Нарративные типы: акториальный, аукториальный, нейтральный

Франц. TYPES NARRATIFS ACTORIEL, AUCTORIRL, NEUTRE. Термины нарратологии. Разграничение первых двух типов в первый раз было теоретически обосновано австрийским критиком ф. К. Штанцелем (Stanzel:1955) в виде «аукториальной повествовательной ситуации» и «персональной (персонажной) повествовательной ситуации» (от нем. handelnde Person — действующее лицо, персонаж), потом замененной французскими нарратологами на «акториальную», либо «акториальный тип повествования» (актор, нарративная типология).

Штанцель под влияниемР. Ингардена (lngarden:f960) предложил применять в качестве различительного принципа «центр ориентации читателя» либо, как его в противном случае назвалаК. Гамбургер,«место происхождения совокупности Я-здесь-теперь» (Origo des Jetzthier-Ich-Systems) (Hamburger: 1968, с. 62). самоё обоснованное и теоретически подробно созданное разграничение этих типов было осуществлено голландским исследователемЯ. Линтвельтом.В случае если центром ориентации для читателя в «фиктивном мире» художественного произведения являются суждения, оценки и замечания повествователя, то нарративный тип будет аукториальным; в случае если же читатель принимает данный мир через сознание одного из персонажей (видит «фиктивный мир» его глазами), то повествование будет акториальным. В противоположность этим типам «нейтральный тип, лишенный индивидуализированного центра ориентации, осуществляющего функцию интерпретации, сводится к имперсональной регистрации видимого и слышимого внешнего мира» (Lintvelt:1981. с. 68). Штанцель уверен в том, что в нейтральном повествовании «центр ориентации находится в сценическом изображении, в тут и сейчас (hic et nunc) момента действия. Возможно было бы кроме этого заявить, что он находится в hic et nunc воображаемого свидетеля сцены, позицию которого читатель как бы принимает» (Stanzel:1955. с. 29).

И аукториальный, и акториальный повествовательные типы являются обозначением всего лишь разных интерпретативных позиций, каковые в конкретном развитии романного действия могут взаимозаменяться, переходя приятель в приятеля. Линтвельт, в нередокности, намечает подобную возможность в романах «Чужой» Камю и «Жизнь Марианны» Мариво. К примеру, в «Чужом», как только Мерсо перестает быть легко фиксатором собственных зрительных и чувственных ощущений, начинает осознавать абсурдность мира и в конечном итоге принимает ее, — т. е., по нарратологическим

[162]

представлениям, появляется расстояние между Мерсо-повествователем и Мерсо-актором, — происходит смещение с акториальной возможности (либо регистра) повествования на аукториальную. Наряду с этим регистр может изменяться мгновенно по ходу повествования. Так, говоря о впечатлениях собственной юности, Марианна (в «Жизни Марианны») иногда в том же предложении дает им оценочное суждение, исходя из купленного ею жизненного опыта, часто по собственному значению прямо противопофальшивое рассказу, создавая воздух нравственной двусмысленности и смысловой зыбкости.

Нужно выделить, что ни одна функция повествования фактически не выступает в чистом виде, она в большинстве случаев «осложнена» совмещением в любой повествовательной единице одновременным действием нескольких функций. К примеру, персонаж совмещает в себе рассказчика и функции актора, повествователь может стать актором, в случае если будет выступать в роли персонажа, либо сместиться на ось акториального повествования, в случае если будет высказывать ограниченную точку зрения, не совпадающую с неспециализированной ценностной возможностью всего произведения, и центр ориентации читателя будет дан второй повествовательной инстанции. И напротив, в случае если персонаж начнет высказывать взоры, родные настоящему автору, то тем самым он сблизится с позицией абстрактного автора и переместится на ось аукториального повествования.

Линтвельт, подробно прослеживая различия между аукториальным и акториальным типами повествования, отмечает, в нередокности, что в вербальном замысле «формальный аппарат» аукториального типа складывается из последовательности «аукториальных дискурсов»:

коммуникативного, метанарративного, объяснительного, оценочного, абстрактно-обобщающего, эмоционального, модального. Коммуникативная функциянаправлена на установление контакта повествователя со своим

наррататором (включая прямые обращения к читателю, употребление повелительного наклонения и т. д.). Метанарративный дискурс снабжает функция комментария повествователя о собственном дискурсе (так наз. «дискурс о дискурсе», к примеру, утверждение повествователя в тексте «Отца Горио» Бальзака, что обрисовываемая им драма не есть «ни выдумкой, ни романом»). Подобным целям помогают описательный и оценочный дискурсы (эпитеты, сравнения, при помощи которых нарратор дает собственную оценку говоримой им истории и ее участникам).

[163]

Аукториальная передача дискурса акторов осуществляется в виде обзоров и резюме, окрашенных речевой характеристикой самого повествователя, через «идиолект нарратора». В акториальном же типе появляются совсем иные методы передачи дискурса акторов-персонажей: внешний дискурс (слова персонажа, сказанные вслух) передается прямой речью (диалогом и монологом); а внутренний дискурс «транспонируется» в косвенную либо несобственно-прямую обращение (style indirect libre, erlebte Rede, free indirect discourse).

Внутренний дискурс актора передается солилоквием либо внутренним монологом (discours immediat, stille Monolog, stream of consciousness). Вслед заЖ. Руссе (Rousset:1962, с. 22; Rousset:1973, с. 55) Линтвельт, как и большая часть французских нарратологов, употребляет термин «солилоквий» для осознанных внутренних размышлений (рефлексий), полагая, что понятие «внутренний монолог» характеризует «поток бессознательных высказываний». Не смотря на то, что внутренний монолог и может высказывать бессознательную судьбу актора, однако, по Линтвельту, тут не идет обращение об аукториальном типе, потому, что любой нарративный тип выяснивется в первую очередь центром ориентации читателя. Во внутреннем монологе наррататор всецело исчезает за потоком слов актора, функционирующего, так, в качестве центра ориентации для читателя. На этом основании исследователь вычисляет внутренний монолог отличительной чертой акториального типа.

В сочетании с двумя «базисными» повествовательными формами (гетеродиегетической и гомодиегетической) выделенные три типа образуют у Линтвельта пятичленную нарративную типологию — схему-совокупность априорных повествовательных типов, получающих у исследователя темперамент фактически еще одной повествовательной инстанции ( повествовательные инстанции). В этом он близок позиции Штанцеля (Stanzel:1955, с. 20),Р. Скоулза и Р. Келлога (Kellog, Scholes:1966, с. 275); как и у них, восприятие и порождение романного мира у Линтвельта обязательно проходит через «фильтр» нарративного типа, в следствии художественная коммуникация в романного мира приобретает следующий вид:

наррататор a нарративный a повествование a наррататор /
тип рассказ читатель
история

Что такое

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector