Научная картина эволюции сознания

Исходя из принципа материального единства мира, сознание имеется свойство высокоорганизованной материи, следовательно, его генезис обнаруживается в тех формах организации материи, каковые предшествуют человеку, включая формирование соответствующих телесных органов – нервной головного мозга и системы. В базе научной картины сознания лежит мысль о том, что сознание появилось в следствии долгой эволюции на базе более универсального свойства материи – свойства отражения.

Отражение – это общее свойство материи, заключающееся в воспроизведении показателей, отношений и свойств отражаемого объекта. Отражение происходит в следствии сотрудничества разных совокупностей настоящего мира, при котором происходит обмен информацией между этими совокупностями. На разных уровнях организации материи содержание и характер отражения отражаемой информации имеют собственную специфику.

В неживой природе сотрудничество материальных совокупностей ведет к механической деформации. Происходит передача информации о колебаниях температуры, силе и направлении света, трансформациях электромагнитных и звуковых волн, вторых химических и физических сигналов.

В живой природе формируется информационное отражение, при котором сигнал, полученный из окружающей среды, активизирует внутреннюю программу, заложенную в материальной совокупности. К примеру, растение под действием солнечных лучей тянется к Солнцу. В живой природе выделяется три уровня отражения, каковые зависят от сложности объектов и их сотрудничеств со средой: раздражимость, чувствительность и возбудимость, психика.

Раздражимость – свойство организма отражать действия окружающей среды, пребывав в ярком контакте с нею и реагируя как целое. Раздражимость выступает регулятором приспособительного поведения и имеется уже у несложных организмов типа бактерии.

чувствительность и Возбудимость – свойство организма избирательно реагировать на биологические раздражения разными органами эмоций. На этом уровне, характерном для многоклеточных организмов, отражаются не только негативные, но и хорошие сигналы, начинают формироваться эмоциональные реакции. Для происхождения чувствительности нужны нервные ткани.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи отражать большое число значительных пространственно-временных и причинных связей в окружающем мире и разбирать скоро изменяющуюся обстановку.

Психика характерна для животных, владеющих центральной нервной совокупностью, мозгом и развитыми органами чувств. Она определяет свойство реагировать не только на яркую данные, но и предвосхищать, давать предупреждение кое-какие ситуации. Такая свойство реагировать на обстановку, которая может появиться в будущем, именуется опережающим отражением.

Процесс формирования психики связан с развитием у животных форм поведения более большого уровня. Громадную роль в поведении играются инстинкт, навык, обучение и подражание. Инстинкт – это целенаправленная приспособительная деятельность, основанная на ярком отражении действительности, обусловленная информацией и врождёнными механизмами и совершаемая под влиянием биологических потребностей. У животных, владеющих психикой, формируются четко выраженная поведения и индивидуальные особенности характера, они способны к эмоциональным переживаниям, у них имеется зачатки элементарного интеллекта.

Все три названных уровня биологического отражения свойственны и для людской организма, но у человека присутствует и принципиально новый, более большой, сложный и своеобразный уровень – сознание.

Сознание – это верховная, характерная лишь человеку и связанная с речью функция мозга, основанная на способности отражать мир в совершенных образах.

Наиболее значимыми чертями сознания являются целеполагание, абстрактное мышление и самосознание.

Целеполагание – это свойство сознания вырабатывать цель и образ результата деятельности. Этим человек значительно отличается от животного. Как отмечал К. Маркс, человек-ткач возможно менее искусен, чем ткач-паук, а человек-архитектор уступать пчеле либо бобру, но ни у паука, ни у пчелы, ни у бобра нет заблаговременно образа результата, что они должны взять. Итог их действий содержится в психике, а поведение животных базируется на рефлексах. Образ же сознания не содержится в биологической природе человека. Животное, приспосабливаясь к миру, или изменяется само (мутирует), или погибает. Человек же приспосабливает мир к себе и изменяет его.

Самосознание – это осмысление человеком собственных действий, эмоций, мотивов поведения, заинтересованностей, положения в социальной среде. Каждые продукты собственной деятельности человек может разглядывать как особенную действительность, со стороны. В высшем собственном проявлении самосознание именуется рефлексией. Свойство к рефлексии есть условием зарождения философии. Самосознание формируется в ходе деятельности и связано с целеполаганием и абстрактным мышлением.

Абстрактное мышление (от лат. abstractio – отвлечение) – это свойство человека раскрывать сущностные связи между объектами, при помощи которых возможно растолковывать явления окружающего мира. Абстракции являются образами действительности, созданные при помощи отвлечения от несущественных показателей, характеристик и свойств объектов. Формами абстрактного мышления выступают понятия, умозаключения и суждения.

Научная картина происхождения сознания исследует не только механизм становления сознания, но и условия и предпосылки его происхождения. Предпосылки происхождения сознания возможно подразделить на две многочисленные группы: естественные и социальные.

К естественным предпосылкам относятся эволюция человека по большому счету, эволюция его мозга и психики. К факторам естественной эволюции относятся естественный отбор и эволюция биосферы. В развитии биосферы громадную роль играются ритмы космических и геофизических процессов, ландшафтов и изменения климатов, периодические смены магнитных полюсов Почвы (геомагнитные инверсии), понижения и повышения радиоактивности. Все это вызывает мутации, задает определенную направленность антропогенеза. Естественный отбор выражается в приспособлении особей, видов, разных групп к условиям существования. Громадную роль в нем играется динамичность и лабильность психики, мужского и женского начал.

Эволюция человека идет как многоуровневый процесс при трансформации трех главных показателей: свойство к передвижению, строение мозга и строение кисти. Эти морфологические показатели отличают человека от животного. Главным из них для происхождения сознания есть наличие обычного мозга. Современная наука на большом растоянии продвинулась в изучении мозга и установила, что независимо от мозга сознание не существует. Левое полушарие несёт ответственность за рациональное постижение мира, а правое – за эмоционально-образное, которое исторически появилось раньше. Но неверно утверждать, что сознание есть продуктом мозга. Носителем сознания есть не мозг, а человек, личность. Мозг же – это орган, при помощи которого человек мыслит. Исходя из этого биологическая эволюция – условие нужное, но не достаточное для создания сознания. Оно дополняется социальными предпосылками.

Социальными предпосылками происхождения сознания считаются язык и труд. Орудийная деятельность свойственна как животному, так и человеку, но ее темперамент и в том и другом случае разен. Животное действует посредством естественных органов, уровень обработки предметов у него ограничен силой, возможностями естественных органов. Человек формирует и совершенствует орудия труда. У животных орудийная деятельность передается в следствии подражания и обучения примерам деятельности собственных сородичей. Трансляция опыта через «обучение по примерам» имеется и в людской сообществе, но более серьёзной для эволюции есть деятельность на базе знаний. Зная связи, отношения, устанавливая законы существования объектов, человек может на базе творчества применять и видоизменять мир. Знания транслируются особенным – не биологическим, а культурным образом. В этом смысле сама людская культура является системой семиотических знаков, несущих данные о программах деятельности. В животном мире таковой совокупности нет.

Символ – это предмет, явление либо событие, выступающий в качестве представителя некоего другого предмета либо его свойства и применяемый для приобретения, хранения, передачи и обработки информации. Различают языковые и неязыковые знаковые совокупности. Неязыковыми совокупностями являются, к примеру культовые коллективные действия, танец, рисунок, знак (герб, флаг).

Изюминкой языка как знаковой совокупности есть то, что он связан с речью, письменностью и выражается в слове. письменность и Речь – это материальные носители языка. В случае если символы у животных связаны с предметами, каковые эти символы обозначают, то слова людской речи с предметами строго не связаны. Слова смогут вступать в отношения между собой по определенным правилам фонетики, морфологии, синтаксиса. Функции языка:

– формирование мышления через оперирование совокупностью абстрактных понятий;

– закрепление в символах отношений и связей между явлениями действительности, эмоций человека и чувственных образов;

– в устной и письменной форме язык есть наиболее значимым средством общения как отдельных индивидов, так и поколений людей.

Проблемами языка занимается особая наука – семиотика.

направляться различать естественные и неестественные языки. Последние деятельно разрабатываются в связи с развитием информатики и компьютерной техники. Представление информации в ЭВМ – главное направление развития технизированного управления либо ИИ.

ИИ – это как следует новый этап в развитии ЭВМ, который связан с переходом от доминирования программ к доминированию данных в них; от машинного слова, размещенного в одной ячейке памяти – к векторам, массивам, файлам, перечням, абстрактным типам данных, делающим их представления интерпретации и функцию знаний.

Представление знаний в ЭВМ реализуется на базе создания изоморфной структуры людской мышления, ее имитационной модели. Эта модель трансформируется в компьютере в зависимости от задач: поиск, оценка, игра, изобретение, распознавание. Следующий этап имитации интеллекта содержится в методологической рефлексии, в то время, когда предметом мысли есть не только вещь, но и сам факт мышления. В следствии случился переход от хорошей парадигмы ИИ («модель цель») к неклассической («модель рефлексия»), что разрешает ЭВМ оценивать цели и предыдущие знания. Показателем эволюции совокупностей ИИ есть свойство этих моделей к самообучению, перестройке, выработке схем целесообразных действий на базе заложенных в них правил. Важная роль в разработке этих правил в собственности программистам.

Практические задачи в применении ИИ:

– робототехнические совокупности в эластичных системах безопасности и производственных системах;

– исполнение солидного числа логических операций с высоким быстродействием;

– разработка проблемно-ориентированных языков;

– построение имитационных моделей твёрдого и нежесткого решения задач.

Задачи предстоящего развития ИИ связаны с техническими вопросами. Мощности ЭВМ достаточны, но нужна особенная структура оперативной памяти, технологическое исследование и теоретическая разработка таких неприятностей, как:

– создание теорий доказательства теорем и дедуктивного вывода, построения диалоговых совокупностей для общения с ЭВМ на языках, родных к естественным;

– изучение игровых машинных эвристических программ и программ для имитации деятельности человека при ответе задач, не поддающихся формализации;

– создание неестественных аналогов биологических тканей (нейронов, внутренних органов, мышц);

— моделирование творческих процессов (произведение музыки, создание мультипликационных фильмов);

— исследования коллективного человеко-машинного разума.

Так, ИИ есть техническая совокупность, которая решает задачи и может к самообучению на базе изменения математических моделей, имитирующих действительность.

Естественные и социальные факторы развития сознания нужно разглядывать в взаимосвязи и единстве.

КУКЛА ЧАКИ – ЭВОЛЮЦИЯ (АНИМАЦИЯ)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector