Наглядные средства обучения природоведению

Наглядные средства обучения природоведению разнообразны как по дидактическим чертям, так и по их количественному способам и составу применения.

I. Натуральные либо предметные наглядные пособия. К данной группе относятся живые, неживые натуральные объекты и объекты природы неживой природы.

Живые объекты— это комнатные растения, каковые подбираются с учетом программы по природоведению и их требований к условиям судьбы, и животные, которых возможно содержать в условиях уголка живой природы либо кабинета природоведения. На уроках природоведения активно применяются культурные растения, выращенные на учебно-умелом участке: декоративные, овощные, зерновые и др., и отдельные насекомые, домашние птицы, голуби, зайцы либо другие млекопитающие.

Неживые объекты природы занимают солидную часть среди наглядных пособий. Разнообразие их обусловлено тем, что они долгое время сохраняются, не требуя систематического ухода, и вместе с тем снабжают изучение и рассмотрение объектов как в целом, так и отдельных их частей. Неживые объекты природы употребляются с целью проведения лабораторных и независимых работ, и как демонстрационный материал на разных занятиях и в ходе внеклассной кружковой работы.

Натуральные неживые объекты используются в сочетании с живыми объектами, что существенно повышает и развивает познавательные возможности детей младших классов.

К натуральным неживым, либо препарированным, пособиям относятся следующие:

Гербарий— это засушенные на стандартных листах бумаги в определенной тематической последовательности растения со всеми органами либо частями. Гербарий нужен для изучения деревьев и кустарников, культурных растений, сорняков, медоносных ‘и лекарственных трав, растений разных экологических групп.

Чучела— это натуральные объекты, каковые всецело передают все внешние показатели животного (величина, форма, окраска). В начальных классах употребляются чучела рыб, земноводных, пресмыкающихся, мелких млекопитающих и птиц.

Коллекции— это несколько однообразных объектов либо объектов, имеющих неспециализированные показатели. В коллекции объединяют некрупные объекты, на которых возможно разглядывать неспециализированные и отличительные показатели, проводить сопоставления и сравнения. По природоведению употребляются коллекции нужных и вредных насекомых, листьев, плодов, семян и др. Из объектов неживой природы смогут быть коллекции нужных ископаемых, горных пород, минералов, образцов земель, удобрений, торфа и др. Многие из них возможно закупить в магазине наглядных пособий, и собрать и оформить с обучающимися на протяжении кружковых занятий. Коллекции монтируются в особых коробках, исходя из этого удобны для применения.

Мокрые препараты — это объекты, зафиксированные в спирте, формалине или других концентрированных растворах

(сахар, соль). В учебном ходе употребляются зафиксированные животные, растения либо отдельные их органы: к примеру лягушки, рыбы, ящерицы; возможно вскрыто животное для рассмотрения внутренних органов (птица либо млекопитающее); животные, на которых продемонстрирован цикл развития (рыбы, земноводные, птицы), и мокрые препараты моллюсков, насекомых, отдельных органов растений, больших цветков, плодов и овощей.

Сухие препараты — это натуральные засушенные отдельные органы либо животные и целые растения. К ним относятся наборы засушенных зерновых, технических либо овощных культур, препараты частей вегетативных органов растений, цветков. К сухим препаратам относятся расчлененный речной рак, скелеты разных позвоночных животных, комплекты костей и др.

Объекты неживой природы продаются в магазинах наглядных пособий в комплектах, исходя из этого смогут использоваться как для самостоятельного изучения обучающимися, так и для демонстраций. Объекты неживой природы смогут быть собраны школьниками. Их монтируют в коробках в виде коллекций либо комплектов. Особое место при обучении природоведению занимают объекты не&в один раз;живой природы собственной местности.

II. Неестественные либо изобразительные наглядные пособия. Эта несколько наглядных пособий по природоведению, как и по вторым школьным предметам, представлена весьма обширно. Большая часть из них выпускается фабричным методом и закупается школами в нужном количестве. Многие изобразительные наглядные пособия употребляются как раздаточный материал, исходя из этого в кабинете природоведения должны быть их наборы либо комплекты.

В ходе подготовки к применению неестественных наглядных пособий на уроках природоведения нужно учитывать, какие конкретно главные стороны этого объекта будут изучены, какова сообщение его с содержанием учебного материала.

К объемным изобразительным наглядным пособиям относятся следующие:

Модель— это трехмерное наглядное пособие, дающее изображение предмета либо отдельных его частей в увеличенном либо уменьшенном виде. Модели, в большинстве случаев, бывают разборными, действующими и статическими. Изучается не только внешняя форма модели, но и внутреннее содержание, что приближает модель к натуральным объектам. На действующих моделях возможно показывать принципы работы объекта. К примеру, модели гидроэлектростанции, буровой скважины, перемещения Земли около Солнца, работы колодца, ветряной мельницы и др. Теллурий— действующая модель, при помощи которой возможно показать, как осуществляется перемещение Почвы около Солнца. Теллурий употребляется для демонстрации, исходя из этого в кабинете природоведения возможно иметь один прибор.

К большим неразборным моделям неживой природы относятся глобус, овраг, гора. Их применяют для демонстрации.

Глобус является моделью земного шара в уменьшенном виде. На уроках природоведения он употребляется как действующая модель, показывающая вращение Почвы около собственной оси. На глобусе изображены параллели и меридианы, моря И океаны, выдержан масштаб частей света: север, юг, восток, запад. По цвету и оттенкам на глобусе возможно легко отыскать одну из частей света. В начальных классах глобус изучается на многих уроках, исходя из этого нужно иметь большой демонстрационный глобус диаметром 45 см и пара мелких — 15 см в диаметре — для организации независимой работы обучающихся.

Среди природоведческих разборных моделей обширно приизменяются модели внутренних органов: сердца, легких, почек; модели цветков, плодов, семян. Такие модели возможно закупить в нужном количестве, а кое-какие смогут сделать сами учащиеся,

В условиях школы возможно изготовить разнообразные модели из пластилина, парафина, картона, других материалов и бумаги. По имеющимся примерам на протяжении кружковых занятий дети смогут изготовить их в нужном количестве. Не считая этих материалов, для того чтобы применяют папье-маше. Для этого измельчают бумагу и варят ее со столярным клеем. Получается легкая пластическая мягкая масса, которой возможно придать любую форму.

Муляжи (слепки). Муляж — это наглядное пособие, имеющее трехмерное измерение, передающее натуру по внешним признакам (цвет, размеры, форма) без внутреннего содержания. По природоведению употребляются муляжи / плодов, корнеплодов и овощей. Готовят муляжи фабричным методом из парафина специально для учебных целей; их возможно закупить в магазине наглядных пособий в нужном количестве, к примеру комплект сортов плодово-ягодных культур, корнеплодов и овощей, изучаемых по программе в школе. Муляжи кроме этого возможно изготовить в школе на кружковых занятиях либо уроках труда.

Аппликации — это одностороннее объемное пособие. В условиях школы возможно делать их из пластилина на оргстекле, пластике, втором материале. На аппликациях комфортно разглядывать объект в разрезе. К примеру, строение кожи, легких, почек и других внутренних органов. Близки по содержанию к аппликациям рельефные наглядные пособия. К примеру, односторонний торс человека, совокупность органов кровообращения, дыхания, головного мозга и др. Их изготавливают из пластических материалов фабричным методом.

Диорама — это объемная картина, на которой виден лишь ближний (передний) замысел либо его часть. Диорама возможно установлена в краеведческом уголке кабинета природоведения, на ней компактно изображается какой-либо ландшафт в сочетании объектов живой и неживой природы. Особенное значение имеют диорамы, на которых изображены защищаемые участки либо урочища. Диорамы смогут быть выполнены школьниками. К примеру, диорама учебно-умелого участка, географической площадки, цветника. Монтируются объекты на узкой ткани либо матовом стекле, дабы через них просвечивался и целый фон картины.

Громадное значение в начальных классах уделяется работе с этими наглядными пособиями, как компас, термометр и др.

Компас — прибор для ориентирования на местности. Основной частью его есть магнитная стрелка, вращающаяся на острие в центре круга (лимба) поделённого на градусы либо румбы. При помощи компаса возможно ориентироваться на местности при загородных прогулках в лес, на протяжении экскурсий, путешествий и походов. Исходя из этого нужно научить каждого школьника пользоваться компасом. Компасов должно быть в школе необходимое количество. Помимо этого, обучающимся направляться знать, что компас имеет громадное использование на практике. Он используется в работе геологов, географов, моряков, туристов. Исходя из этого программой по природоведению предусмотрено научить школьников пользоваться компасом.

Термометр — прибор, что устроен на базе расширения жидкости (ртути, спирта) при трансформации температуры. В термометре при повышенной либо пониженной температуре ртуть поднимается либо опускается, достигая максимума. Термометры нужны для ведения наблюдений за погодой, для измерения температуры воды, тела, и они обширно используются на уроках при проведении опытов с растениями. Обучающиеся III класса должны овладеть умениями трудиться с термометрами.

К плоскостным изобразительным наглядным пособиям относятся динамические либо экранно-звуковые и статические наглядные пособия, дающие изображение в одной плоскости.

Динамические либо экранио-звуковые наглядные пособия дают изображение в движении. К ним относятся аудиовизуальные наглядные средства: учебные фильмы, диафильмы, грамзаписи, учебные телепередачи.

Учебный фильм. Учебные фильмы, кинофрагменты, кино-кольцовки дают изображение в движении (в действии). Демонстрация цветного учебного фильма разрешает принимать явления и предметы во всей их многогранности и достатке. В ходе применения учебных фильмов обеспечивается звукозрительное усвоение и вой знаний, исходя из этого их еще именуют аудиовизуальными средствами наглядности. Учебный фильм интенсифицирует процесс подачи учебной информации. Количество и многообразие учебных фильмов, кинокольцовок и фрагментов каждый год пополняется. За последние годы накоплен богатый опыт по методике их применения в учебном процессе.

Диафильмы — это фотографическое изображение на позитивной светочувствительной пленке. Для начальных классов выпущена серия диафильмов. Методика применения диафильмов в учебном ходе несложная, исходя из этого к их демонстрации привлекаются обучающиеся. Диафильмы, в большинстве случаев, используются для изучения нового материала, и используются при проверке и закреплении усвоенных знаний.

Грамзаписи используются при прослушивании голосов птиц, млекопитающих. Помимо этого, для прослушивания на уроках используются магнитофонные звуковые записи. Это выступления ученых, передовиков производства, отрывки рассказов путешественников и др.

Учебные телепередачи демонстрируются централизованно, в их содержание входит строго отобранный природоведческий материал по олределенным темам.

Статические изобразительные наглядные пособия удобны для использования и хранения, исходя из этого они обширно представлены в кабинете природоведения. К ним относятся учебные картины, таблицы, диаграммы, слайды, диапозитивы, схемы, карты, портреты, открытки, картинки, всевозможный дидактический материал.

Учебная картина представляет собой плоскостное наглядное пособие, на котором изображен объект либо явление природы. В начальных классах учебные картины представлены с громадным разнообразием. К примеру, картины «Бугор», «Овраг», «Смешанный лес», «Степь», «Пустыня», «Тундра», «Белый медведь», «Бурый медведь», ««Которые зимуют птицы», «Рысь», «Тигр», «Лиственница», «Пихта», «Яблоня».

Учебная таблица — это наглядное пособие, в котором с помощью картинок, цифровых обозначений и текста дана информация о строении целого организма, отдельных его органов либо частей, и расположена эта информация в определенной по окончаниидовательности и совокупности. Учебная таблица постоянно имеет обучающую данные. С целью развития активности школьников применяют разные типы таблиц: сравнительные, инструктивные, вопросительные, контрольные, циклические, таблицы-свитки.

Таблицы для начальных классов выпускаются фабричным методом. К примеру, «Календарь труда и природы», «Строение тела человека», «Насекомые-вредители» и др. К учебным таблицам предъявляются следующие дидактические требования:

— объекты должны быть достаточно большие; размеры, пропорции и масштаб их соответственно выдержаны;

— таблицы должны воображать собой монографическое изображение, исходя из этого на них возможно один объект, процесс либо явление;

— на таблицах картинки, цифровые обозначения и текст следует располагать в определенной дидактической последовательности; в противном случае говоря, таблицы должны быть «читаемые»;

— учебные таблицы не должны заменять натуральные объекты, а исходя из этого употребляются как дополнение к ним;

— все картины и таблицы должны отвечать эстетическим требованиям.

Диаграмма— это плоскостное наглядное пособие, в котором дается графическое изображение числовых соотношений и величин с применением фигур , линий, схем. Диаграммы возможно изготовить в школе по итогам полученного урожая за последовательность лет, по итогам исполнения плановых заданий подшефного хозяйства за год, пятилетку, по результатам добычи нужных ископаемых собственной местности.

Слайды на данный момент активно применяются в учебном ходе. Они используются в комплектах. В магазине наглядных пособий имеется тематические комплекты слайдов на цветных пленках. К примеру, «Защищаемые животные и растения», «Заповедные места», «Растительность разных территорий», «Биоценоз водоема», «Биоценоз леса», «Растения Красной книги», «Лекарственные растения» и др.

Диапозитивы — это фотографическое изображение объектов природы на стекле. Демонстрация диапозитива на экран дает изображение в увеличенном виде. По природоведению используются диапозитивы: «Строение органов человека», «охрана и Организм человека его здоровья», «Учебно-умелый участок», «Географическая площадка», «Весенние работы в поле», «Весенние работы в лесу» и мн. др.

слайды и Диапозитивы удобны для применения в обучении, по причине того, что демонстрируются фрагментарно. При подготовке к уроку преподаватель подбирает их в определенной последовательности.

Схема — плоскостное краткое изображение неспециализированных показателей. Она возможно в виде рисунка (наброска) либо линий. Схемой возможно представлен замысел школы, школьного дьора, учебно-умелого участка. В учебном ходе используются схематические картинки преподавателя и учащихсч на доске. Рисунком возможно продемонстрировать в динамике объект либо процесс: это обеспечивает изображения и синхронное восприятие слова. При выполнении схематического рисунка нужно не только восприятие, но и осмысление; исходя из этого нужно научить обучающихся «просматривать» рисунок и самим делать схематические картинки на доске, в тетради и в «Ежедневнике наблюдений».

Разнообразные наглядные пособия употребляются посредством соответствующего запасного оборудования и технических средств обучения. В кабинете природоведения нужно иметь комплект посуды: пробирки, колбы, воронки, химические чашки разных размеров, чашки Петри, кристаллизаторы, пробки резиновые разных размеров, штативы, чашки фарфоровые, пинцеты, ножницы, препаровальные иглы, зажимы, держатели для пробирок. Измерительные устройства:весы, рулетки, линейки. Нагревательныеприборы: спиртовки, электроплитка, сушильный шкаф. Оптические устройства:лупы ручные, штативные,проекционная аппаратура — кинопроектор, диапроектор, кодоскоп, ЛЭТИ и др. Инструменты:комплект слесарных и столярных инструментов, комплект сверл, лобзиков, паяльник, дрель. Комплект экскурсионного оборудования:папки гербарные, водные и воздушные сачки, расправилки, ботанические ведра, бумага. Реактивы:гипс, мел, нашатырь.

Учебные фильмы

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector