Новая азбука» 1875 года

По окончании завершения долгой работы над громадной «Азбукой» Л. Н. Толстой в ноябре 1874 года снова приступает к разработке ее нового варианта. Непременно, педагога вынуждали сделать это и неспециализированная критическая оценка «Азбуки» педагогической общественностью, и высокая ее цена – 2 рубля по тем временам были солидными деньгами, — что объективно сдерживало широкое распространение учебного набора. Но главной причиной, вынудившей Л. Н. Толстого возвратиться к собственной методике обучения грамоте, стали новые взоры (методические идеи), каковые появились у него в следствии многократной апробации «Азбуки» в умелом обучении.

Как уже отмечалось выше, радикальные трансформации случились во взорах Л. Н. Толстого на способ обучения грамоте. Переориентация методики на персонифицированный подход, дающий возможность учителю и ученику выбор собственного метода обучения, "настойчиво попросила" композиции учебника и соответствующего изменения структуры. Также, если судить по характеру перестройки содержания «Новой азбуки», подходов к отбору материала для чтения, у педагога значительно поменялись взоры и в этом нюансе методики обучения грамоте.

Уже по собственному внешнему виду «Новая азбука» заметно отличалась от «Азбуки» 1872 года: она вышла в печати отдельной книжкой форматом 150 ? 230 мм. Первый тираж «Новой азбук» составил 50 000, ценой за экземпляр 14 коп.

Сразу же привлекает внимание полное отсутствие в «Новой азбуке» каких-либо картинок, и особого учебного материала, связанного с прописью. Как поясняет сам Л. Н. Толстой в Предисловии к «Новой азбуке», «с целью громаднейшей доступности приложено громадное старание чтобы на мельчайшем количестве бумаги четким шрифтом было помещено громаднейшее количество понятного и хорошего материала для детского чтения; и потому исключено все несущественно нужное: прописи, каковые возможно иметь сейчас за 3 коп., картины составляющие роскошь, а не потребность азбуки, и довольно часто развлекают внимание ученика и всякие наставления и умственные упражнения преподавателю». Из приведенного пояснения направляться основное – приоритетное место в содержании «Новой азбуки» отводится деятельности начального чтения и для этого в ней дается максимально «обильный материал для чтения». Так, Л. Н. Толстой радикально меняет неспециализированную направленность методической совокупности обучения грамоте: она всецело подчиняется логике усвоения «сознательного чтения». В соответствии с данной логикой строится исходный материал подготовительного периода обучения, что, по плану Л. Н. Толстого, обязан снабжать обучающихся полными представлениями о буквах русского письма.

«Новая азбука», как и ее предшественница, начинается с широкомасштабного изображения русского алфавита (1 стр.). Потом (2 стр.) он представляется снова, но уже с полной информацией о буквах: печатные буквы даются парами (как заглавные, так и строчные варианты) и сопровождаются заглавиями, каковые соответствуют трем способам обучения (слуховому, звуковому и буквослагательному). На третьей странице приводится рукописный вариант алфавита, и три подборки слов:

1) Слова, начинающиеся с букв Азбуки;

2) Слова, заключающие все звуки;

3) Слова, начинающиеся с букв, как они произносятся.

Как видно, учебный материал подготовительного периода максимально приспособлен для применения его в разных способах обучения. Не смотря на то, что, направляться признать, в таком виде он в основном все же соответствует слуховому способу со всеми свойственными ему недочётами.

Последующие разделы «Новой азбуки» (с 3 по 19) фактически полностью посвящены становлению навыков чтения, образуя фактически главный период обучения. Они были расположены автором в следующей последовательности.

3) Двусложные, двухбуквенные слова.

4) Слова двухсложные, где один слог образовывает одна гласная.

5) Двухбуквенные, двухсложные слова с гласною е и «ять».

6) Двухсложные слова с трехбуквенными слогами.

7) Слова, где второй слог складывается из одной согласной и ъ,

8) где второй слог складывается из одной согласной и из ь.

9) Слова, где второй слог складывается из двух согласных с ъ и ь.

10) Слова с й на финише.

11) Слова в три слога.

12) Слова с слогами в три и более согласных.

13) Слова с й в середине.

14) Слова с ъ перед гласною,

15) слова с ь перед гласною,

16) слова с ь перед согласною.

17) Удвоение согласных.

18) Удвоение гласных.

19) Слова из четырех и более слогов.

Завершают «Новую азбуку» разделы, в каковые включены: 20) Славянская азбука; 21) изображения и 22) Молитвы цифр.

Данную структуру разделов Л. Н. Толстой комментирует в предисловии следующим образом: «Задача Азбуки пребывает в том, дабы за мельчайшую цену дать обучающимся громаднейшее количество понятного материала, расположенного в таковой верной постепенности, от несложного и легкого к сложному, дабы постепенность эта являлась главным средством обучения письму и чтению, по какому бы то ни было методу».

Любой раздел, посвященный обучению чтению (письму), кроме этого получает единую структуру, поскольку опирается на устойчивую последовательность в размещении учебного материла:

  • «сперва подобраны слова все понятные, все произносящиеся так, как пишутся и все расположенные под ударением чтобы ученик выяснял значение каждого прочтённого слова и мог бы писать их под диктовку;
  • позже составлены соединения из них, переходящие в басни, сказки и рассказы. Рассказы, сказки и басни составлены так, дабы ученик имел возможность без наводящих вопросов поведать прочтённое: и потому статьи эти имели возможность бы быть употребляемы для упражнения учеников в независимом чтении и для диктовки».

В отношении структуры разделов нужно уточнить: она отражает неспециализированную схему «слоги (слова) – подборки слов – предложения – тексты».

Помимо этого, в структуре «Новой азбуки» учитывается различный количество (количество букв и слогов) слов: «Так как основная трудность в сознательном чтении пребывает в длине самых слов, то вся первая часть Азбуки составлена из слов, не выходящих из двух слогов и шести букв. Во второй части употребляются слова, не выходящие из трех слогов, принимая бъ и ль за слог; и лишь в последней – третьей части поставлены слова четырех- и пяти сложные». Выделенные Л. Н. Толстым части оформлены В «Новой азбуке» разным по величине шрифтом: до 39 стр. — самый большой шрифт (I часть); до 67 стр. — более небольшой шрифт (II часть) и еще меньший в III части. Так, кроме того в форме букв выдерживается перемещение «от несложного и легкого к сложному».

В целом все компоненты структуры «Новой азбуки» подчиняются неспециализированному принципу «верной постепенности» в усложнении дидактического материала, использование которого обусловлено изюминками усвоения детьми первичного навыка осознанного чтения. Согласно мнению ученых В. Г. Горецкого и Г. В. Карпюка, «структурно «Новая азбука» строилась так, что материалы, каковые нужны для выработки у детей навыков чтения – слоги, слова, предложения, тексты, — размешались ступенчато и в строгой последовательности, соответствовавшей главным этапам формирования механизма чтения».[80] В противном случае говоря, так, утверждается, что ступенчатая структура содержания «Новой азбуки» представляет собой не что иное, как совокупность «формирования механизма чтения» и, следовательно, навыков начального чтения. Более того, исследователи заключают, что «в целом Л. Н. Толстому удалось в собственном новом книжке добиться таковой «верной постепенности» в размещении материалов – от слов и слогов до текстов и предложений, — которая сама по себе вела ученика от ступени к ступени в овладении им начальными навыками чтения. В этом состоит одна из сильных сторон «Новой азбуки».[81] Итак, принцип «верной постепенности» сводится методистами лишь к схеме «слоги, слова, предложения, тексты», а вся методическая совокупность — к формированию начальных навыков. Однако, несмотря на всю внешнюю убедительность использованной аргументации, дать согласие с аналогичной оценкой методической совокупности «Новой азбуки» нереально. Не разрешает этого сделать принципиальное отличие структур «Новой ее» предшественницы и азбуки – «Азбуки» 1872 года.

В чем же содержится это принципиальное отличие?

Как отмечалось выше, структурно «Азбука» (Книга I) включала четыре раздела, любой из которых воображал собой независимый этап (ступень) в усвоении отдельных действий механизма техники чтения (письма): действий с буквами, слогами, компонентами и словами орфоэпического чтения в текстах. В таковой ступенчатой схеме умения неизбежно осваивались изолировано, другими словами вне деятельности чтения, а сама деятельность чтения складывалась, получая собственный полный состав лишь на последних этапах обучения. Иначе говоря эта модель представляла собой совокупность как раз ступенчатого формирования механизма чтения. Наиболее значимый показатель формирующего подхода проявлялся в том, что каждое умение осваивалось сходу, другими словами в рамках отдельного этапа, и полностью по отношению к учебному материалу, фактически не дифференцированному по степени сложности. Особенно ярко этот показатель обнаруживается в разделе «Уменья соединять буквы в слоги и разлагать слоги на буквы», где ученику для усвоения умения предлагаются слоги всех типов сложности.

Совсем другая картина в этом смысле обнаруживается в «Новой азбуке». На это событие обращает внимание сам Л. Н. Толстой: «Эта азбука составлена так, что по ней ученье может и обязана начинаться прямо с чтения», другими словами с развертывания деятельности чтения, включающей и технику чтения, и познание читаемого. Намерено выделим, имеется в виду усвоение действий техники чтения в составе деятельности чтения, которая рассматривается как постоянный процесс успехи учеником в обучении начальному чтению главного — смыслообразования. Уже содержание обучения подготовительного периода предполагает усвоение не просто умений отличать и изображать буквы, а обладать буквами, их звуковыми значениями и названиями в составе слова, так, раскрывая их функциональную, содержательную сторону в чтении и письменной речи. Лишь этим возможно растолковать появление на третьей странице «Новой азбуки» особых упражнений, в которых буквы и их звуковые значения представляются в соответствующих подборках слов.

Переориентация методической совокупности на постоянное развертывание содержания обучения в деятельности чтения растолковывает и радикальное изменение всей структуры главного периода, представленного в «Новой азбуке». Отмеченные Л. Н. Толстым ее три главных части смогут расцениваться как три содержательно связанных этапа обучения начальному чтению. Но эта содержательность определяется не столько внешним повышением слогов и количества букв в словах, сколько внутренними связями между разделами, по Т.А.Ладыженской, «динамическими возможностями», каковые выражаются в постепенном усложнении умений техники чтения — ее центральной системной единицы слога.

Первый этап (слова, не выходящие из двух слогов и шести букв) охватывает разделы 3-10. Начинается этап с разных вариаций открытого слога СГ, что, как мы знаем, есть самым частотным и создающим все остальные более сложные по структуре слоги в русском языке. Отдельными строчками выделяются: 1) слоги с жёсткими согласными – Ба Ма Па Но Дои т. п.; 2) слоги с мягкими согласными – Ти Ни Мя Щи Тя и т. п.; 3) слоги с буквами е и Е – БЕ. Ве. ГЕ. Де. ЖЕ. и т. п.; 4) слоги с буквой «ять». За тем представляется достаточно объемная подборка открытых слогов со стечением согласных ССГ: Рвы. Дни. Псы. Сны. Рты. Лбы. и т. п.

Потом следуют варианты закрытых слогов на Ъ (жёсткий согласный звук): 1) С – Въ. Къ. Съ. как предлоги в предложениях, к примеру, Я иду въ гости.; 2) ГС – Изъ. Ихъ. Объ. Ахъ. Онъ.; 3) СГС – Ловъ. Ровъ. Шовъ. Левъ. Рёвъ. и т. п.; 4) ССГС – Кровъ. Квасъ. Трусъ. Клин. и т. п. На Ь (мягкий согласный звук): 1) ГС – Ась. Ель. Ось. Ерь. и т. п.; 2) СГС – Пень. Сутки. Конь. Дань. и т. п.; 3) ССГС – Брань. Дрань. Грань. Дрянь. и т. п.

Последующее усложнение линии слогов осуществляется закрытыми слогами как на Ъ, так и Ь со стечением согласных на финише слога: 1) СГСС – Волкъ. Шелкъ. Полкъ. Вихрь. Рубль и т. п.; 2) ССГСС – Хвостъ. Крестъ. Скорбь. Смерть. и т. п., и на букву Й: 1) СГС – Бой. Вой. Рой. Ной. Май. и т. п.; 2) ССГС – Клей. Находись. Твой. Плюй. и т. п.

На втором этапе (слова, не выходящие из трех слогов) появляются открытые и закрытые слоги со стечением трех согласных звуков: 1) СССГ – Дремлю. Мсти. Мгла. Мзда.; 2) СССГС – Страхъ. Стрижъ. Спросъ. Скрипъ.; 3) СГССС – Холстъ. Шерсть. Горсть.; а также слог СССГСС – Страсть. За ними – слова (слоги) с разделительными Ъ и Ь символами: Подъемъ. Съютили. Заяви; Ружье. Копье. Семья. и т. п. Потом — с мягким знаком в середине слова: Львы. Льды. Тьма. Льны. Кольца. и. т.п. И завершают совокупность слова с буквами гласных и удвоенными согласными: Денникъ. Ссора. Ссадина. Вводъ. Жжетъ.; Iисусъ. Ааронъ. По большому счету. Гуляя. и т. п.

Увидим, все виды и типы слогов, за исключением слогов СГ, представляются в виде отдельных слов, что кроме этого говорит о рвении Л.Н.Толстого преодолеть формализацию содержания обучения, его отрыв от деятельности чтения. Помимо этого, показательным с данной точки зрения есть и отказ методиста в «Новой азбуке» от разделения слов посредством дефисов на слоги, которое, разумеется, кроме этого затрудняло целостное восприятие графического его смысла и слова, сводя внимание ученика к формальному прочтению искусственно выделенных частей слова.

Параллельно с развертыванием слоговой совокупности в дидактическом материале «Новой азбуки» неспешно усложняется и линия умений ориентации в слоговой структуре многосложного слова.

Азбука Уральских пельменей — Ж | Уральские пельмени 2019

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector