Новоевропейская традиция в белорусской философии

Понятие «Новое время» употребляется в двух смыслах. В узком смысле оно применимо к европейской философии XVII в., в то время, когда обозначились ее особенности: рационализм, гносеологизм, методологизм. В широком – распространяется на пара столетий – от Восстановления до второй половины XIX в., – в течение которых зародилась, теоретически оформилась и взяла практическую реализацию новоевропейская картина мира, основанная на индустриально-городских, техногенных сокровищах. Как раз в этом контексте мы и будем разглядывать развитие философской мысли Беларуси.

За данный период философия Беларуси в целом развивалась в русле общеевропейских тенденций. Вместе с тем в ней сложилось два устойчивых направления со своимиспецифическими приоритетными проблемами и особенностями: 1) науки и философия природы, 2) социальная философия.

науки и Философия природы. Природа занимает особенное место в менталитете белорусского народа, о чем свидетельствуют развитые славянская мифология и природные культы дохристианского периода. Статус природы был очевиден уже в ранней – средневековой философии. В Новое время данный раздел взял предстоящее развитие, чему в значительной степени содействовала методика системного моделирования стратегий природопользования, предложенная Н. Гуссовским. Он детально разглядел ценностный, социально-правовой, эстетический нюансы взаимоотношений человека с природой, и выделил и продемонстрировал вероятные последствия разных моделей отношения к природе. В частности, он сравнил возможности деятельности, основанной на лесном хозяйстве и товарном земледелии.

Интерес философии к проблемам природы содействовал формированию естественных наук, практических знаний, техники. Сложились местные школы рационализма и эмпиризма.

Представители рационализма опирались на европейскую рационалистическую парадигму. Особенной популярностью пользовались философские совокупности Р. Декарта, И. Канта. Актуальной была мысль соединения естественнонаучного рационализма с практикой, прикладными изучениями в области инженерной, технической, технологической мысли. В XVIII в. Г. Конисский утверждал, что в базе единства природного мира лежит праматерия, а ее главные свойства – устойчивость в ходе трансформаций, перемещение, пространство, время. Он призывал руководствоваться разумом в познании природных явлений, разбирал дедукции методов и возможности индукции, изучал формы логического мышления и их роль в познании.

Представителем эмпиризма был К. Семянович, обосновавший принцип соединения свободных теоретических и механических наук. Результатом его стала книга «Громадное мастерство артиллерии», изданная в ХVII в. в Голландии. Симеон Полоцкий детально проанализировал возможности человека в познании природы. Природу он сравнивает с книгой, которую человек может прочесть и изучить. Первой и нужной ступенью в познании являются эмоции, но они должны дополняться рациональным познанием. Разум же может допускать неточности, каковые С. Полоцкий именует «грехами ума». Это — невежество, нерассудие, скоросудие, непостоянство ума, упрямство, мудрствование плоти, желание определить то, что меньше всего дает человеку пользу. Распространением естественнонаучных идей и знаний Просвещения в ХVIII в. занимался И. Копиевич, что подготовил теоретическую программу практических преобразований, предпринял попытку приспособить прагматичные установки британского просвещения к конкретным условиям России. Работа эта велась по просьбе и поручению Петра I.

эмпиризм и Естественнонаучный материализм характеризовали творческую судьбу Виленского университета в ХVIII–ХIХ вв. Тут сложились астрономическая, историко-этнографическая, логическая научные школы; культивировались идеи свободы научного поиска, любви к знаниям (филоматы) и морально-этических регулятивов познавательной деятельности (филареты). В университете трудились астрологи М. Почобут и Я. Снядецкий, географ Т. Зан, этнограф Я. Чечет, биолог Я. Домейко. Сейчас сложилась особенность в изучении природы – рвение к практической реализации научных знаний.

Во время СССР интерес к философии природы сохранился и реализовался в методологии науки и развитии философии, изучении экологических неприятностей.

Социальная философия. Ее актуальность определялась высокой динамикой социально-политических, национально-этнических, религиозных процессов на Беларуси. В рамках этого направления определились гражданского общества и проблемы государства, политики и права, идеологии; национального самосознания, культурной самоидентификации и самоопределения.

В рамках политико-правовой проблематики разрабатывались идеи межправительственной интеграции и федерализма. Социально-правовая идея опиралась на глубочайший анализ категорий: «закон», «ответственность», «свобода». Ф. Скорина утверждал, что закон есть базой гармоничного развития общества, а бесправие – грехом. Н. Гусовский поддерживал централизованную власть, основанную на определенной идеологии, дабы справляться со шляхетским забавами. В интернациональных отношениях он являлся приверженцем межгосударственной интеграции и федерализма. Мир, власть и справедливость закона связывал с деятельностью великих личностей, каковые должны показаться на родине. М. Литвин в трактате «О нравах татар, литовцев и московитян» подчеркивал, что в создании правовых актов необходимо опираться на науку, и учитывать нравы, обычаи, традиции народов, населяющих страну. С. Будный акцентировал проблему свободы как право выбора, основанного на знании объективной действительности (необходимости). А. Волан изложил собственные политико-правовые взоры в произведениях: «О политической либо гражданской свободе», «О правитель и его личных добродетелях», «О радостной жизни, либо наивысшем людской благе». Концепция А. Волана основана на понятии свободы, которую он одним из первых в Европе разглядывает с юридической точки зрения. Главным содержанием свободы у А. Волана являются:

— гарантированная законом защита человека от посягательств и несправедливости на его жизнь;

— правовая охрана личных и имущественных прав человека;

— правовое ограничение произвола и феодального единовластия;

— подчинение всех подряд национальных служащих, среди них и монарха, закону;

разрешение конфликтных обстановок между гражданами лишь по суду;

— создание подлинно честных и свободных судов;

— воспитание высококвалифицированных и нравственных юристов.

Л. Сапега разглядывал роль закона и права в политике как в страны, так и на интернациональном уровне. М. Смотрицкий утверждал, что свобода дана человеку от рождения, но она предполагает соблюдение законности. С. Полоцкий отстаивал идеал сильной и просвещенной монархии, в которой почитается закон. Он обосновывал необходимость единения восточнославянских народов.

В целом – на базе идеи об определяющей роли права в национальной судьбе, разрабатывался прикладной нюанс философии права. Сложилась методика системного подхода в разработке правовых актов, практическим результатом которой стали Статуты Великого княжества Литовского. Белорусские мыслители внесли значительный вклад теорию общеевропейских представлений и правового государства о правах человека. Социально-правовая трактовка свободы была дана в нюансе сосуществования разных культурно-исторических традиций.

Неприятности самоопределения и национального самосознания конкретно связаны с изюминками геополитического положения Беларуси. Традиционно белорусские мыслители разглядывали человека в совокупности социальных взаимоотношений, морального выбора, самоопределения в многообразии культурных парадигм.

В. Тяпинский посвятил свое выступление защите народной родного языка и культуры в полонизации наступления и условиях католицизма. Он связывал восстановление белорусского языка с памятью о далеких предках и развитием образования на национальном языке. По окончании запрещения в 1596 г. старобелорусского языка его приверженцы из социальных низов стали именовать себя «тутэйшыми». Это наименование сохранилось и по окончании разделов Речи Посполитой. Показательна позиция А. Филипповича, обосновавшего идею социокультурного плюрализма, сохранения сформировавшихся на Беларуси культурных традиций при условии их равнозначности и равноправия.

В XIX в. неприятность национального самоопределения обсуждалась и в Виленском университете в студенческих кружках физиократов (приверженцы экономических реформ), филоматов (любители знания) и филаретов (приятели нравственности). Филоматов воображали Ф. Малевский, Я. Чечот, А. Мицкевич, Ф. Зан, И. Домейко. Собственной задачей они считали воспитание молодежи в духе польской культуры, грезили о восстановлении Речи Посполитой. К тому же, филоматы пропагандировали правила естественного права, равенства, свободы, просвещения, гуманитарного образования, публичного блага, основанного на нравственности. При участии филоматов в 1820 г. было образовано общество «променистых», каковые призывали «сохранять нужные отцов собственных обычаи, обожать природный язык и оному обучаться, иметь в памяти доблести и подвиги предков и подражать им по мере сил собственных и состоянию». Под управлением филоматов было создано еще одно тайное студенческое общество – филаретов, каковые кроме этого отстаивали приоритеты культуры и польского языка в образовании. По окончании запрещения обществ многие их участники были высланы из страны. О. Ковалевский стал ректором Казанского университета, И. Домейко – ректором университета в Сантьяго (Чили).

В XIX в. широкое распространение взял западнорусизм. Его представители разглядывали белорусов как западную ветвь единого русского народа и на этом основании отрицали культурную общность Беларуси с Польшей.

Западноруст И. Семашко предлагал ввести во всех духовных училищах преподавание наук на русском. К. Говорский провозглашал необходимость борьбы за единую русскую народность. М. Коялович утверждал, что «в случае если кто из белорусов перенимает язык и российское образование, он не преобразовывается при помощи этого во неприятеля собственного племени, с которого вышел, а, сделавшись поляком, он в обязательном порядке отрицательно ставится к собственному племени». Отличие белорусов от поляков и великороссов в том, что белорусы избежали татарского ига. Этим разъясняются образа жизни и такие черты характера, как доверие к людям, семейственность, низкая преступность. Исходя из этого не нужно назначать в Беларусь на русских государственныхы служащих из Центральной России. Нужно усиливать и оживлять местный русский дух, русско-славянские те способности и начала жизни, какие конкретно выработаны восточною и западною половинами русского народа, в то время, когда они были разъединены. К различиям необходимо относиться снисходительно, но коренное единство не разрушать.

Известными западнорусистами были кроме этого Е. Сенчиковский, А.С. Будилович, Е.Ф. Карский, А.П. Сапунов.

Во второй половине XIX в. задачу становления национального самосознания с позиций революционного демократизма сформулировали участники восстания 1863 г. К. Калиновский и Ф. Богушевич. Главной проблемой белорусского народа Ф. Богушевич вычислял борьбу за равноправие национального языка с языками вторых народов: «язык отечественный такой же человеческий и панский, как и французский либо немецкий, либо второй какой». Поэт призывал к национальному восстановлению и обосновывая, что белорусы воображают отдельный, независимый народ.

Философия национального восстановления формировалась и в деятельности М. Абдираловича, В. Самойло, А. Цвикевича. Они отвергали принадлежность белорусской культуры к польской либо русскому, полагая, что на территории Беларуси за многие столетия сформировалась база для развития уникальной и независимой парадигмы, разграничивающей Восток и Запад.

Революционно-демократическое крыло национальной философии – М. Богданович, А. Пашкевич, Я. Колас, Я. Купала, Б. Тарашкевич – внесли значительный вклад в становление белорусского мастерства, современного литературного белорусского языка. Они добились большого уровня отражения объективной действительности, которая связана с положением крестьянских весов, несложного народа.

В целом для философии национального восстановления были свойственны четко выраженная этнографические выговоры, идеализация крестьянского, сельского быта. В последующем из данной философии выделились две идейно-политические базы: революционного радикализма и либерального национализма (представлены партией коммунистов). Во время СССР эта проблематика сохранилась и на данный момент реализовалась в разработке национальной идеи, идеологии белорусского страны, концепции устойчивого развития.

Так, в развитии философии Беларуси в Новое время возможно проследить тематическую целостность и определённую преемственность, которую обеспечили известный представители духовной культуры:

– ХVI–ХVII вв.: Франциск Скорина, Сымон Будный, Андрей Волан, Николай Гуссовский, братья Стефан и Лаврентий Зизании, Михалон Литвин, Ян Намысловский, Петр из Ганендза, Мелетий Смотрицкий, Василий Тяпинский, Лев Сапега, Петр Мстиславец, Фауст Социн, Казимир Лыщинский, Афанасий Филиппович, Симеон Полоцкий, Казимир Семянович, Альберт Коялович.

– ХVIII–ХIХ вв.: Григорий Конисский, Казимир Нарбут, Соломон Майман, Антон Скорульский, Станислав Шадурский, Аниол Довгирд, Мартин Почобут, Ян Снядецкий, Иоахим Хрептович, Иероним Стройновский, Ян Чечот, Адам Мицкевич, Игнатий Домейко, Фома Зан, Константин Калиновский, Франтишек Богушевич.

В. Мацкевич об объекте белорусской Философии.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector