Несколько общих замечаний о художественном времени в фольклоре

Мы видели выше, что отдельные жанры фольклора быстро поделены своим отношением к художественному времени. Мы разглядели лишь четыре основных жанра — лирическую песнь, сказку, причитание и былину. Эти четыре жанра самый быстро отстоят друг от друга в отношении времени. Нерассмотренными остались исторические песни, духовные стихи, баллады, частушки и пр. Все же мы можем сделать кое-какие выводы относительно изображения времени в фольклоре, учитывая, что нерассмотренные жанры со стороны художественного времени занимают промежуточное положение среди рассмотренных нами.

Художественное время главных жанров фольклорных произведений неизменно замкнуто. Оно замкнуто кроме того в импровизациях плачей. Оно начинается с началом произведения и заканчивается в нем. В лирической песне, былине и сказке оно не выяснено строго в историческом времени. Благодаря замкнутости времени оно способно «повторяться» в исполнении. Каждое из фольклорных произведений перечисленных жанров пытается приблизить время событий ко времени выполнения. Это удается благодаря условности первого и неестественному продлению (в условных пределах) второго: замедлению повествования для передачи медленности говоримого.

В жанре плачей господствуют художественное настоящее и импровизация, которое связано с происходящими в момент выполнения событиями, это настоящее строго замкнуто. Плачущий полностью загружён в собственную судьбу, судьбу семьи.

В произведениях фольклора мы уходим в второй, условный мир, с условным временем протекания в нем событий. Этим фольклор сильно отличается от произведений реалистического мастерства, в котором время неизменно «открыто» и переходит за границами сюжета в единый поток исторического времени.

В то время, когда время произведения течет «открыто» и связано с историческим временем, в произведении легко смогут совмещаться пара временных последовательностей, и последовательность событий может перестанавливаться. Так как перестановки совершаются в этом случае на фоне исторического времени. Читатель либо слушатель легко может исходя из этого ориентироваться в настоящей последовательности событий, восстанавливать эту последовательность. События имеют как бы некую прикрепленность. За последовательностью событий в произведении стоит вторая последовательность — историческая, настоящая. В то время, когда же время произведения замкнуто в самом себе, не связано с историческим временем, перестановки событий в произведении затруднены: читатель легко может утратить ориентировку.

Перестановкам в течение изображаемого времени мешает кроме этого сближение между временем исполнения и временем произведения произведения.

Сближение условного времени изображаемого с настоящим временем выполнения произведения ведет к тому, что время фольклорных произведений ни при каких обстоятельствах не отступает от собственного единого, однонаправленного перемещения; рассказ сохраняет последовательность событий и не перебивается резкими отступлениями назад либо забеганиями вперед. (Затруднено в нем и параллельное развитие сюжетных лишний с переходами от одной линии к второй.

Условность сюжетного времени (времени самих событий, о которых говорится в произведении) и тесная сообщение его с временем выполнения фольклорного произведения Ясоздают возможность иллюзии совершения действия в момент выполнения произведения и этим самым усиливают Дигровые моменты выполнения. Это собственного рода фольклорный вариант драматического правила «единства времени».

Особенности времени фольклорного произведения свяэаны с тем, что выполнение его имеется не только рассказ о событиях, но и изображение этих событий (либо игровое участие в них — как в причитаниях и некоторых вторых жанрах .обрядовой поэзии). Действительно, изображаемые события чередуются с этими, о которых лишь упоминается (это в первую очередь касается былины), но игровой момент выполнения от этого отнюдь не значительно уменьшается, он носит как бы выборочный темперамент.

Итак, между изображением времени, исполнительством и поэтикой произведений в русском фольклоре имеется определенная сообщение: они находятся во взаимозависимости.

A Show of Scrutiny | Critical Role | Campaign 2, Episode 2

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector