Новые индустриальные и демократизирующиеся страны азии

Вазиатских новых индустриальных и демократизирующихся государствах (НИДС) исследователи глобализации больший акцент делают на тех возможностях, каковые глобализация открывает перед ними, и тех вызовах, каковые она формирует для национального процветания и национальной стабильности.

Новые индустриальные и демократизирующиеся страны азии
Новые индустриальные и демократизирующиеся страны азии

Главной темой прикладных по собственному содержанию исследований выступает адаптация национальной экономики и общества к глобализации. В теоретическом замысле ученые НИДС в основном ссылаются на уже существующие в американской литературе определения глобализации.

Южнокорейские профессоры Чва Сен Хи и Ким Ин Гю, фиксируя отсутствие в западной литературе сложившейся теории глобализации с четкими определениями, трактуют глобализацию как «расширение экономической активности за пределы национальных и региональных политических границ посредством перемещения капиталов, услуг и товаров, рабочей силы, информации и технологии». За уже упоминавшимися американскими учеными их корейские сотрудники связывают развитие глобализации с распространением информационных разработок. Переходя к изучению неприятностей влияния экономической глобализации на южнокорейскую экономику, на данный момент Сен Хи и Ким Ин Гю исходят из той посылки, что «глобализирование южнокорейской экономики нужно для обеспечения стабильного и здорового роста поизводства» и что «средства и экономическая политика Сеула ее реализации должны обязательно отвечать интернациональным правилам и рыночным законам». Неприятности адаптации южнокорейской экономики к требованиям глобализации исследуются учеными по следующим направлениям:

Роль внешнего фактора в обеспечении устойчивого большое количестволетнего роста южнокорейской экономики. Профессоры Чва и Ким отмечают, что главным причиной экономического успеха Республики Корея стала направляемая страной экспорт-ориентированная модель хозяйственного развития. Из этого тезиса делается вывод о перманентной глобализации южнокорейской экономики в течении всего ее развития и о необходимости ее «предстоящей глобализации».

Экономические рычаги регулирования, такие, как либерализация условий привлечения зарубежного капитала, монетарная и фискальная политика, политика в отношении установления валютного курса. Согласно мнению ученых, макроэкономическая политика отдавала приоритет задачам ускоренного роста, но не экономической стабилизации, причем ускоренного роста через форсирование экспортных производств. Экспортная стратегия развития заставляла Республику Корея приводить собственную монетарную, фискальную и валютную политику в соответствие с главными тенденциями глобализации глобальной экономики.

политики взаимоотношений и Проблема бизнеса. Чва и Ким считают, что пагубное действие на экономику традиционных патерналистских и лоббистских взаимоотношений между политической властью, в руках которой находятся рычаги эко

Новые индустриальные и демократизирующиеся страны азии
Новые индустриальные и демократизирующиеся страны азии
Новые индустриальные и демократизирующиеся страны азии

номического регулирования, и большим бизнесом амортизируется такими приемами, как предоставление независимости центральному банку, осуществление долговременного стратегического планирования, принятие политических ответов на основе правил и прозрачных законов, т.е. теми приемами, которые одновременно и являются требованиями экономической глобализации, и разрешают приспособиться к ней.

Микроэкономическая политика. Южнокорейские исследователи, отмечая классический «интервенционистский» темперамент индустриальной политики Сеула, нацеленной на содействие формированию национальной индустрии и ее защиту от твёрдой борьбы со стороны более больших корпораций из развинаправляться государств, считают, что такая политика больше не отвечает требованиям глобализации. Чва и Ким выступают в пользу дерегулирования корейской экономики, ее приспособления и реструктуризации к требованиям современного мирового рынка.

Трудовые отношения. Ученые уверены в том, что изменение в конце 90-х годов трудового законодательства, разламывающего традиционную совокупность пожизненного найма и тем самым придающего трудовым ресурсам громадную мобильность, кроме этого стало одним из шагов Республики Корея по приспособлению к веяниям экономической глобализации.

Южнокорейские ученые, как и их коллеги из менее развитых государств, большее внимание, чем западные ученые, уделяют проблеме регионализма и взаимосвязи глобализации. Чва и Ким уверены в том, что глобализация и регионализм являются «двумя движущими силами глобальной экономики». Наряду с этим «происходит усиление регионализма в ответ на доминирование США в процессах экономической глобализации на современном этапе ее развития».

Новые индустриальные и демократизирующиеся страны азии

Таиландский ученый Чантана Банпасиричоте не вычисляет глобализацию чем-то новым для Таиланда: «С середины XIX в. Таиланд должен приспособиться к интернациональной капиталистической экономике». Отмечая, что изучение глобализации в Таиланде «носит больше утилитарный, чем концептуальный темперамент», Банпасиричоте определяет глобализацию как «катализируемую информационной разработкой либерализацию экономик, придание им большей открытости и развитие региональной интеграции». Ученый считает, что для Таиланда первостепенное практическое значение — в контексте неприятностей экономической глобализации — имеет деятельность таких международных организаций, как ВТО, АТЭС и АФТА. Банпасиричоте вычисляет,’ что Таиланд еще лишь подходит к значительному дискуссии неприятностей глобализации. Особенное внимание в грядущих дискуссиях предполагается выделить «конкретной практической политике страны по адаптации к глобализации».

Новые индустриальные и демократизирующиеся страны азии

Таиландские критики глобализации показывают на то, что процветание нации, как следствие более активного втягивания страны во всемирной рынок, не всегда «означает, — как вычисляет Рангсан Танапорнпун, — улучшение жизненных стандартов для среднего гражданина». Санех Чамарик считает, что в наибольшем проигрыше от глобализации выясняются сельские обитатели и что позванная глобализацией зависимость от внешнего рынка «подрывает личные базы развития экономики» и предлагает таиландским влияниям проводить особенную экономическую политику,, которая бы ограничивала зависимость тайской экономики от «международного разделения и внешних сил труда». Представители тайских неправительственных организаций, видят в глобализации угрозу распространения в тайском обществе «индустриалистских и потребительских сокровищ», каковые ведут к подрыву тайской самобытности, усилению контроля транснациональных корпораций за национальными ресурсами, новым видам протекционизма, связанным с начатой Западом кампанией по защите авторских прав, и т.д.

Новые индустриальные и демократизирующиеся страны азии

Индонезийские ученые отмечают, что в Индонезии проблема глобализации носит больше риторический темперамент. «Это больше вопрос веры, — пишут С. Ринакит и X. Соесастро, — те, кто верит в глобализацию, считают, что она открывает новые возможности и сулит громадные преимущества. Те, кто не верит, видят теневые стороны глобализации». Ученые отмечают громадной разброс точек зрения, что существует в Индонезии по поводу глобализации в диапазоне между этими двумя крайними позициями. Не обращая внимания на данный разброс, и приверженцы, и критики глобализации «едины в том, что этот процесс неизбежен, и в том, что страны не смогут отгородиться от него». Ученые выступают активными приверженцами вынашиваемой в индонезийских верхах идеи о создании особой правительственной команды по проблемам глобализации, «Team Global-isasi», в состав которой входили бы специалисты из разных областей практики и науки, задачей которой было бы «руководить глобализацией, дабы обеспечить ее соответствие национальным заинтересованностям и помогать соразвитию индонезийской и глобальной экономики».

Филиппинский ученый М.С. Гочоко-Баутиста, разделяя утилитарный подход к глобализации, считает, что для Филиппин — в контексте глобализации — первостепенное значение имеют: 1) разработка стратегии роста поизводства, которая бы соответствовала таким требованиям глобализации, как либерализация, дерегулирование, приватизация; 2) отслеживание того, как и в какой степени глобализация воздействует на разные стороны экономической и политике Филиппин и на разные социальные слои и регионы страны; 3) измене

Новые индустриальные и демократизирующиеся страны азии

ние роли страны в управлении экономикой, с тем дабы дать больше свободы частному сектору; 4) формулирование политики регионального поведения Филиппин, имея в виду региональное планы и экономическое сотрудничество индивидуальной либерализации филиппинского рынка в рамках договоренностей между государствами АСЕАН и государствами — участниками АТЭС.

Новый импульс дискуссиям по проблемам глобализации в НИДС был дан азиатским денежным кризисом, охватившим в 1997—1998 гг. Таиланд, Малайзию, Индонезию, Филиппины, Республику Корея. Попавшие в плохое положение страны сразу же столкнулись с двумя вопросами: кто виновен в финансовом кризисе и как его преодолевать? Все они были едины в том, что кризис стал следствием глобализации мировых финансов, происходящей в спонтанной неконтролируемой форме. Но дальше мнения разошлись. В Южной Корее, Индонезии, Таиланде, на Филиппинах было признано, что не глобализация мировых финансов сама по себе отвечает за обвал национальных фондовых и валютных рынков, а не сильный национальные банковские и денежные совокупности. Практическим результатом-следствием для того чтобы понимания обстановки стало активное сотрудничество этих четырех государств с международным валютным фондом в вопросах преодоления кризиса способами, находящимися в согласии с механизмами глобализации — открытие рынка, обеспечение прозрачности работы национальных денежных университетов, реструктуризация экономики и т.п.

В Малайзии, наоборот, ответственность за кризис была возложена на международных денежных спекулянтов, использовавших денежную глобализацию «в собственных корыстных заинтересованностях за счет национальных заинтересованностей» азиатских НИДС. Способы выхода из кризиса в Малайзии были противоположными тем, что употреблялись вторыми НИДС. Они включали отказ от сотрудничества с международным валютным фондом, закрытие на время денежного и валютного рынка, опору на философию неприятия глобализации. Вместе с тем и в Малайзии знают, что долгая изоляция не может быть альтернативой глобализации. В качестве такой тут видят установление международного контроля над свободными потоками «тёплых» капиталов.

В целом возможно заявить, что азиатский экономический кризис вынудил ученых и политиков в азиатских НИДС более деятельно приступить к изучению экономической глобализации и ее последствий, придав интеллектуальным поискам новую направленность — нахождение варианта контроля над глобализацией, с тем дабы обезопасисть не сильный национальные денежные совокупности от ее негативных последствий.

Новые индустриальные и демократизирующиеся страны азии

Страны третьего мира

Новые индустриальные и демократизирующиеся страны азии

Так же как и в не, в развивающихся государствах выговор делается на изучение практических последствий глобализации для обществ и национальных экономик. Отличительными чертами таких изучений выступают, во-первых, больший выговор, в отличие от работ авторов и западных исследований из НИДС, на негативные нюансы глобализации. Во-вторых, присутствие выраженной антиимпериалистической риторики, базирующейся на трактовке глобализации как новой формы неоколониализма. В-третьих, обвинение Запада в нежелании «справедливо» делиться плодами глобализации.

критик и Индийский учёный-искусствовед Г. Капур полагает, что термин глобализация «отражает идеологию рынка, правила работы которого диктуются МВФ, Мировым банком, фаворитами «громадной семерки», причем США играются на этом глобализирующемся рынке роль морального дирижера — победителя в «холодной войне». Согласно точки зрения Капура, удачи мирового капитализма очень сильно преувеличены. Не обращая внимания на пропагандистскую риторику приверженцев глобализации и либерализации, в государствах богатого Севера, считает Капур, падают зарплаты и растет безработица. Что же касается бедного Юга, то его население в большой мере страдает от глобализации: привносимые новые западные сокровища разрушают традиционные социальные структуры, не успевая создавать вместо им работающие альтернативы. «Потому, что большинство населения мира не приобретает благ от глобалистов, то мысль «единого мира» есть не более чем потребительской утопией… Единственное, что вправду глобализируется, это капитализм американского типа», — заключает Капур.

Второй индийский ученый Б.П. Саха, осознавая глобализацию как «расширение и интенсификацию сферы международного сотрудничества», считает, что для Индии ее начало связано с колонизацией страны. «Империализм либо колониальное правление, — пишет Саха, — без сомнений, открыли дорогу глобализации… не смотря на то, что и в далеком от сегодняшнего понимании этого слова». Оппонируя своим сотрудникам, вычисляющим глобализацию субпродуктом «вестернизации» или результатом общемирового соразвития (собственного рода «баланса сил»), Саха полагает, что глобализация отражает особенный вид баланса сил в международных делах — «баланса сил при доминировании одной из них в рамках этого баланса». Связывая глобализацию с распространением в мире современных средств связи и коммуникаций, ученый вычисляет данный процесс необратимым и приносящим пользу, но лишь в том случае, если он не вступает в несоответствие с «моралью, этикой и фундаментальными стоимостейностями индийского общества». В другом случае информа

Новые индустриальные и демократизирующиеся страны азии
Новые индустриальные и демократизирующиеся страны азии

ционная глобализация несет в себе угрозу индийскому обществу и традициям.

Доктор наук С. Пандит разглядывает глобализацию в контексте нового передела «интернациональной силы» по окончании окончания «развала и» холодной войны СССР. На место конфронтации между США и СССР, считает Пандит, приходит противостояние «глобализирующегося Севера» и «глобализируемого Юга» на мировом уровне, противостояние больших сил, таких, как Китай и Индия, на региональном уровне и противостояние цивилизаций, в частности индийской и западно-хрис&не;тианской. В условиях отсутствия глобальных средств обеспечения отстаивания и безопасности заинтересованностей Юга в целом, индийской цивилизации и Индии в частности, считает Пандит, приходится самостоятельно искать такие средства. К последним Пандит относит испытание и создание Индией атомного оружия.

О. Мишра, предлагая трактовать глобализацию как взаимодействия государств и процесс интеграции, обращает внимание на существование в реальности второй тенденции — к дезинтеграции, автаркии, изоляционизму, которую ученый определяет как «фрагментацию» мирового развития. «фрагментация и Глобализация, — пишет Мишра, — не просто являются интернациональными процессами, но и воздействуют на региональную обстановку а также на целостность самих стран». Как раз явлением фрагментации Мишра растолковывает длящийся военный конфликт между Пакистаном и Индией и другие локальные конфликты. «Благодаря относительной автономности распрей в Южной Азии, — отмечает индийский ученый, — окончание «холодной войны» не дало никакого хорошего результата для региона». Из этого Мишра делает вывод о недостаточности применения одной только концепции глобализации не учитывая происходящей фрагментации международных взаимоотношений для понимания существа продолжающихся этнических и региональных распрей.

Пакистанский ученый Ф.Х. Сайед обращает внимание на то, что в вопросах изучения таких новых явлений, как глобализация, ученые из развивающихся государств «не имеют хватает возможностей, таких, как научное образование, финансирование и критическое мышление, для понимания и новых глубокого исследования идей их подлинного действия на менее развитые государства». Усматривая возможность для развивающихся государств появляться в стороне от польз глобализации, Сайед выступает в поддержку идеи разработки развитыми государствами («громадной семеркой») «механизмов, каковые бы не вынудили бедные страны мучиться от глобализации и не допустили бы понижения уровня экономразвития развивающихся государств как возможного следствия глобализации».

Новые индустриальные и демократизирующиеся страны азии

Глава министерства внешей политики Бангладеш (в 1999 г.), доктор наук Т. Али, определяя глобализацию как «объединяющий страны единый экономический зонтик», уверен в том, что это явление песет с собой не только возможности, но и ловушки. К последним он относит пагубное влияние мировых потоков финансового капитала на страны третьего мира, возлагая важенность за верное (т.е. разрешающее избежать кризиса) управление зарубежными инвестициями как на интернациональные корпорации, так и на кабинеты министров развивающихся стран. В глобализации Али усматривает кроме этого прямое влияние экономической ситуации в Соединенных Штатах и Японии на все страны третьего мира.

Второй бангладешский исследователь A.M. Али, комментируя утверждение о связи глобализации с информационной революцией, ставит под сомнение сам хороший суть понятия «информационная революция». Согласно точки зрения Али, «информационная революция — это миф… это по сути контроль над

людьми и манипулирование сознанием людей при помощи современных технологий и информационных средств». Ответственность за это Али возлагает на США — главного проводника мирового «культурного империализма».

Египетский ученый Ш. Хетата трактует глобализацию как господство транснациональных корпораций, осуществляющих контроль 8()% всемирный мировых инвестиций 75% и торговли, не прино-

сящих польз странам третьего мира. Согласно его точке зрения, предла-гаемые Мировым банком и МВФ программы структурной перестройки национальных экономик в соответствии с требованиями глобализации являются «потенциальным экономическим геноцидом», новый экономический порядок ведет к усилению политического влияния Запада в развивающихся государствах, а сама глобализация только усиливает противостояние бедного юга и богатого Севера в рамках «биполярного по схеме Север— Юг мира».

Разглядывая отношение к глобализации в Африки, американец африканского происхождения М. Диавара обращает внимание на единое негативное воспри-

ятие глобализации, которое объединяет африканских интеллектуалов, представителей политических бизнесменов и элит. Ученый видит корни этого протеста в несоответствии между длинной борьбой африканских народов и лидеров за обретение национального суверенитета и государственности, с одной с одной, и размыванием независимости и суверенитета как следствия глобализации, с другой. Вместе с тем Диавара считает, что правила глобализации, будучи положенными в базу создания новой политической карты Африки, которая бы унрепила страны и лишила смысла этнические и приграничные войны, смогут принести мир Тёмному континенту.

Страны НИС

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector