418. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, говорила: «Сначала мусульманам было предписано выполнять намаз из двух рак‘атов. После этого таковой намаз стал предписан лишь путешественникам, а намаз тех, кто живет на постоянном месте, был дополнен». Данный хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии аль-Бухари говорится: «После этого он совершил хиджру (переселение на пути Аллаха), и необходимый намаз стал складываться из четырех рак‘атов. А намаз на протяжении путешествия так и остался неизмененным».
В версии имама Ахмада кроме этого говорится: «…не считая закатного намаза, что есть дневным намазом из нечетного числа рак‘атов, и не считая рассветного намаза, в котором направляться продолжительнее просматривать Коран».
419. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, кроме этого говорила, что на протяжении путешествия Пророк, мир ему и благословение Аллаха, время от времени уменьшал намаз, а время от времени совершал его всецело; время от времени постился, а время от времени разговлялся. Данный хадис передал ад-Даракутни, и рассказчики хадиса заслуживают доверия, но не обращая внимания на это хадис имеет скрытые недочёты. Хорошо как мы знаем, что так действовала сама ‘Аиша, которая сказала: «Это не образовывает для меня труда». Данный хадис передал аль-Бейхаки.
420. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, говорил, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сообщил: «Воистину, Аллах обожает, в то время, когда люди пользуются разрешённым, и не обожает, в то время, когда они ослушаются Его». Данный хадис передал Ахмад, а Ибн Хузейма и Ибн Хиббан назвали его точным. В одной из предположений хадиса говорится: «…и обожает, в то время, когда они делают необходимые предписания».
421. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, говорил: «В то время, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправлялся в поездку за три мили либо три фарсаха, он совершал намаз из двух рак‘атов». Данный хадис передал Муслим.
422. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, кроме этого говорил: «Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата , пока мы не возвратились в Медину». Данный хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса в собственности аль-Бухари.
423-425. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, говорил: «В год завоевания Мекки Пророку, мир ему и благословение Аллаха, было нужно провести в ней девятнадцать дней, в течение которых он уменьшал собственные намазы». Данный хадис передал аль-Бухари. В разных предположениях хадиса, переданных Абу Давудом, говорится, что это длилось семнадцать и пятнадцать дней.
Абу Давуд кроме этого передал хадис ‘Имрана ибн Хусайна, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, в котором говорится о восемнадцати днях.
Он же передал хадис Джабира, да будет доволен им всевышний Аллах, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, провел в Табуке двадцать дней, в течение которых он уменьшал собственные намазы. Рассказчики этого хадиса заслуживают доверия, но происхождение его запутано.
426. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, говорил: «В случае если Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправлялся в поездку перед тем, как солнце миновало зенит, то он откладывал полуденный намаз до наступления времени послеполуденного намаза, а после этого делал привал и совершал оба намаза совместно. В случае если же солнце уже миновало зенит, то он сначала совершал полуденный намаз, а после этого отправлялся в путь». Данный хадис передали аль-Бухари и Муслим.
В версии аль-Хакима, переданной в сборнике «аль-Арба‘ун», говорится: «…то он совершал полуденный и послеполуденный намазы, а после этого отправлялся в путь». Цепочка рассказчиков этого хадиса точная.
В сборнике «Мустахрадж Муслим» Абу Ну‘ейм передал другую версию, в которой говорится: «В то время, когда он пребывал в поездке, то по окончании прохождения солнцем зенита он совершал совместно полуденный и послеполуденный намазы, а после этого уже продолжал собственный путь».
427. Передают, что Му‘аз ибн Джабаль, да будет доволен им всевышний Аллах, говорил: «Мы отправились в поход на Табук вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал полуденный и послеполуденный намазы совместно». Данный хадис передал Муслим.
428. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, говорил, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сообщил: «Не уменьшайте намаз, если вы отправляетесь в поездку на расстояние меньше трех баридов, которое равняется расстоянию от Мекки до ‘Усфана». Данный хадис передал ад-Даракутни со не сильный цепочкой рассказчиков. В соответствии с самоё достоверному точке зрения, эти слова принадлежат самому Ибн ‘Аббасу, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, что подтверждается версией Ибн Хузеймы.
429. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, говорил, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сообщил: «Лучшими из моих последователей являются те, каковые, совершив грех, просят прощения, а выйдя в путешествие, уменьшают намазы и разговляются». Данный хадис передал ат-Табарани в сборнике «аль-Аусат» со не сильный цепочкой рассказчиков. А аль-Бейхаки передал его в сокращенной форме со слов Са‘ида ибн аль-Мусайаба и назвал хадис отосланным.
430. Передают, что ‘Имран ибн Хусайн, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, говорил, что страдал от геморроя и поинтересовался у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о том, как ему направляться выполнять намаз. Он сообщил: «Совершай намаз стоя, но если ты не в состоянии сделать этого, то совершай его сидя. Если ты не в состоянии сделать кроме того это, то совершай его лежа на боку». Данный хадис передал аль-Бухари.
431. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, говорил, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, заметил больного человека, что совершал намаз на подушке. Он отбросил ее в сторону и сообщил: «Совершай намаз на земле, если ты в состоянии сделать это. А в противном случае жестикулируй и нагибайся при совершении земного поклона ниже, чем ты это делаешь при совершении поясного поклона». Данный хадис передал аль-Бейхаки, и Абу Хатим назвал его прерванным.
432. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, говорила, что видела, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз сидя, скрестив ноги. Данный хадис передал ан-Насаи, и аль-Хаким назвал его точным.
Намаз тех, кто испытывает затруднения,какие конкретно у них послабления в исламе-Фикх