Неорусский стиль в работах художников

Не вдаваясь в детальный анализ конкретных произведений искусства, назовем некоторые события русской художественной жизни, формировавшие творческую программу неорусского стиля и те общественные вкусы, которые способствовали его развитию.

Начало неорусского стиля было положено в Абрамцеве под Москвой, в художественном кружке С.И. Мамонтова, объединившем художников – приверженцев новых форм синтеза искусств.

На протяжении четверти века подмосковное имение Мамонтова «Абрамцево» оказалось крупным очагом русской культуры, местом, куда иногда на целое лето, иногда на более короткий срок приезжали художники – от уже известных до совсем еще молодых. Среди посетителей Абрамцева в разные годы можно было встретить И.Е. Репина и В.Д. Поленова, В.М. Васнецова и В.А. Серова, М.А. Врубеля и Е.Д. Поленову.

Художественная жизнь Абрамцева – это, с определенной точки зрения, история формирования того самого «неорусского стиля», о котором шла речь выше и который, как уже отмечалось, оказался существенной гранью модерна в России.

Участники кружка обращались не только к коллективным работам, но и к самостоятельным опытам в декоративно-прикладном искусстве (резная мебель, домашняя утварь, майоликовая посуда, панно, мелкая пластика) и сценографии (декорации по мотивам русских былин и сказок к постановкам Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова), в книжной иллюстрации. В произведениях В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, В.Д. и Е.Д. Поленовых, А.Я. Головина, К.А. Коровина элементы декора, костюмов и интерьеров напоминают о древнерусских и фольклорных образцах, вдохновлявших художников.

Опыты по возрождению утраченной культуры народных ремесел, воплощаемой новыми художественными средствами, были подхвачены участниками других «колоний» художников – в Талашкине под Смоленском, в имении княгини М.К. Тенишевой (С.В. Малютин, М.А. Врубель, Н.К. Рерих), в имении художника В.Д. Поленова на Оке.

По проекту С.В. Малютина в Талашкине был построен «Теремок» – нарядное здание в нарядном стиле (ил. 13). В керамической мастерской делали изразцы – расписные керамические плитки для облицовки печей или украшения для фасадов домов. Малютин делал эскизы рисунков, по которым затем изготавливались изразцы (ил. 14). В цветовой гамме изразцов Малютина используются основные цвета: зелёный, жёлтый, коричневый, белый, голубой, синий. Фиолетовый и чёрный используются реже. В качестве рельефа используются флоральные мотивы, птицы. Изразцы выполняются в стиле пазл, боковые орнаменты каждого изразца соединяются между собой в общий орнамент. В них художник соединял традиции народного искусства с характерными чертами стиля модерн.

Основываясь все же на русском изобразительном фольклоре, но, пройдя через призму индивидуального восприятия художника, «неорусский» стиль получил свободную интерпретацию. Теперь «новый русский стиль» стал принимать сказочно-театрализованные формы, путь к которым показывал В.М. Васнецов. В.Д. Поленов назвал его «берендеевским», по имени берендеев, народа, выведенного А.Н. Островским в сказке «Снегурочка».

В декорациях В.М. Васнецова к «Снегурочке» (1881) использован контраст фантастических форм и крупной, интенсивной по цвету декоративной росписи. Особенно это характерно для «Берендеевой палаты» (ил. 11).

Современные исследователи отмечают, что «русский стиль» В.М. Васнецова восходил к духовной традиции и «культурной памяти» нации, он возрождал поэтическое видение прошлого, нравственные и эстетические идеалы былых эпох. Фактически здесь шли поиски идеала прекрасного в национальном творчестве и наследии древнерусского искусства [31].

Наиболее яркое выражение так называемый «берендеевский стиль» получил в работах К.А. Коровина, С.В. Малютина, М.А. Врубеля, А.Я. Головина, создавших на Международной Парижской выставке 1900 г. русский выставочный павильон в виде деревни «Берендеевки» (ил. 12).

Проект М.А. Врубеля был живописен, насыщен мерцающим светом, напоминая не проект реального здания, а эскиз сказочного терема, и предвещая возникновение аналогичных архитектурных проектов в творчестве художника С.В. Малютина в начале 1900-х годов.

Проект М.А. Врубеля поражает не только живописной фантастичностью форм, лишь отдаленно напоминающих элементы древнерусской архитектуры – шатер, окна с «гирьками», килевидное покрытие, которое художник подчеркнуто трансформирует, фантастически преображает, «уводя» их как можно дальше от археологически точных деталей, украшавших в конце XIX века многие новые крупные здания построения в этом проекте Врубеля. Два основных объема павильона, образующих единую композицию, были так развернуты на плоскости, что оба фасада оказывались, видны без перспективных сокращений. Подобная «развертка» еще раз подтверждает, что в поисках новых приемов интерпретации русского зодчества художники обращались к миниатюрам старинных рукописей и иконописным образом архитектуры, творчески перерабатывая древние приемы художественного обобщения.

KIRSANOVA lecture1

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector