Нарушения письма и чтения

В начальных классах общеобразовательной школы видятся дети, у которых процесс овладения чтением и письмом нарушен. письма и процессов Частичное расстройство чтения обозначают терминами дислексия и дисграфия. Их главным симптомом есть наличие стойких своеобразных неточностей, происхождение которых у учеников Общеобразоватьной Школы не связано ни со понижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями зрения и слуха, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия в большинстве случаев Видятся в сочетании. Полная Неспособность овладением чтением и письмом именуется соответственно алексией и аграфией. Обстоятельства дисграфии и дислексии связаны с нарушением сотрудничества разных анализаторных совокупностей коры громадных полушарий.
Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся неточностях письма. Эти неточности в большинстве случаев собирают по следующим правилам: замены и смещения букв; искажения Звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении — разрыв слова на части, слитное написание слов в предложении; аграмматизм; смешения букв по оптическому сходству.
Нарушение письма в виде дисграфии тесно связано с недостаточной готовностью психологических процессов, формирующихся на протяжении развития устной речи. Как раз во время овладения устной речью создаются на чисто практическом уровне обобщенные понятия о Звуковом и морфологическом составе слова, что потом при переходе ребенка к правописанию и грамоте содействует осознанному их усвоению. Для усвоения грамоты и характерных русскому письму фонетического и морфологического правил ребенок обязан мочь отделить звуковую сторону слова от смысловой, проанализировать Звуковой состав слова, четко произносимого во всех его частях. Для беглой устной речи часто оказывается достаточным четкое проговаривание лишь тех звуков, каковые нужны для понимания слова (смыслоразличительные звуки). Те звуки, каковые в меньшей степени связаны с пониманием слова слушателем, произносятся в естественной речи менее шепетильно и определенно. Через чур четкое артикулирование всех звуковых элементов слова противоречит орфоэпическим требованиям языка. Одновременно с этим ребенок в ходе обычного речевого онтогенеза получает достаточно правильное представление о звуковом составе слова, включая неясно произносимые его элементы. Это выясняется Вероятным благодаря языковым обобщениям, каковые развиваются при постоянном сопоставлении слов между собой. В ходе соотнесения звуковых элементов, отражающих отличие лексических и грамматических значений слова, идет подготовка когнитивных процессов ребенка к осознанию взаимоотношений между орфографией и орфоэпией. Успешному овладению письмом предшествует не только накопление достаточного запаса слов, но и наличие в речевом опыте осознанного анализа слов по орфографии и соотнесения адекватным признакам орфоэпии. Так, ребенок обязан осознавать, что слова прилетать, залетать имеют один корень. Обычное формирование устной речи сопровождается накапливаемым опытом познавательной работы как в сфере элементарных звуковых обобщений, так и в сфере морфологического анализа.
Дети с недоразвитием речи не овладевают данным уровнем языковых обобщений и соответственно не готовы к овладению таковой сложной аналитико-синтетической деятельности, как письмо.
На данный момент принято выделять пара видов дисграфий.
1. Артикуляторно-звуковая дисграфия. При данной форме дисграфии у детей наблюдаются разные искажения звукопроизношения (фонетические нарушения) и недостаточность фонематического восприятия речевых звуков, различающихся узкими акустико-артикуляционными показателям и (фонетико-фонематические нарушения). Артикуляторно-звуковая дисграфия проявляется в основном в заменах букв, каковые соответствуют заменам звуков в устной речи ребенка. Время от времени замены букв остаются в письме у ребенка и по окончании того, как они устранены в устной речи. Согласно точки зрения Р. Е.Левиной (1959 г.), это происходит вследствие того что у детей с речевой патологией во время овладения устной речью не создаются обобщенные понятия о звуковом и морфологическом составе слова. В норме как раз создание этих обобщений разрешает обучающимся начальных классов осознанно переходить к усвоению правописания и грамоты.
2. Звуковая дисграфия. У детей с данной формой дисграфии отмечается несформированность процессов фонематического восприятия. Это проявляется в смешениях и заменах букв, каковые обозначают звуки, различающиеся узкими акустико-артикуляционными показателями. К примеру, смещения и замены букв, обозначающие шипящие звуки и свистящие; звонкие и глухие; мягкие и жёсткие; звуки р и л; замены букв, обозначающих гласные звуки. Также у детей может отмечаться несформированность синтеза и звукового анализа, что проявляется в письме в виде следующих своеобразных неточностей: пропуски, вставки, перестановки, повторы букв либо слогов. Пропуски букв говорят о том, что ребенок не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов («снки» — санки). Перестановки и повторы слогов и букв являются выражением трудностей анализа последовательностей звуков в слове («корвом» — ковром, «сахахарный» — сахарный). Вставки гласных букв чаще наблюдаются при стечениях согласных, что разъясняется призвуком, что появляется при медленном проговаривании слова на протяжении письма и напоминает редуцированный гласный («девочика», «Александар»).
З. Дисграфия, которая связана с нарушением синтеза и языкового анализа. Эта форма дисграфии связана с тем, что обучающиеся не вычленяют в речевом потоке устойчивые речевые их элементы и единицы. Это приводит к слитному написанию смежных слов, союзов и предлогов с последующим словом («надерево»); к раздельному написанию частей слова, чаще корня и приставки («и дут»).
4. Аграмматическая дисграфия. Эта форма дисграфии более ярко, чем другие, прослеживается в связи с недостаточностью развития грамматической стороны устной речи у детей. На письме нарушаются грамматические связи между словами, и смысловые связи между предложениями.
5. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием пространственных представлений, синтеза и анализа зрительного восприятия. Это проявляется в искажениях и заменах сходных по начертанию букв (д — б, т — ш, и — ш, п — т, х — ж, л — м), неправильному размещению элементов букв и т. п. К этому виду дисграфии относится так именуемое «зеркальное письмо».
У ребенка с дисграфией, в большинстве случаев, еле формируются графические навыки, в следствии чего почерк неровный. Затруднения ребенка при выборе нужной буквы придают основной небрежный вид письму. Оно пестрит исправлениями и поправками.
Дислексиякак частичное нарушение процесса овладения чтением проявляется в бессчётных повторяющихся неточностях в виде замен, перестановок, пропусков букв и т. п.,что обусловлено несформированностью психологических функций, снабжающих процесс овладения чтением. Неточности при дислексии стоек . Различают следующие формы дислексий.
1. Фонематическая дислексия. Отмечается у детей с несформированными функциями фонематического восприятия, синтеза и анализа. Дети в ходе чтения путают буквы, обозначающие звуки, сходные по акустико-артикуляционным параметрам. При недоразвитии функций синтеза и фонематического анализа наблюдаются побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова (вставки, Пропуски, перестановки).
2. Семантическая дислексия обусловлена несформированностью процессов эвуко-слогового синтеза и отсутствием дифференцированных представлений о синтаксических связях в предложения. Такие дети овладевают техникой чтения, но просматривают механически, без понимания смысла читаемого.
3. Аграмматическая дислексия отмечается у детей с несформированностью грамматической стороны устной речи. При чтении предложений наблюдаются неточности грамматического характера.
4. Мнестическая дислексия связана с нарушением установления ассоциативных связей между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука, т. е. дети не смогут запомнить буквы и сопоставить их с соответствующими звуками.
5. Оптическая дислексия обусловлена теми же механизмами, что и оптическая дисграфия. При чтении буквы, сходные по начертанию, смешиваются и взаимозаменяются детьми. Время от времени может наблюдаться «зеркальное чтение».
Дети с дисграфиями и дислексиями нуждаются в логопедических занятиях, на которых употребляются особые способы чтения навыков и формирования письма.

Дисграфия. Дислексия. Дизорфография.Нарушение письменной речи и письма

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector