Начало фоторекламы в россии

Этот раздел написан при участии выпускницы
факультета журналистики МГУ Натальи Грушиной.

Первая пейзажная дагерротипная съемка в Российской Федерации относится к 1839 году. Но до внедрения данной новой изобразительной технологии в рекламное дело должно было пройти еще пара десятилетий. Уже в 1864-1866 годах в Петербурге выходит специальный издание «Фотограф». Именно на страницах фотопериодики появляются первые рекламные фотоснимки. Эти редакции одними из первых освоили цинкографский метод воспроизведения фотографического изображения. Он осуществлялся при помощи пересъемки фотооригинала через сетку-изготовления и растр клише по взятому негативу. Открытый под наименованием автотипии в первой половине 80-ых годов XIX века, данный метод начал использоваться в Российской Федерации с 1885 года.

Неудивительно, что самые активными популяризаторами всего, что связано с фотографией, явились специальные фотожурналы, которых на рубеже столетий насчитывалось в Российской Федерации около десятка. Ранее всех печатать фоторекламу начал столичный издание «Фотографическое обозрение» (1895-1903). Позднее к нему присоединился «Вестник фотографии» (1908-1918). В номере первом «Фотографического обозрения» за 1898 год помещено три рекламных текста с участием фотоиллюстраций. Выделим данный момент: о фактически фоторекламе сказать еще преждевременно. Тут нет ничего от фотоискусства, лишь технологическое усовершенствование тиражирования иллюстраций. На одной из них — снимок панорамы кремля на треть страницы. Остальные две трети пространства занимает наборный текст, исполненный десятью (!) разными шрифтами. Он информирует: «Компания Шереръ, Набголъцъ и Ко в Москве извещает собственных почтенных клиентов, что она открыла при фототипии и своей фотографии новое отделение для цинкографии. Производятся клише по новому американскому методу Эмаль на цинке и меди. Каталог фотоцинкографических работ высылается за 50 коп. марками». Потом — адрес.

Через пара страниц помещено фото семейства из шести человек, выпивающее чай в саду. Подпись: «Снято аппаратом Ruby фабрики Торнтона — Пакарда», и кроме этого дан адрес. На нижней половине данной же страницы помещена самореклама издания, сопровожденная маленьким фотопортретом43.

Первая фотореклама размещена в издании «Вестник фотографии». Снимок запечатлел золотую медаль, присужденную столичной фотографической студии на Кузнецком мосту «Паола» за художественные портреты на Глобальной выставке в Турине. Фотоиллюстрация и тут носит подчиненный темперамент по отношению к вербальной части сообщения.

Только неспешно к концу века и первого десятилетия фотореклама демонстрирует новые возможности, обретая самоценное звучание. Громадная заслуга в этом в собственности фотомастеру Карлу Булле, обрусевшему немцу, что так воображал себя в периодических изданиях: «Ветшайший фотограф-иллюстратор К. К. Булла, в Санкт-Петербурге, Невский, 54… Снимает все, в чем лишь встретится потребность, везде и везде, не стесняясь ни местностью, ни освещением, — как днем, так и в вечернее время, при собственном неестественном свете»44.

В его наследии, аккуратно сохраненном сыном, также фотомастером, Виктором Буллой и данном в российские архивы, имеются полнополезные рекламные фотоработы. Это — полномерное, документальное изображение автомобиля марки «Packard». Снимок прошел по нескольким изданиям. В некоторых он сопровождался лестной аттестацией этих автомобилей: «Самые дорогие и самые лучшие в мире. В США Северной Америки нет ни одного миллиардера, что не ездилъ бы на отечественной машине. Уже пара Packard имеется в Петрограде. Спросите тех, кто их имеет. Кроме этого лучшие в мире грузовики».

Рекламный грузовик — это сюжет уже второй работы Карла Буллы. АО «Русский Рено» также сопровождало предложения о продаже автомобилей их документальными снимками «во целый рост».

Лучшие возможности фоторекламы проявились в популяризации новинок кинематографии. Фотоизображения употреблялись не только в киноплакатах, но и в специальных изданиях: «Кинемо», «Вестник кинематографов в Петербурге», «светло синий-фоно» (орган Ханжонкова, выходивший в Москве в 1907-1918 годах) и других.

«Вестник кинематографов в Петербурге» (орган кинофабрики А. О. Дранкова) в отыскивании новых форм применения фотографии в рекламе начал печатать из номера в номер длящиеся кадры некоторых кинофильмов по типу комиксов. Так, к примеру, рекламировались ленты А. О. Дранкова: «Свадьба Кречинского», «Услужливый денщик», «Пьеро и Пьеретта». Фотографии «с продолжением» сопровождались кратким либретто фильмов и заглавиями петербургских кинотеатров, в которых они демонстрировались.

Опыт «родственного» фотографии мастерства кино очень сильно воздействовал на конструкцию фотокадра в рекламе. Первоначально его заполнял сам рекламируемый предмет без всяких дополнительных ухищрений. Но динамика киноэкрана попадает в фотомастерские: статичная композиция сменяется сюжетностью, в рамки кадра все уверенней включаются натюрморты, пейзажи, люди. Любопытно, к примеру, изменение конструкции кадра в фоторекламе оптово-розничного склада Вручения Оскара Канта, помещенной в издании «Вестник фотографии». В № 4 за 1909 год продемонстрирован фотонатюрморт предметов для специалистов и любителей фотодела. Тут и штатив, и ванночки различного размера, и подставки для сушки негативов, а также флаконы с закрепителями и проявителями. Чувство от картины сумбурное. Но вот реклама того же склада в том же издании через полгода (в № 10 за 1909 год) — изображен интерьер элегантного офиса, в центре которого у штатива с камерой занят один из сотрудников, два вторых человека (быть может, один из них — клиент) осматривают фотокамеру новейшей конструкции — словом, коммерческая идиллия, переданная сдержанно и убедительно. Сильнейшая сторона фоторекламы — документализм — тут представлена во всем блеске.

Во второй половине 90-ых годов XIX века было положено начало так именуемому экспортно-импортному фотографированию, использовавшемуся на сельскохозяйственных и промышленных выставках, как внутрироссийских, так и международных. Данный вид фотографии возможно с полным правом отнесен к рекламе, потому, что он предполагает демонстрацию потенциальному клиенту либо заинтересованным в сбыте того либо иного товара лицам предметов экспортно-импортной торговли — некоторый прообраз фотографирования для промышленных и продуктовых внешнеторговых каталогов.

К 1909 году относится сообщение, свидетельствующее о достаточно большом уровне развития этого вида фоторекламы: на Западносибирской сельскохозяйственной выставке планировалось представить последовательность экспонатов-фотографий, а также «вывоза и предметов ввоза». Было официально решено открыть на данной выставке фотографический павильон, часть экспонатов которого была прямой фоторекламой экспортно-сырья и импортных товаров, нацеленной и на обитателей Западной Сибири, и на торговцев-чужестранцев.

К началу XX века показался принципиально новый вид фоторекламы — брошюры, каталоги и буклеты с применением фотоиллюстраций. Одной из первых была выпущенная отдельной книжечкой реклама камеры «Видоискатель», сопровожденная фотографиями данной камеры и ставшая бесплатным приложением к апрельскому номеру издания «Вестник фотографии» за 1911 год. В будущем фотографические иллюстрации начали появляться и в коммерческой литературе каталожного типа. К примеру, в рекламного характера сборнике «Путеводитель по Москве» в 1913 году были напечатаны три достаточно ясные фотографии, изображавшие внутреннее убранство и наружное великолепие столичного ресторана «Яр». Тут же указывался часы и адрес ресторана его работы. Сопровождала материал статья, посвященная архитектурным новинкам Москвы. Так что это был собственного рода каталог, «закамуфлированный» под сборник общепознавательного характера. И нужно сообщить, реклама ресторана «Яр» смотрелась в этом каталоге очень органично. Кроме того в современных изданиях (типа «Золотых страниц») не всегда популяризация кафе и ресторанов так хороша!

Словом, в течении первого десятилетия XX века фотография стала привычным компонентом рекламного процесса в Российской Федерации. Однако ее главные удачи в данной сфере были еще в первых рядах. Фотоколлаж, фотомонтаж — только начальные испытания для того чтобы рода выходили на страницы журналов и газет и использовались в киноплакатах еще очень редко. Не было и опыта применения в рекламе цветных фотоизображений. Всему этому предстояло утверждаться в следующую эру.

43 Болтянский Г. Очерки по истории фотографии в СССР. — М., 1939. С. 218.

44 Петербург — столица России. — М., 1993. С. 3 обложки.

10 НЕЛОВКИХ МОМЕНТОВ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ!!!))

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector