Недостатки рынка и необходимость государственного регулирования

Из рассмотренного прошлого параграфа мы уже можем сделать вывод о том, что рынок, и особенно рынок несовершенной борьбе, не лишен недочётов. Недочёты, как мы знаем, принято маскировать и исправлять, применяя для этого макияж либо более кардинальные методы. Такую лечебно-исправительную функцию в отношении рынка призвано играться национальное регулирование. Давайте определим, что рынку неподвластно и неинтересно, и какими способами государство может исправить недочёты рынка. К недочётам рынка возможно отнести следующие:

  • экономическая нестабильность;
  • монополизм, угасание борьбы;
  • игнорирование рынком внешних эффектов (экстерналий):
  • отрицательные внешние эффекты (издержки перелива),
  • хорошие внешние эффекты (пользы перелива);
  • отсутствие интереса к производству публичных благ;
  • равнодушие рынка к социальным проблемам.
  • 1. Экономическая нестабильность. Функционирование рыночного механизма ведет к равновесию между предложением и спросом. Но такое равновесие может установиться при неполной занятости экономических ресурсов либо при большом уровне инфляции. Рынок самостоятельно (без осмысленной политики) не имеет возможности совладать с инфляцией и высокой безработицей, со сглаживанием циклических колебаний в экономике.Национальное регулирование в данной области пребывает в проведении бюджетно-денежной и кредитно-финансовой политики (см. темы 9, 10, 11).
    2. Монополизм. Угасание борьбы. Мы уже говорили в параграфе 3.4 о негативном влиянии монополизации рынка на действенное распределение экономических ресурсов. Поддержание борьбы как главного регулирующего механизма в рыночной экономике есть одной из приоритетных задач страны. Национальное антимонопольное регулирование сводится к контролю за стандартами и ценами продукции, и к антитрестовскому законодательству.
    3. Внешние эффекты (экстерналии). Внешними либо побочными именуются издержки и такие выгоды, с которыми не сталкиваются яркие участники рыночной сделки, а целый эффект, хороший либо отрицательный, приобретает третья сторона.

    • Отрицательные внешние эффекты (издержки перелива) в большинстве случаев иллюстрируются примерами, которые связаны с загрязнением внешней среды. Целлюлозно-бумажный комбинат загрязняет собственными отходами чистый водоем, вблизи которого он находится. Стороной, которая страдает в данной обстановке (несет дополнительные издержки), есть население этого региона. потребитель и Производитель побеждают. Производственные затраты, не учитывая затрат на очистку отходов, выясняются низкими. Производитель завлекает дополнительные экономические ресурсы. Количество производства растет до отметки выше оптимального с позиций всего общества. Цена опускается до отметки ниже оптимального для общества. Так, для бумаги и производства целлюлозы употребляется избыточное количество ресурсов. Рынок не видит и не имеет возможности регулировать подобную обстановку.
    • Национальное регулирование издержек перелива возможно неоднозначным: законодательное ограничение а также запрещение загрязнения природы; введение штрафных санкций, особенных налогов (комплекс законодательных, административных и экономических инструментов национального регулирования). Такими действиями государство перекладывает на производителя издержки перелива.
    • Хорошие внешние эффекты (пользы перелива) смогут появляться для третьих лиц либо для общества в целом при потреблении и производстве определенных товаров, одолжений. Эти пользы перелива не оплачиваются и не компенсируются. Примером могут служить образования и услуги здравоохранения. В случае если проводится лечение и вакцинация больных туберкулезом либо вторыми инфекционными болезнями, то пользу приобретают не только больные, но и все население. Образование приносит пользу не только самим обучающимся. Предприниматели приобретают более квалифицированных работников с высокой производительностью труда, а общество — активных и думающих граждан. Но так как пользы перелива не оплачиваются, то количество производства таких услуг и товаров может оказаться заниженным если сравнивать с публичными потребностями. Национальное регулирование польз перелива может заключаться в предоставлении субсидий производителям и потребителям аналогичных услуг и товаров. Государство само может заняться производством продукции с громадным хорошим внешним эффектом.

    4. услуги и Общественные товары. Многие услуги и товары начинают приносить пользу сразу после их производства. Исходя из этого нереально не допустить к этим благам тех, кто не платит за их применение. услуги и Такие товары именуются публичными. Рынок не заинтересован в производстве аналогичных благ. Освещение муниципальных улиц жизненно нужно, но собирать плату с личных пользователей тяжело и, возможно, нереально. Защита страны, охрана порядка, противопожарные мероприятия, мониторинг стихийных бедствий, обслуживание и строительство маяков и т.д. Национальное регулирование содержится в аккумулировании средств через налоги и направлении национальных затрат на производство публичных товаров. услуги и Эти товары смогут производиться и фирмами госсектора.
    5. Социальные неприятности. Рынок предъявляет однообразные требования ко всем. Но у кого-то имеется экономические ресурсы, а у кого-то их нет. Так, существуют большие слои населения, у которых отсутствует сама возможность принимать участие в конкурентных, рыночных отношениях и приобретать какие-либо доходы. Калеки, больные, сироты и старые нуждаются в национальной помощи. Национальное регулирование содержится в разных программах борьбы с бедностью, в трансфертных (безвозмездных) платежах обездоленным слоям населения, определении и регулировании ценообразования минимального размера заработной платы. Прогрессивная шкала обложения личных доходов (богатые платят больше, чем бедные) кроме этого есть инструментом национального регулирования социальных неприятностей (рис. 3.12).

    Недостатки рынка и необходимость государственного регулирования

    Рис. 1.12

    Так, недочёты рыночного экономического механизма требуют национального вмешательства в экономику. В настоящей действительности развитые рыночные экономики являются смешанными экономиками, где наровне с частным сектором развит и госсектор.

    Рыночная экономика. Видеоурок по обществознанию 8 класс

    Похожие статьи:

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector