За ней – познание образования как совокупности, образующей личность, формирующей образ судьбы народа, передающей новым поколениям сокровища нации и обеспечивающей мотивацию личности к поинновациям и знанию. Подобное идеологическое познание образования даёт исторический шанс реализовать творческий потенциал ведущих научных школ отечественной психологии и педагогики, разглядывающих образование, как ведущую социальную деятельность и условие социокультурной модернизации русского общества. Перефразируя применительно к развитию общества известное высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение ведёт за собой развитие, миссия инициативы «Отечественная новая школа» может быть выяснена так: это школа, ведущая за собой развитие общества.
С целью достижения поставленной Президентом цели целесообразно рассматривать инициативу «Отечественная новая школа» как социальный проект развития личности, государства и общества, затрагивающий интересы самых широких слоев русского общества.
Разработка социального проекта «Наша новая школа» требует решения трёх, как минимум, задач:
¦ анализ социальных установок, которые сложились в русском ментальности как преграды массового сознания, воздействующие на современную государственную политику, а также на политику в сфере образования
¦ выделение предпосылок, выяснивющих обретение конкурентоспособности России и её перемещение к гражданскому обществу;
¦ разработка проекта «Отечественная новая школа», как условие реализации стратегии социокультурной модернизации общества.
Первая задача — вычленить установки, мешающие социокультурной модернизации русского общества.
1. Монополия идеологии конфликта как движущей силой развития биологических, социальных и ментальны совокупностей, что в большой степей обусловливает логики оппозиций и превращение конфликта в социальную норму русского образа судьбы мышления.
2. Неадекватная оценка социально исторического развития русского страны как следствие смысловых перевертышей и подмен идеологических конструктов в политической жизни: империи — деспотией; народа — демосом; охлократии — народовластием.
3. Непонимание социальных последствий депортации этнических элиминации и групп представителей социально-экономических слоев общества (зажиточных крестьян — кулаков) как исторической и психотерапевтической травмы массового сознания, что стало источником как неугасающих социальных и этнических распрей, так и негативного отношения к предпринимательству и инновационной деятельности.
4. Тенденция к социальной, этнической и психотерапевтической дискриминации носителей советской ментальнос-ти на территории бывшего СССР, приводящая к росту социальной напряжённости и нестабильности в России и СНГ (в частности, факты фальсификации образовательных программ социально-исторических дисциплин, в первую очередь, истории как культурного инструмента трансформации исторической памяти — оправдание национал-социалистических и националистских политических движений; демонизация политики СССР в отношении Украины, впредь до обвинений в геноциде украинского народа).
5. Идеологический шок годов 90-и начала, приведший к разрушению советской идентичности многих представителей старших поколений и к утрате смысла прожитой ими жизни.
6. Преобладание экономического детерминизма при проектировании национальной образовательной политики, сведение образования к сфере одолжений, работников образования — к работникам непроизводительной сферы, подчинение программ развития образования кратковременным задачам рынка. Печальным следствием влияния твёрдого экономического детерминизма на разработку различных сценариев и прогнозов развития России, а также сценариев развития образования, стала недооценка образования как ведущей института и социальной деятельности социализации, и игнорирование принципа избыточности образования по отношению к сиюминутным запросам рынка.
7. Отсутствие комплекса социальных, гуманитарных и поведенческих наук, направленных на человечества развития и изучение человека, среди приоритетных научных направлений государственной политики России.
Вторая задача — выделить предпосылки, определяющие конкурентоспособность России и её перемещение к гражданскому обществу.
Предпосылки конкурентоспособности страны таковы:
¦ технологии ответственнее ресурсов;
¦ социальные университеты серьёзнее технологий;
¦ ценности ответственнее университетов.
Ценности гражданского общества как ориентиры проектирования «Отечественной новой школы»:
1.Многообразие социальных институтов и организаций.
2.Развитие институтов и автономии организаций.
3.Развитие партнёрства между государством и различными университетами социализации.
4.Толерантное поведение граждан.
5.Формирование мотивационных установок личности на инновации.
Суматохин С.В. Инициатива