Наука в традиционном и техногенном обществах, инновационный характер научной деятельности

Разглядим изюминке классических и техногенных цивилизаций. историк и Известный философ А.Тойнби выделил и обрисовал 21 цивилизацию. Все они смогут быть поделены на два громадных класса, соответственно типам цивилизационного прогресса – на классические и техногенные цивилизации. В силу близости последних мы будем говорить о техногенной цивилизации в единственном числе – как о современной западной технологической цивилизации. В интересующем нас отношении в целях удобства будем применять термины «общество» и «цивилизация» как синонимы. Техногенная цивилизация (общество) есть достаточно поздним продуктом людской истории. Продолжительное время эта история протекала как сотрудничество классических обществ. Только в XV–ХVII столетиях в европейском регионе сформировался особенный тип развития, который связан с возникновением техногенных обществ, их последующей экспансией на остальной мир и трансформацией под их влиянием классических обществ. Кое-какие из этих классических обществ были просто-напросто поглощены техногенной цивилизацией; пройдя через этапы модернизации, они преобразовывались после этого в обычные техногенные общества. Другие, испытав на себе прививки западной разработке и культуры, однако сохраняли многие классические черты, превратившись в собственного рода гибридные образования.

Сравнительный анализ классической и техногенной цивилизаций (либо обществ) совершим, опираясь на изучение В.С. Степина в книге «Теоретическое знание» (М., 2000). Различия между ними радикален . Классические общества характеризуются замедленными темпами социальных трансформаций. Само собой разумеется, в них кроме этого появляются инновации как в сфере производства, так и в сфере регуляции социальных взаимоотношений, но прогресс идет весьма медлительно по сравнению со сроками судьбы индивидов а также поколений. В классических обществах может смениться пара поколений людей, заставая одинаковые структуры публичной судьбе, воспроизводя их и передавая следующему поколению. Виды деятельности, их средства и цели смогут столетиями существовать в качестве устойчивых стереотипов. Соответственно в культуре этих обществ приоритет отдается традициям, нормам и образцам, накапливающим опыт предков, канонизированным стилям мышления. Инновационная деятельность отнюдь не воспринимается тут как верховная сокровище, наоборот, она имеет ограничения и допустима только в рамках столетиями апробированных традиций. Китай и Древняя Индия, Древний Египет, страны мусульманского Востока эры Средневековья и т.д. – все это классические общества. Данный тип социальной организации сохранился и до наших дней: многие страны третьего мира сохраняют черты классического общества, не смотря на то, что их столкновение с современной западной (техногенной) цивилизацией непременно ведет к радикальным изменениям классической образа и культуры судьбы.

Что же касается техногенной цивилизации, которую довольно часто обозначают расплывчатым понятием “западная цивилизация”, имея в виду регион ее происхождения, то это особенный тип социального развития и особенный тип цивилизации, определяющие показатели которого в известной степени противоположны чертям классических обществ. В то время, когда техногенная цивилизация сформировалась в довольно зрелом виде, то темп социальных трансформаций начал возрастать с огромной скоростью. Возможно заявить, что экстенсивное развитие истории тут заменяется интенсивным; пространственное существование – временным. Резервы роста изыскиваются уже не методом расширения культурных территорий, а за счет перестройки самих оснований прошлых формирования и способов жизнедеятельности принципиально новых возможностей. Самое основное и вправду эпохальное, всемирно-историческое изменение, которое связано с переходом от классического общества к техногенной цивилизации, пребывает в происхождении новой системы ценностей. Сокровищем считается сама инновация, оригинальность, по большому счету новое (в известном смысле знаком техногенного общества может принимать во внимание книга рекордов Гиннеса в отличие, скажем, от семи чудес света – книга Гиннеса наглядно свидетельствует, что любой индивид может стать уникальным, достигнуть чего-то необыкновенного, и она же как бы призывает к этому; семь чудес света, наоборот, призваны были выделить завершенность мира и продемонстрировать, что все грандиозное, вправду необыкновенное уже свершилось).

Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров, а также задолго до паровой машины. Ее предпосылки были заложены двумя первыми культурно-историческими типами рациональности – древним и средневековым. С XVII века начинается собственное развитие техногенной цивилизации. Она проходит три стадии: сперва – прединдустриальную, позже – индустриальную и наконец – постиндустриальную. Ответственной базой ее жизнедеятельности делается в первую очередь развитие техники, технологии, причем не только методом стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства, но и за счет генерации все новых научных их внедрения и знаний в технико-технологические процессы. Так появляется тип развития, основанный на ускоряющемся трансформации природной среды, предметного мира, в котором живет человек. Изменение этого мира ведет к активным изменениям социальных связей людей. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс всегда меняет методы общения, формы коммуникации людей, образ жизни и типы личности. В следствии появляется четко выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее. Для культуры техногенных обществ характерно представление о необратимом историческом времени, которое течет от прошлого через настоящее в будущее. Отметим для сравнения, что в большинстве классических культур господствовали иные понимания: время значительно чаще воспринималось как циклическое, в то время, когда мир иногда возвращается к исходному состоянию. В классических культурах считалось, что “золотой век “ уже пройден, он сзади, в далеком прошлом. Храбрецы прошлого создали образцы действий и поступков, которым направляться подражать. В культуре техногенных обществ другая ориентация. В них мысль социального прогресса стимулирует движение и ожидание перемен к будущему, а будущее надеется как рост цивилизационных завоеваний, снабжающих все более радостное мироустройство.

Этот тип цивилизации существует чуть более 300 лет, но он был очень динамичным, подвижным и весьма агрессивным: он подавляет, подчиняет себе, переворачивает, втягивая в орбиту собственного влияния классические их культуры и общества, – это мы видим везде, и сейчас данный процесс идет в мире. Такое активное сотрудничество техногенной цивилизации и классических обществ, в большинстве случаев, выясняется столкновением, которое ведет к смерти последних, к уничтожению многих культурных традиций, по существу, к смерти этих культур как самобытных целостностей. Классические культуры не только оттесняются на периферию, но и радикально трансформируются при вступлении классических обществ на путь техногенного развития и модернизации. Значительно чаще эти культуры сохраняются лишь фрагментарно, в качестве исторических рудиментов. Так случилось и происходит с классическими культурами восточных государств, осуществивших индустриальное развитие; то же возможно сообщить и о народах Южной Америки, Африки, поднявшихся на путь модернизации, – везде культурная матрица техногенной цивилизации трансформирует классические культуры, преобразуя их смысложизненные установки, заменяя их новыми мировоззренческими доминантами.

Техногенная цивилизация в самом собственном бытии выяснена как общество, неизменно изменяющее собственные основания. Исходя из этого в ее культуре деятельно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций, либо инновации. Только кое-какие из них смогут реализовываться в сегодняшней действительности, а остальные предстают как вероятные программы будущей жизнедеятельности, направленные будущим поколениям. В культуре техногенных обществ неизменно возможно найти идеи и ценностные ориентации, другие главным сокровищам. Но в настоящей жизнедеятельности общества они смогут не играться определяющей роли, оставаясь как бы на периферии публичного сознания и не приводя в перемещение массы людей.

В базе современного развития техногенной цивилизации лежит развитие разработок. Выделим за Д. Вигом главные смыслы понятия «разработка».

1) Совокупность технического знания, понятий и правил.

2) Практика инженерных профессий, включая нормы, предпосылки и условия применения технического знания.

3) Технические средства, изделия и инструменты (фактически техника).

4) интеграция и Организация процессов и технического персонала в широкомасштабные совокупности (индустриальные, армейские, коммуникационные и т.п.).

5) Социальные условия, каковые характеризуют уровень качества социальной судьбе как результата накопления технической деятельности.

Российская Федерация (правильнее, СССР) в ХХ в. прошла модернизационный период развития и вошла в число техногенных обществ. В 80-х гг. ХХ в. было две страны, талантливых произвести любой продукт, – США и СССР. Но модернизация в СССР не дошла до высоких разработок (HiTech), что связывают с большой стоимостью на нефть, недостачей продуктов питания, кредитами Горбачева и Брежнева, развалом СССР, проблемами 90-х гг.

Какова роль образования в обществе высоких разработок? Из этого краткого анализа видно, что научное образование делается одним из системных факторов техногенной цивилизации, а грамотный человек, эксперт – основополагающей ее ресурсом и ценностью развития. Причем возрастает сокровище как общего базисного образования граждан, так и подготовка экспертов с высшим образованием.

О научной деятельности в космической отрасли

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector