Из рассмотренного прошлого параграфа мы уже можем сделать вывод о том, что рынок, и особенно рынок несовершенной борьбе, не лишен недочётов. Недочёты, как мы знаем, принято маскировать и исправлять, применяя для этого макияж либо более кардинальные методы. Такую лечебно-исправительную функцию в отношении рынка призвано играться национальное регулирование. Давайте определим, что рынку неподвластно и неинтересно, и какими способами государство может исправить недочёты рынка. К недочётам рынка возможно отнести следующие:
- экономическая нестабильность;
- монополизм, угасание борьбы;
- игнорирование рынком внешних эффектов (экстерналий):
- отрицательные внешние эффекты (издержки перелива),
- хорошие внешние эффекты (пользы перелива);
1. Экономическая нестабильность. Функционирование рыночного механизма ведет к равновесию между предложением и спросом. Но такое равновесие может установиться при неполной занятости экономических ресурсов либо при большом уровне инфляции. Рынок самостоятельно (без осмысленной политики) не имеет возможности совладать с инфляцией и высокой безработицей, со сглаживанием циклических колебаний в экономике.Национальное регулирование в данной области пребывает в проведении бюджетно-денежной и кредитно-финансовой политики (см. темы 9, 10, 11).
2. Монополизм. Угасание борьбы. Мы уже говорили в параграфе 3.4 о негативном влиянии монополизации рынка на действенное распределение экономических ресурсов. Поддержание борьбы как главного регулирующего механизма в рыночной экономике есть одной из приоритетных задач страны. Национальное антимонопольное регулирование сводится к контролю за стандартами и ценами продукции, и к антитрестовскому законодательству.
3. Внешние эффекты (экстерналии). Внешними либо побочными именуются издержки и такие выгоды, с которыми не сталкиваются яркие участники рыночной сделки, а целый эффект, хороший либо отрицательный, приобретает третья сторона.
- Отрицательные внешние эффекты (издержки перелива) в большинстве случаев иллюстрируются примерами, которые связаны с загрязнением внешней среды. Целлюлозно-бумажный комбинат загрязняет собственными отходами чистый водоем, вблизи которого он находится. Стороной, которая страдает в данной обстановке (несет дополнительные издержки), есть население этого региона. потребитель и Производитель побеждают. Производственные затраты, не учитывая затрат на очистку отходов, выясняются низкими. Производитель завлекает дополнительные экономические ресурсы. Количество производства растет до отметки выше оптимального с позиций всего общества. Цена опускается до отметки ниже оптимального для общества. Так, для бумаги и производства целлюлозы употребляется избыточное количество ресурсов. Рынок не видит и не имеет возможности регулировать подобную обстановку.
- Национальное регулирование издержек перелива возможно неоднозначным: законодательное ограничение а также запрещение загрязнения природы; введение штрафных санкций, особенных налогов (комплекс законодательных, административных и экономических инструментов национального регулирования). Такими действиями государство перекладывает на производителя издержки перелива.
- Хорошие внешние эффекты (пользы перелива) смогут появляться для третьих лиц либо для общества в целом при потреблении и производстве определенных товаров, одолжений. Эти пользы перелива не оплачиваются и не компенсируются. Примером могут служить образования и услуги здравоохранения. В случае если проводится лечение и вакцинация больных туберкулезом либо вторыми инфекционными болезнями, то пользу приобретают не только больные, но и все население. Образование приносит пользу не только самим обучающимся. Предприниматели приобретают более квалифицированных работников с высокой производительностью труда, а общество — активных и думающих граждан. Но так как пользы перелива не оплачиваются, то количество производства таких услуг и товаров может оказаться заниженным если сравнивать с публичными потребностями. Национальное регулирование польз перелива может заключаться в предоставлении субсидий производителям и потребителям аналогичных услуг и товаров. Государство само может заняться производством продукции с громадным хорошим внешним эффектом.
4. услуги и Общественные товары. Многие услуги и товары начинают приносить пользу сразу после их производства. Исходя из этого нереально не допустить к этим благам тех, кто не платит за их применение. услуги и Такие товары именуются публичными. Рынок не заинтересован в производстве аналогичных благ. Освещение муниципальных улиц жизненно нужно, но собирать плату с личных пользователей тяжело и, возможно, нереально. Защита страны, охрана порядка, противопожарные мероприятия, мониторинг стихийных бедствий, обслуживание и строительство маяков и т.д. Национальное регулирование содержится в аккумулировании средств через налоги и направлении национальных затрат на производство публичных товаров. услуги и Эти товары смогут производиться и фирмами госсектора.
5. Социальные неприятности. Рынок предъявляет однообразные требования ко всем. Но у кого-то имеется экономические ресурсы, а у кого-то их нет. Так, существуют большие слои населения, у которых отсутствует сама возможность принимать участие в конкурентных, рыночных отношениях и приобретать какие-либо доходы. Калеки, больные, сироты и старые нуждаются в национальной помощи. Национальное регулирование содержится в разных программах борьбы с бедностью, в трансфертных (безвозмездных) платежах обездоленным слоям населения, определении и регулировании ценообразования минимального размера заработной платы. Прогрессивная шкала обложения личных доходов (богатые платят больше, чем бедные) кроме этого есть инструментом национального регулирования социальных неприятностей (рис. 3.12).
Рис. 1.12
Так, недочёты рыночного экономического механизма требуют национального вмешательства в экономику. В настоящей действительности развитые рыночные экономики являются смешанными экономиками, где наровне с частным сектором развит и госсектор.
Рыночная экономика. Видеоурок по обществознанию 8 класс