный ее правитель. Да и обитателям это было лучше. Характерно, что раньше, в киевскую эру, князья собственные временные владения кликали волостями, наделками, а сейчас, в суздальскую и владимирскую эры — вотчинами, уделами, т.е. владениями постоянными, идущими от отцов, выделенными ими своим наследникам.

Русь Северо-Восточная, вместе с Северо-Западной, входившей, так или иначе, в сферу ее влияния, становилась в УСЛОВИЯХ удельного разделения центром нового собирания народных сил, новой централизации в изменившихся условиях. То же намечалось и на юго-западе, в Галицко-Волынской Руси. Прерванный ураганом вторжения Бату-хана, карательными экспедициями его преемников, процесс данный мало-помалу возобновляется на севере к концу XIII—началу XIV столетия.

Жизнь длилась, племя Рюриковичей, их ветвей, среди них и Мономашичей, разрасталось. Всем князьям требовались почвы, и старшие из них выделяли младшим их доли, уделы. Русь разделялась на все более небольшие уделы, и, кроме славных князей и великих, прославленных в «Слове о полку Игореве» и других произведениях, появляются князья небольшие и небольшие, впредь до каких-нибудь моложских, андожских, юхотских, бохтюжских и многих вторых.

В условиях ускоренного иноземного ига и удельного дробления, которое консервировало такое положение, еще более пышным цветом расцвели княжеские усобицы, небольшие свары, разорения и взаимные нападения. Но через данный беспорядок начал проглядывать и порядок. Местные князья с наслаждением занялись в собственных отчинах-дединах постройкой храмов и городов, заселением пажитей людьми. Покровительствуют культурным начинаниям — в составлении летописных сводов, вторых монументов, переписке книг, в развитии ремесел; многие мастера дали великие образцы в мастерстве — иконы, различные прикладные изделия (посуда и проч.).

Новые условия лечения в Израиле | DoktorIsrael

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector