Неотехнологические теории международной торговли

Современное развитие теорий интернациональной торговли осуществляется по большей части по двум направлениям:

1) Углубление теории Хекшера-Олина, её новые интерпретации, попытки устранить недочёты;

2) Так именуемое другое развитие теории Хекшера-Олина. Однако, большая часть теорий отражают приверженность правилам неоклассических теорий.

К первому направлению относят такие интерпретации теории Хекшера-Олина, каковые в качестве интернациональных торговых преимуществ предлагают учитывать новые и всё новые факторы, такие как:

а) квалификация рабочей силы;

б) предпринимательская свойство;

в) технологический и научный фактор и другие.

Представители данного теоретического направления исходят из того, что относительные преимущества интернациональной торговли смогут реализоваться лишь в условиях свободного рынка.

1. Теория технологического разрыва М. Познера. Эта теория появилась в начале 60-х гг. ХХ столетия и её возможно отнести к первому направлению. Суть теории возможно обрисовать следующим образом. В следствии каких-либо научных, технических открытий отдельная страна может оказаться в преимущественном положении, а это приведёт к технологическому разрыву между государствами. По мере освоения новшества другие страны способны, согласно точки зрения Познера, данный разрыв преодолеть. Импульс интернациональной торговле, так, придаёт экспорт новых товаров, создаваемых на базе технологических открытий.

2. К этому же направлению развития теории Хекшера-Олина возможно отнести концепцию «жизненного цикла товара». Её создателями являются: Р. Вернон (1966 г.), Киндильбергер, Л.Уэльс. Исходной предпосылкой теории есть то, что любой новый продукт проходит следующие стадии: 1) внедрение; 2) рост (расширение); 3) зрелость; 4) старение.

Суть теории трактуется следующим образом: факторами развития интернациональной торговли готовыми товарами являются так именуемые циклы, другими словами временные промежутки, в течение которых продукт снабжает продавцам получение пользы.

На первом этапе (внедрение) происходит выпуск и разработка маленькой партии продукта, что, в большинстве случаев, требует высокой квалификации высоких технологий и работников. По сути, производитель есть монополистом.

На второй стадии (рост) спрос на этот товар возрастает, следовательно, производство этого товара возрастает. Личный рынок данного товара неспешно насыщается. Появляется возможность экспортировать этот товар в другие развитые государства.

Третья стадия (зрелость): страна, в первый раз освоившая производство данного товара, утрачивает конкурентные преимущества, поскольку производство товара перемещается в страны третьего мира. В этом случае, в большинстве случаев, происходит продажа («сбрасывание») устаревших разработок в страны третьего мира.

Четвёртая стадия (упадок): производство данного товара осуществляется в основном в развивающихся государствах, наряду с этим, страны, в первый раз освоившие новшество, довольно часто становятся импортёрами этих товаров.

Второе современное направление развития теорий интернациональной торговли в большинстве случаев квалифицируют как другое неоклассическим теориям и, в первую очередь, теории Хекшера-Олина. самые известными из них являются теории: «конкурентных преимуществ» и «эффекта масштаба наций».

1. Теория «результата масштаба».Единого мнения об авторстве для того чтобы подхода так и не сложилось, но среди представителей данной теории неизменно именуют П. Кругмана, К. Ланкастера, Кэмпа. В начале 80-х гг. ХХ столетия П. Кругман сформулировал суть собственного подхода в обосновании необходимости интернациональной торговли. Его возможно выразить следующим образом: по мере повышения количества производимой продукции в долговременном периоде средние издержки уменьшаются, другими словами появляется экономия, обусловленная массовым производством (хорошим эффектом масштаба).

П. Кругман и М. Обстфельд, обосновывая собственный подход к интернациональной торговле, делают следующие допущения:

а) все компании одинаково обеспечены факторами производства;

б) интернациональная торговля обязана осуществляться на базе отраслевой специализации, которая способна обеспечить экономию затрат производства через эффект масштаба.

Трактуя теоретические наработки неоклассической школы, П. Кругман и М. Обстфельд выделяют следующие разновидности внешней торговли:

1. Межотраслевой обмен отражает сравнительные преимущества. «…Отечество как капиталоизбыточная страна есть чистым экспортёром капиталоёмких промтоваров и чистым импортёром трудоёмкого продовольствия»[7].

2. Внутриотраслевой обмен не отражает сравнительных преимуществ. При однообразном соотношении труда и капитала, при условии спроса на продукт за границей, не будет прекращаться и внутриотраслевой обмен товаров. «Обстоятельством, побуждающей каждую страну воздержаться от производства всего комплекта изделий для себя, выступает экономия на масштабе. Исходя из этого её можно считать отдельным свободным источником внешней торговли»[8].

3. Направления внутриотраслевого обмена в принципе не предсказуемы.

4. «В случае если Заграница и Отечество имеют сходные соотношения капитала и труда в ресурсах, то будет господствовать основанный на экономиях на масштабе внутриотраслевой обмен. В случае если же будут громадны различия в относительной обеспеченности ресурсами, – роль внутриотраслевого обмена будет малом, практически вся торговля в этом случае будет основана не на экономии на масштабе, а на сравнительных преимуществах»[9].

2. Теория «конкурентных преимуществ наций» Майкла Портера.Время от времени эту теорию отмечают как не связанную ни с одним из предшествующих теоретических направлений интернациональной торговли.

М. Портер – американский экономист, что в 1991 г. опубликовал изучение «Конкурентные преимущества государств». В 1993 г. данный труд был издан на русском. М. Портер говорит, что на интернациональном рынке соперничают не страны, а компании. Дабы уяснить роль страны на интернациональном рынке нужно изучить то «как компания создаёт и удерживает конкурентное преимущество»[10]. В данной связи М.Портер показывает, «что конкурентная стратегия должна быть основана процессе и структуры всестороннем понимании отрасли её трансформации»[11].

Сущность борьбе по Портеру выражена пятью силами:

1) угрозой появления новых соперников;

2) угрозой появления товаров либо одолжений – заменителей;

3) свойством поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;

4) свойством клиентов торговаться;

5) соперничеством уже имеющихся соперников между собой[12].

Значение каждой из пяти сил изменяется от отрасли к отрасли и предопределяет в конечном счете прибыльность отраслей. Компания обязана выбрать позицию в тех отраслях, каковые определяют конкурентное преимущество. Портер выделяет следующие детерминанты конкурентного преимущества:

1) Факторные условия, другими словами те конкурентные факторы (к примеру, квалификация рабочей силы), каковые необходимы для успешной борьбы в данной отрасли;

2) Условия спроса, другими словами, каков на внутреннем рынке спрос на продукцию либо услуги, что обеспечивается данной отраслью;

3) Родственные (related) и поддерживающие отрасли, другими словами наличие либо отсутствие в структуре родственных отраслей борьбы в мире;

4) Стратегия компании, её конкурентоспособность и структура; условия в отрасли, определяющие то, как создаются и управляются компании, и каков темперамент борьбы на внутреннем рынке[13].

Главный вывод, вытекающий из теории М. Портера, формулируется так: конкурентоспособность государств, а, значит, их преимущества в интернациональной торговле, определяется конкурентоспособностью компаний. На этом основании теория М. Портера стала называться «интернациональной конкурентоспособности наций».

В наше время всё больше находят распространение теории, каковые связывают необходимость интернациональной торговли с затратами на НИОКР, в следствии чего формируется монополия не только на производство, но и продажу товаров, «впитавшая» техники и новейшие достижения науки. Главный вывод, вытекающий из этих теорий, связан с обоснованием тезиса о том, что обеспечение внешнеторговых преимуществ той либо другой страны в мире, и устранение разрыва в социально-развитии экономики разных государств, возможно обеспечено только посредством стимулирования и государственного регулирования НТП.

Теории интернациональной торговли

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector