Неиерархические служения в церкви.

Апостолы, пророки, евангелисты, преподаватели сущность чрезвычайные служения первенствующей Церкви; деятельность их имела в виду всю Церковь. Они являлись объединяющим началом в христианских общинах. Скоро, параллельно с ними, появляются в отдельных Церквах, в местных общинах либо парикиях постоянные иерархические и неиерархические служения. Апостолы, миссионеры, преподаватели, распространяя христианство и основывая общины, вычисляли нужным поставлять определенные “служения,” “пастырей,” где и в то время, когда они не могли дать жизнь общины простому течению, на базах “домашней церкви.” “Пастыри,” пресвитеры выбирались из новообращенных участников той же общины. Так неспешно появлялась местная либо постоянная организация христианских общин, которая (т.е. организация) складывалась из ordines mаjores et ordines minores.

Вопрос о происхождении иерархии для некоторых историков более легок, чем для канониста и догматиста. Задача историка — констатировать существования и факт появления тех либо иных иерархических лиц и указать на их деятельность и назначение…

Начнем с весьма популярного, но неправильного мнения о происхождении диаконского служения, установление которого видим в Деян. 6. Семь мужей избранных (6:2) “????????? ?????????” нигде не именуются в Св. Писании диаконами. В Деян. 21:8 они просто обозначаются ?? ????. В это же время Неокесарийский Собор (до 325 г). выяснил 15 правилом своим: не поставлять и в мегаполисах больше 7 диаконов, в соответствии с книге Деян. апостолов. Церковный историк Созомен свидетельствует (Ц. И. VII, 19), что римская Церковь, следуя такому пониманию кн. Деян., не допускала у себя распоряжения больше 7 диаконов. На таковой обычай, словно бы бы предрешенный книгою Деян. Ап., обратил внимание Трулльский Собор (692 г). и в собственном 16-ом правиле дал такое объяснение указанному факту: “Мы, сличив идея отцов с изречением апостолов, получили, что у них было слово не о мужах, служащих таинствам, но о служении в потребностях трапез… Сие объясняя, преподаватель Церкви Св. Иоанн Златоуст тако разговаривает: должно ведати, какое преимущество имели сии мужи и какое прияли рукоположение: в степень ли диаконов? но еще не было никакого епископа, а лишь были одни апостолы: этого для пологаю, что ни имя диаконов, ни пресвитеров не было известно и употребительно. На основании этого и мы проповедуем, яко выше реченные 7 диаконов не должны приемлемы быти за служителей таинствам ….. но сущность те, которым поручено было домостроительство для неспециализированной трапезы тогда избранным” (Один канонист (проф. П. Соколов. “Церковно-имущественное право в греко-римской империи,” Новгород, 1896 г. стр. 68-70) считает, что 7 мужей, заглавия должности которых не указано в кн. Деян. Ап., носили не диаконский, а по всей видимости, пресвитерский сан. Гарнак склонен видеть в этих 7 мужах в широком смысле “епископов” (R.E. XX. S. 516)). Из жизни христиан Иерусалимской Церкви в кн. Деян. в конце 11 гл. (ст. 29-30) и 15.6 сообщается о пресвитерах. Чуть ли их, выступавших в качестве представителей, возможно отождествить со “старцами” по возрасту. Эти же пресвитеры стоят во главе с Иаковом над Иерусалимскою общиною и существенно позднее, к 58-59 г., в то время, когда прибыл в Иерусалим ап. Павел из третьей собственной миссии (Деян. 21:17). Сам ап. Павел еще на протяжении первой собственной миссии рукополагал в основанной им общине пресвитеров (Деян. 14:23). Он увещевает фессалоникийских христиан: “Знайте труждающихся у вас и настоятелей ваших о Господе.” При возвращении из собственной третьей миссии, ап. Павел пригласил в Милет пресвитеров, каковые именуются кроме этого епископами (Деян. 20:18, ср. 28). Филиппийских христиан ап. Павел приветствует “со диаконы и епископы” (Флп. 1.1). Ап. Иаков в собственном послании (5:14 ср. Откр. 4:2-24) предполагает наличность пресвитеров. В особенности в т.н. Пастырских посланиях содержится большое количество подробных рассуждении о епископах, диаконах и пресвитерах (1 Тим. 2:1-10. Тит 1:5-9). Деяния Ап. и послания ап. Павла не оставляют сомнений в том, что в старой христианской Церкви и дамы игрались ключевую роль. Прискилла — в Коринфе, Ефесе, Риме, Лидия, Еводия и Синтихия в Филиппах (4:2), Фива — в Кенхреях, Тавифа либо Серна в Лидде (Деян. 10) — не оставляют сомнения в большом значении дамы в древнехристианской судьбе. Фива именуется ?????????, предстоятельница, заступница (Рим. 16:2). Плиний именует двух дам, схваченных им среди христиан для допроса — ministrae, — думают, это были христианские диакониссы. В связи с речью о религиозной жизни либо с церковными событиями видятся в новозаветных писаниях кроме этого наименования “???????????” (1 Петр. 4:1) и ?? ????????, ?? ????????? (Деян. 5:6, 10). Имеют ли они отношение лишь к возрасту, дающему но моральное право на известную власть и требующему от вторых повиновения, либо с ними соединяется некая иерархическая должность — сообщить весьма тяжело. Какую роль игрались ????????? (Евр. 13:7, 17, 24), глаголившие слово Божие, которым требуется подчинение, — ?????????, которым у Луки — 22.26 противопоставляется ????????, а последний приравнивается к служащему (????????), — тяжело осознать. без сомнений одно, что правильного разграничения между иерархическими лицами не было: смешиваются епископы с пресвитерами (Деян. 20.17, ср. 28), пресвитерам усвояется право рукоположения (ср. 1 Тим. 4:14); в одной общине вероятно было пара епископов (Флп. 1:1). Это событие привлекло внимание еще древних отцов, преподавателей Церкви либо по большому счету церковных писателей. Св. Ириней растолковывает смешение епископов с пресвитерами в кн. Деяний так (Contr. haeres. III. 14, 2): в Милет были приглашены пресвитеры и епископы — из ближайших местностей и Эфеса. В случае если св. Ириней не просто так выразился так, а имея в виду дать объяснение, тогда необходимо так понимать его: св. Лука умолчал, что в Милете вместе с пресвитерами были приглашены и епископы, и к последним было обращено слово апостола. Сознательно стремятся устранить неясность, как бы несоответствие в новозаветных писаниях довольно иерархических степеней, многие отцы и восточной и западной Церкви. По Епифанию (haer. 5, 5), церковные степени и тогда назывались теми же самыми именами, как и в четвертом веке, — молчание апостола о некоторых из них разъясняется неполнотою состава церковной иерархии в тех церквах, к каким он пишет. Но, св. Епифаний не растолковывает, как мог сказать апостол о многих епископах в одной общине. Св. Иоанн Златоуст (hom. 1 in epist. ad Phil. I, 17), подобно Феодориту, говорит, что в апостольский период церковные степени назывались не совсем так, как в IV-V в., и самая терминология была не установлена: епископ именовался и епископом, и пресвитером а также диаконом, пресвитеры также назывались и пресвитерами и епископами. Блаженный Феодорит (in ep. ad Philip I, 1; in ep. I ad Tim. III. 1) предполагает, что любая из трех церковных степеней существовала при апостолах под строго определенным заглавием не совсем так, как в IV-V в. и самая терминология была не установлена: диаконы назывались диаконами, пресвитеры — епископами и пресвитерами, епископы — апостолами. Значит, в случае если названные отцы и допускали идея о тождестве епископов-пресвитеров, то только в заглавии. Теория, подобная Иоанна Златоустовой — Феодоритовой, самый детально развита, с внесением линия монархического епископата, у Феодора Мопсуестийского в его толковании на 1-ое послание к Тим. Их положение — при смешении в заглавии, пресвитеры и епископы тогда были разны. Наоборот, западные толкователи — блаж. Иероним и Амврозиастер допускали и настоящее тождество этих степеней в начальной Церкви. Различие между пресвитерами и епископами — по ним — установилось только исторически.

Неиерархические Церковные должности – аудиокнига «История Христианской Церкви» (41)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector