Ночное путешествие и вознесение

На этом этапе призыва пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что был отмечен и удачами, и преследованиями, в то время, когда на большом растоянии на горизонте начал пробиваться не сильный луч надежды, произошло то, что потом стало известным как ночное путешествие (исра’) и вознесение (ми‘радж).

Время этого события определялось по-различному:

1. Говорят, что ночное путешествие относится к тому году, в то время, когда Аллах почтил его пророчеством, и этого мнения придерживался ат-Табари.

2. Говорят кроме этого, что это произошло через пять лет по окончании начала осуществления пророческой миссии, и к этому точке зрения склонялись ан-Навави и аль-Куртуби.

3. Говорят кроме этого, что это произошло в двадцать седьмую ночь месяца раджаб 10-го года от начала пророчества, и этого мнения придерживался шейх аль-Мансурфури.

4. Говорят кроме этого, что это произошло за шестнадцать месяцев до переселения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину, в противном случае говоря, в рамадане двенадцатого года от начала пророчества.

5. Говорят кроме этого, что это произошло за один год и два месяца до переселения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину, другими словами, в месяце мухаррам тринадцатого года от начала пророчества.

6. Говорят кроме этого, что это произошло в месяце раби аль-авваль тринадцатого года от начала пророчества и за год до переселения в Медину.

В соответствии с тремя первыми из упомянутых выше высказываний, Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, умерла в рамадане 10-го года от начала пророчества, еще перед тем, как мусульманам была вменена в обязанность пятикратная молитва; а относительно того, что пятикратная молитва была вменена в обязанность пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на протяжении ночного путешествия, никаких расхождений нет.[396] В случае если же говорить о трех вторых утверждениях, то я не могу дать предпочтения ни одному из них, но содержание суры “Ночное путешествие” показывает на то, что это путешествие имело место весьма поздно.

Знатоки хадисов приводят подробности этого события, каковые кратко излагаются нами ниже.

Ибн аль-Каййим пишет:

– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был физически перенесен ночью из Священной Мечети в Иерусалим. Пророк, которого сопровождал Джибрил, да благословит Аллах их обоих и да приветствует, сидел верхом на животном по имени аль-Бурак. В том месте он опустился на землю и стал предстоятелем (имамом) на молитве вторых пророков по окончании того, как привязал аль-Бурака к кольцу врат мечети.

После этого данной же ночью он был вознесен из Иерусалима к нижнему небу, Джибрил попросил открыть для него врата этого неба, и ему открыли. В том месте он заметил отца людей Адама и приветствовал его. Адам ответил на его приветствие и признал его пророчество, а позже Аллах продемонстрировал ему души шахидов, находившихся справа от Адама, и души грешников, каковые находились слева.

Позже Джибрил вознесся с ним ко второму небу и попросил открыть для него его врата. В том месте он заметил Йахйу бин Закарийу и ‘Ису бин Марйам, мир им обоим. Он встретился с ними и поприветствовал их, а они ответили на его приветствие и признали его пророчество.

Позже Джибрил вознесся с ним к третьему небу, где он заметил Йусуфа, мир ему, к которому обратился с приветствием и что ответил на его приветствие и признал его пророчество.

Позже Джибрил вознесся с ним к четвертому небу, где он заметил Идриса, мир ему, и он приветствовал его и признал его пророчество.

Позже Джибрил вознесся с ним к пятому небу, где он заметил Харуна бин ‘Имрана, мир ему, что приветствовал его и признал его пророчество.

Позже Джибрил вознесся с ним к шестому небу, где он заметил Мусу бин ‘Имрана, мир ему, что приветствовал его и признал его пророчество.

В то время, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, покидал Мусу, мир ему, Муса начал плакать. Его задали вопрос: “Что заставляет тебя плакать?” Он сообщил: “Я плачу вследствие того что войдет в эдем больше людей из общины молодого человека, отправленного по окончании меня, чем из моей общины”.

Позже Джибрил вознесся с ним к седьмому небу, где он встретил Ибрахима, мир ему, что приветствовал его и признал его пророчество.

Позже Джибрил вознесся с ним к лотосу крайнего предела[397], а позже ему был продемонстрирован небесный храм (аль-байт аль-ма‘мур)[398].

А позже Джибрил вознесся с ним к Могущественному, и Он приблизился к нему на расстояние, равное длине двух луков[399] либо еще ближе и открыл Собственному рабу в откровении то, что открыл, и вменил ему в обязанность совершение пятидесяти молитв каждый день. Позже он возвратился назад и в то время, когда проходил мимо Мусы, тот задал вопрос его: “Что Он тебе приказал?” Он сообщил: “Выполнять пятьдесят молитв”. Муса сообщил: “Воистину, члены твоей общины не смогут делать этого, возвращайся же к твоему Господу и проси Его об облегчении для твоей общины”. Тут пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к Джибрилу, как бы задавая вопросы его совета довольно этого, и Джибрил сделал ему символ, означавший: “Да, в случае если хочешь”, по окончании чего Джибрил вознесся с ним к Всеблагому и Всевышнему Аллаху, Что был на Своем месте.[400] И Аллах уменьшил количество необходимых молитв на десять, а позже он спустился, пришел к Мусе и сказал ему об этом. Муса сообщил: “Возвращайся к твоему Господу и попроси Его об облегчении”, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возносился к Всемогущему и Великому Аллаху и возвращаться к Мусе , пока Аллах не приказал ему выполнять пять молитв. Затем Муса опять дал совет ему возвратиться и попросить об облегчении, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Я стыжусь Господа моего и я соглашаюсь и подчиняюсь”, а позже глашатай сказал[401]: “Я завершил возложение обязанностей и облегчил (бремя) Собственных рабов”.[402]

Потом Ибн аль-Каййим упоминает о существовании расхождений во мнениях относительно того, видел ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, собственного Всеблагого и Всевышнего Господа, и приводит высказывание Ибн Таймиййи по этому вопросу, изучение которого говорит о том, что видение Аллаха воочию пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ничем не подтверждается и об этом не сказал никто из сподвижников; в случае если же говорить о словах Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, о видении по большому счету и видении сердцем, то первое не исключает собой второго.

Потом Ибн аль-Каййим пишет:

– Что же касается слов Всевышнего из суры “Звезда”: “Позже он[403] приблизился и подошел (еще) ближе … ” (“Звезда”, 8), то тут имеется в виду не то приближение, о котором говорится в хадисе о ночном путешествии, поскольку в суре “Звезда” речь заходит о приближении Джибрила. На это показывают ‘Аиша и Ибн Мас‘уд, да будет доволен Аллах ими обоими, и неспециализированный суть аята, в то время как ясно, что под приближением в разглядываемом нами хадисе подразумевается приближение Всеблагого и Всевышнего Аллаха, а в суре “Звезда” об этом не говорится, но указывается, что он видел “его” в второй раз у лотоса крайнего предела. Наряду с этим имеется в виду Джибрил, которого пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел в его подлинном образе два раза: один раз на земле, а второй раз у лотоса крайнего предела, а Аллах знает об этом лучше.[404]

К этому же имеет второе и отношение рассечение груди. На протяжении этого путешествия пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел многие вещи.

– В то время, когда ему было предложено вино и молоко, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выбрал молоко, и ему было сообщено: “Ты был направлен на путь, соответствующий естеству[405] (либо: ты забрал то, что соответствует естеству), а если бы ты забрал вино, то община твоя сбилась бы с пути”.

– Он видел в раю четыре реки, две из которых были видимыми, а две – скрытыми[406], и двумя видимыми были Евфрат и Нил. Суть этих слов пребывал в том, что его послание возьмёт распространение в плодородных равнинах Евфрата и Нила, а их жители будут исповедовать ислам поколение за поколением, но это не свидетельствует, что истоки этих двух рек начинаются в раю.

– И он видел стража ада Малика, что ни при каких обстоятельствах не радуется и на лице которого не бывает выражения эйфории. Помимо этого, он видел ад и рай.

– И он видел людей, проедавших имущество сирот, на что они не имели права. Их губы были подобны губам верблюдов, а во рты им бросали подобные громадным камням куски огня, каковые выходили у них позади.

– И он видел ростовщиков с огромными животами, в следствии которых они не могли сдвинуться с места, и в то время, когда людей из приспешников фараона вели к огню, они проходили по ним, топча их.

– И он видел прелюбодеев, перед которыми находится хорошее жирное мясо, а рядом с ним – нехорошее и зловонное, и они едят нехорошее и зловонное, а к хорошему и жирному не прикасались.

– И он видел подвешенных за соски дам, каковые приносили мужьям рожденных не от них детей.

– И он видел, как караван мекканцев двинулся в путь и возвратился обратно, и указал им на убежавшего верблюда, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попил воды из закрытого сосуда, в то время, когда они заснули, покинув данный сосуд закрытым, а утром по окончании ночного путешествия это послужило указанием на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал правду.[407]

Ибн аль-Каййим пишет: “В то время, когда наутро посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к своим соплеменникам, он сказал им о тех величайших знамениях, каковые продемонстрировал ему Всемогущий и Великий Аллах, по окончании чего они еще посильнее принялись обвинять его во лжи и наносить ему всевозможные обиды. Они "настойчиво попросили" от него обрисовать мечеть[408] Иерусалима (аль-Масджид аль-Акса), и тогда Аллах продемонстрировал ему ее так, что он встретился с ней воочию. Затем он начал информировать им о знамениях Аллаха, и они ничего не смогли опровергнуть. Он сказал им о том, как уходил и возвращался их караван, и о том, в то время, когда он прибыл, и о том, какой верблюд шел первым, и все было как раз так, как он сказал, но это только усилило их враждебность, и эти несправедливые люди отвергли все, не считая неверия”.[409]

Сообщается, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, взял прозвище “Правдивейший” (Сиддик) по той причине, что он поверил сообщению об этом событии, в то время как курайшиты заявили его ложью.[410]

Самым кратким и самоё важным объяснением обстоятельств этого путешествия являются слова Аллаха Всевышнего, Что сообщил: “ … дабы продемонстрировать ему (что-то) из Отечественных знамений … ” (“Ночное путешествие”, 1), и подобным образом Аллах поступал со всеми пророками. Аллах Всевышний сообщил: “Так продемонстрировали Мы Ибрахиму царство небесное и земное, дабы (имел возможность он убедиться)” (“Скот”, 75). И Аллах Всевышний сообщил Мусе: “…дабы продемонстрировать тебе (что-то) из Отечественных величайших знамений …” (“Та ха”, 23). И Аллах Всевышний растолковал, в чем состоит цель этого, сообщив: “…дабы (имел возможность он убедиться)”(“Скот”, 75). По окончании того как знание пророков начинало опираться на видение знамений воочию, их убежденность больше ничто поколебать уже не имело возможности, поскольку с видением воочию не смогут сравниться никакие сообщения. И затем они выяснялись талантливыми переносить на пути Аллаха то, что было не под силу вторым, а все силы мира этого представлялись им чем-то ничтожным наподобие комариного крыла, и они не обращали внимания на обрушивавшиеся на них мучения и испытания.

Уроки и тайны отдельных этапов этого путешествия являются предметом изучения книг, посвященных тайнам шариата, но возможно указать и на множество очевидных несложных истин, которые связаны с этим благословенным путешествием и касающихся судьбы пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ввиду этого я считаю нужным коротко остановиться на некоторых из них.

Ознакомившись с сурой “Ночное путешествие”, читатель заметит, что Аллах упоминает об этом путешествии лишь в одном аяте, по окончании чего в том месте говорится о прегрешениях иудеев и постыдных делах, а позже Аллах говорит, что Коран показывает путь к тому, что есть самоё правильным. Читатель может поразмыслить, что между двумя этими аятами нет никакой связи, но в действительности это не верно. Тот факт, что целью путешествия являлся Иерусалим, являлся указанием на то, что отныне положение начальника всех людей по воле Аллаха займет посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, под властью которого окажутся оба центра призыва Ибрахима, мир ему[411]. И это являлось указанием на то, что настало время перехода духовного управления от одной религиозной общины к второй, к той общине, которая должна была стать источником благочестия и блага и посланнику которой будут ниспосылаться откровения Корана, ведущие к тому, что есть наилучшим.

Но как имело возможность перейти к ней это управление, в то время, когда посланник, изгоняемый людьми, скитался в горах? Данный вопрос разрешает осознать еще одну истину, в частности то, что данный этап исламского призыва близился к завершению и что не так долго осталось ждать начнется второй этап, что будет различаться от первого. Вот из-за чего кое-какие аяты данной суры заключают в себе серьёзные угрозы и открытые предостережения по адресу многобожников. Так, Аллах Всевышний сообщил: “В то время, когда Мы желали погубить какое-нибудь селение, то повелевали благоденствующим, (каковые жили в) нем, и они впадали в том месте в нечестие, и тогда осуществлялось реченное, и Мы уничтожали его всецело” (“Ночное путешествие”, 16). Аллах Всевышний кроме этого сообщил: “Сколь большое количество поколений погубили Мы по окончании Нуха! И достаточно Господа твоего как Ведающего о грехах Собственных рабов и Видящего (их)”(“Ночное путешествие”, 17). Наровне с этими в данной суре имеется и другие аяты, разъясняющие мусульманам, на каких правилах цивилизации должно будет основываться их общество, и говорящие об этом так, словно бы они уже обладают собственной почвой, пользуются полной свободой и составляют собой единое целое, на чем и держится их общество. Тут имеется указание на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отыщет себе надёжное убежище, в котором сможет обосноваться и которое станет тем центром, из которого его призыв сможет достигнуть всех финишей мира. Это и являлось одной из тайн этого благословенного путешествия, имеющей отношение к нашему изучению, в силу чего мы и посчитали нужным упомянуть об этом.

С учетом этого и аналогичных ему факторов мы думаем, что ночное путешествие имело место или незадолго до клятвы первой Акабы, или между первой и второй клятвами, а Аллах знает об этом лучше.

Ночное вознесение и путешествие Мухаммада (С.А.В)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector