Неотомизм – основное направление неосхоластики, основанное на учении Фомы Аквинского (Фома во французском языке – Тома, а в лат. Thomas), самоё совершенное выражение «вечной философии». С 1879 года неотомизм признан официальной философией католической церкви. К середине XX века влияние неотомизма выходит за рамки католической школы, делается одним из основных течений, но уже с 60-х гг. его авторитет неспешно идет на убыль.
Представители неотомизма – Маритен, Шестон (Франция), Веттер (Италия), Бохенский (Германия) и др.
Неотомизм – это обычный идеализм, выступающий против субъективного идеализма и материализма. Он претендует на универсализм: на синтез разума и веры, эмпирии и умозрения, практицизма и созерцательности, соборности и индивидуализма. Но данный синтез осуществляется на догматической базе – неприкасаемости к божественному откровению. Неотомизм – это философское обоснование религии. Главная его задача – оправдание истин и рациональное раскрытие теологии. Мир представляется как сотворенный всевышним иерархически расчлененным на последовательность ступеней.
Материя – пассивное начало, которое получает определенный вид благодаря нематериальной форме. сущностью и Формой всех видов бытия есть не материальная и потому бессмертная душа. Верховная форма не связана с материей. Данной формой есть Всевышний.
В современном неотомизме эклектически соединены элементы учения Фомы Аквинского (принцип разума и гармонии веры) с отдельными положениями новых идеалистических совокупностей.
Чтобы неотомизм был ближе и более приемлем для широких весов, было нужно отказаться от некоторых догм и сделать его более лояльным по отношению к достижениям современности (естествознанию, научной теории, мастерству). Отмечается кроме этого тенденция сближения томистических правил с идеями других школ и экзистенциализма.
Разновидностью современного неотомизма есть тейярдизм. Основатель его – французский ученый, теолог и философ Пьер Тейяр де Шарден.
Его учение – христианский эволюционизм – разновидность диалектического пантеизма. Всевышний у него – это «Христос эволюция», он имеется в каждой частице «ткани универсума» в виде особенной духовной энергии, которая есть движущей и направляющей силой эволюции. Развитие вселенной (космогенез = христогенезу), он изображает как последовательность этапов эволюции духа, осуществляющейся при помощи усложнения материи. Имеется элементы диалектики – нестабильности, противоречивость и др.
Процесс совершенствования мира связан с возникновением человека (вершины эволюции, направленной в будущее) и осуществляется через его деятельность и сознание. Основное место в данной деятельности отводится науке, но она практикуется как разновидность религиозного отношения к действительности. Тейяр сохраняет надежду устранить разногласия между верой и знанием.
Большое место в его трудах занимают вопросы модернизации христианства, каковые не только стали широко распространены на западе, но и многие его предложения были приняты в ходе модернизации христианского учения.
Идеи Тейяра употребляются представителями разных публичных философских школ и групп, потому что они содержат элементы оптимизма и гуманизма, чем отличаются от других течений современной западной философии.
В современном неотомизме различают два следующих течения.
1. Палеотомизм, представители которого именуют себя «строгими томистами», сохранют в неприкосновенности учение Фомы Аквинского с ее центральной идеей – разума и гармонии веры, науки и религии.
2. Фактически неотомизм, действующий по формуле папы Льва XIII «старое обогащать новым» и стремиться «развить» устарелое. Но наряду с этим главное содержание томизма – религиозные положения о существовании Всевышнего, бессмертной души, о сотворении мира Всевышним, о свободе воли – остаются незыблемыми. Цель неотомистов – сохранить веру любой ценой, применять науку, дабы отстоять веру (к примеру, теория «тепловой смерти Вселенной», и т.п.), лишь смирение перед всевышним сможет укротить гордыню и вернуть гармонию мира и все поставить «на круги собственная». Высказываются кроме того идеи синтеза неотомизма с марксизмом и методом внедрения технических и научных достижений в судьбу, переустройства мира на базе веры в Всевышнего и социалистических идей, другими словами постепенного врастания капитализма в социализм. Так неотомизм пытается к синтезу разных духовных сокровищ, претендуя на универсализм.
ПОЛНЕЙШИЙ Абсурд НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВИЯ В ШКОЛАХ