1. В зависимости от того, каким способом учитывается неопределенность условий реализации проекта при определении ожидаемого ЧДД, норма дисконта в расчетах эффективности может включать либо не включать поправку на риск (на данный момент. разд.10). Включение поправки на риск в большинстве случаев производится, в то время, когда проект оценивается при единственном сценарии его реализации.
Норма дисконта, не включающая премии за риск (безрисковая норма дисконта), отражает доходность других безрисковых направлений инвестирования*(30).
Норма дисконта, включающая поправку на риск, отражает доходность других направлений инвестирования, характеризующихся тем же риском, что и инвестиции в оцениваемый проект.
2. Норму дисконта, не включающую поправки на риск (безрисковую норму дисконта), рекомендуется определять в такой последовательности.
Безрисковая коммерческая норма дисконта, применяемая для оценки коммерческой эффективности проекта в целом, может устанавливаться в соответствии с требованиями к минимально допустимой будущей доходности вкладываемых средств, определяемой в зависимости от депозитных ставок банков первой категории надежности (по окончании исключения инфляции), и (в возможности) ставки LIBOR*(31)*(36) по годовым еврокредитам, высвобожденной от инфляционной составляющей, фактически 4 — 6%.
Безрисковая коммерческая норма дисконта, применяемая для оценки эффективности участия предприятия в проекте, назначается инвестором самостоятельно. Наряду с этим рекомендуется ориентироваться на показатели, изложенные выше, и на:
— скорректированную на годовой темп инфляции рыночную ставку доходности по долговременным (не меньше 2 лет) национальным облигациям (данный показатель целесообразно применять в условиях достаточно конкурентного и близкого к равновесию рынка долговременных национальных облигаций);
— скорректированную на годовой темп инфляции доходность вложений в операции на открытых для импорта конкурентных рынках довольно безрисковых услуг и товаров (а также продуктовых и лекарственных товаров первой необходимости, горюче-смазочных материалов, ремонтных одолжений по некоторым бытовым товарам долгого пользования);
Рекомендуемый зарубежными экспертами способ установления нормы дисконта для расчетов коммерческой эффективности проекта в целом изложен в Приложении 6.
Безрисковая социальная (публичная) норма дисконта, применяемая для оценки публичной и региональной эффективности, считается национальным параметром и обязана устанавливаться централизованно органами управления экономикой народного хозяйства России в увязке с прогнозами экономического и социального развития страны. Впредь до ее централизованного установления она может приниматься на уровне безрисковой коммерческой нормы дисконта, принятой для оценки коммерческой эффективности проекта в целом.
3. В величине поправки на риск в общем случае учитывается три типа рисков, которые связаны с реализацией инвестиционного проекта:
— страновой риск;
— риск ненадежности участников проекта;
— риск неполучения предусмотренных проектом доходов.
Поправка на любой вид риска не вводится, в случае если инвестиции застрахованы на соответствующий страховой случай (страховая премия наряду с этим есть определенным индикатором соответствующего вида рисков). Но наряду с этим затраты инвестора возрастают на размер страховых платежей.
4. Страновой риск в большинстве случаев усматривается в возможности:
— конфискации имущества или утери прав собственности при выкупе их по цене ниже рыночной либо предусмотренной проектом;
— непредвиденного трансформации законодательства, ухудшающего денежные, показатели проекта (к примеру, увеличение налогов, ужесточение требований к производству либо создаваемой продукции если сравнивать с предусмотренными в проекте);
— смены персонала в органах национального управления, трактующего законодательство непрямого действия.
Величина поправки на страновой риск оценивается экспертно:
— по зарубежным государствам на основании рейтингов государств по уровню странового риска инвестирования, публикуемых специальной рейтинговой компанией BERI (Германия), Ассоциацией швейцарских банков, аудиторской корпорацией Ernst @ Young;
— по России страновой риск определяется по отношению к безрисковой, безинфляционной норме дисконта и может быть больше ее в пара (2, 3 и более) раз. Наряду с этим размер поправки на страновой риск понижается в условиях предоставления проекту федеральной (и в меньшей степени региональной) помощи, и в то время, когда проект реализуется на условиях соглашения о разделе продукции (см. разд.П4.4 Приложения 4).
При оценке региональной (в первую очередь народнохозяйственной) и бюджетной эффективности проекта страновой риск не учитывается. В расчетах публичной эффективности страновой риск учитывается лишь по проектам, осуществляемым за границей либо с зарубежным участием. В расчетах коммерческой эффективности, эффективности участия фирм в эффективности и проекте инвестирования в ценные бумаги предприятия учет странового риска нужен.
5. Риск ненадежности участников проекта в большинстве случаев усматривается в возможности непредвиденного прекращения реализации проекта, обусловленного:
— нецелевым расходованием средств, предназначенных для инвестирования в этот проект либо для денежных резервов, нужных для реализации проекта;
— денежной неустойчивостью компании, реализующей проект (недостаточное обеспечение оборота собственными оборотными средствами, недостаточное покрытие кратковременной задолженности оборотом, отсутствие достаточных активов для имущественного обеспечения кредитов и т.п.);
— недобросовестностью, неплатежеспособностью, юридической недееспособностью вторых участников проекта (к примеру, строительных организаций, поставщиков сырья либо потребителей продукции), их ликвидацией либо банкротством. Данный риск самый значителен по отношению к малым фирмам.
Размер премии за риск ненадежности участников проекта определяется экспертно каждым конкретным участником проекта с учетом его функций, обязательств перед вторыми участниками и обязательств вторых участников перед ним. В большинстве случаев поправка на данный вид риска не превышает 5%, но ее величина значительно зависит от того, как подробно проработан организационно-экономический механизм реализации проекта, как учтены в нем опасения участников проекта. В частности, размер поправки:
— значительно уменьшается, в случае если один из участников предоставляет второму имущественные обеспечения исполнения собственных обязательств;
— возрастает, в случае если независимо от характера проекта этот участник не располагает проверенной информацией о надёжности и платёжеспособности вторых участников проекта, каковые должны оплачивать создаваемые им работы (продукцию, услуги) либо совместно принимать участие в финансировании проекта.
6. Риск неполучения предусмотренных проектом доходов обусловлен в первую очередь техническими, технологическими и организационными ответами проекта, и случайными колебаниями объемов производства и цен на ресурсы и продукцию. Поправка на данный вид риска определяется с учетом обоснованности проекта и технической реализуемости, детальности проработки проектных ответов, наличия нужного научного и умело-представительности и конструкторского задела исследований рынка.
Вопрос о конкретных значениях поправок на данный вид риска для разных различных типов и отраслей промышленности проектов есть малоизученным. В случае если отсутствуют особые мысли довольно рисков данного конкретного проекта либо подобных проектов, размер поправок рекомендуется ориентировочно определять в соответствии с табл.11.1. Поправки на риск в отдельных отраслях смогут различаться от приведенных в данной таблице. Более детально возможно определять риск неполучения предусмотренных проектом доходов пофакторным расчетом, суммируя влияние учитываемых факторов. Дополнительные мысли по этому поводу см. в разд.П1.3 Приложения 1.
DCF Modeling — Часть 4: Расчет WACC