Мышление: его сущность и основные формы

От чувственного познания, от установления фактов, диалектический путь познания ведет к логическому мышлению. Мышление — это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком значительных отношений и свойств вещей. Творческое мышление направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике. Мышление — это деятельный процесс, направленный на их решение и постановку проблем. Переход от ощущения к мысли имеет собственный объективное основание в раздвоении объекта познания на внутреннее и внешнее, ее проявление и сущность, на отдельное и неспециализированное. Так как выстроить строение научного и философского знания из одних чувственных ощущений и их комбинации и представлений нет никакой возможности: все, чувственные восприятия, не обращая внимания на их красочность и жизненную сочность, очень бедны содержанием — они не попадают в сущность дела; Общее в вещах — это в первую очередь закон, отношения и существенные свойства, а они не существуют внешним образом как отдельный предмет, они не принимаемы конкретно. Внешние стороны вещей, явлений отражаются в первую очередь и в основном посредством живого созерцания, эмпирического познания, а сущность, общее в вещах — посредством понятий, логического мышления. В мышлении, в понятиях уже отсутствует яркая сообщение с вещами. Мы можем осознавать да и то, что не в состоянии принимать.

Первый значительный показатель мышления содержится в том, что оно имеется процесс опосредованного познания предметов. В ходе мышления человек в поток собственных мыслей вовлекает нити из полотна неспециализированного запаса имеющихся в его голове знаний о самых разнообразных вещах, из всего накопленного судьбой опыта. И обычно самые немыслимые сопоставления, аналогии и ассоциации смогут привести к ответу серьёзной практической и теоретической неприятности. Теоретики смогут с успехом извлекать научные результаты довольно вещей, каковые они, возможно, ни при каких обстоятельствах не видели. К примеру, Эйнштейн вывел энергии эквивалентности и закон массы на базе одного только утонченного аппарата логического мышления.

В жизни мыслят не только теоретики, но и практики. Практическое мышление направлено на решение частных конкретных задач, в то время как теоретическое мышление — на отыскание неспециализированных закономерностей. В случае если теоретическое мышление сосредоточено в основном на переходе от ощущения к мысли, идее, теории, то практическое мышление направлено в первую очередь на реализацию мысли, идеи, теории в судьбу. Практическое мышление конкретно включено в практику и всегда подвергается ее осуществляющему контроль действию. Теоретическое мышление подвергается практической проверке не в каждом звене, а лишь в конечных итогах.

Сообщение процессов объективного мира, их развитие являются собственного рода «логику вещей», объективную логику. Эта логика отражается в отечественном мышлении в виде связи понятий — эта субъективная логика, логика мышления. Логичность отечественных мыслей обусловливается тем, что мы связываем в них вещи так, как они связаны в самой действительности. Потому, что реальность диалектична, постольку такой же должна быть и логика людской мышления.

Между бытиём и мышлением существует единство. Настоящей базой бытия и единства мышления есть публичная практика, в ходе которой создаются законы мышления и логические формы. Отличие логических закономерностей от объективных неспециализированных закономерностей развития мира содержится в том, что человек может использовать логические закономерности сознательно, в то время как в природе закономерности развития мира пролагают себе дорогу бессознательно.

Исторически путь познания действительности начинался с живого созерцания, т.е. чувственного восприятия фактов на базе практики. От созерцания человек переходил к мышлению, а от него опять к практике, в которой он реализовывал собственные мысли, выверял их истинность. Таков путь исторического развития людской познания. Развитие науки и тем более современное изучение осуществляются и иным методом. Современный ученый, мышление которого накапливало в той либо другой степени опыт человечества и выработанные им категории и законы связи мыслей, не приступает к изучению легко с живого созерцания. Сначала любое научное изучение испытывает недостаток в руководящих идеях. Они являются собственного рода направляющей силой: без них ученый неизбежно обрекает себя на блуждание ощупью, не имеет возможности поставить ни одного опыта и не имеет возможности осуществить ни одного наблюдения.

Эмпирическое познание констатирует, как протекает событие. Теоретическое познание отвечает на вопрос, из-за чего оно протекает как раз так и какие конкретно законы лежат в его основе. Мышление современного человека, достигшее необычного совершенства в приемах активного отражения действительности, представляет собой очень сложный продукт многовекового развития познавательной деятельности бесчисленных поколений людей.

Исторически развитие мышления шло от конкретных, наглядно-образных форм к отвлеченным, все более абстрактным формам. Познание у каждого человека идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и есть воспроизведением исторического пути развития мышления.

Разумное содержание процесса мышления облекается в исторически выработанные логические формы. Главными формами, в которых появилось, начинается и осуществляется мышление, являются понятия, умозаключения и суждения. Понятие — это идея, в которой отражаются неспециализированные, значительные особенности, явлений и связи предметов. Понятия не только отражают общее, но и расчленяют вещи, собирают, классифицируют их в соответствии с их различиями. Помимо этого, в то время, когда мы говорим, что имеем понятие о чем-либо, то под этим подразумеваем, что мы понимаем сущность этого объекта. Так, понятие «человек» не только отражает значительно общее, то, что характерно всем людям, но и отличие любого человека от всего другого, а познание сущности данного человека предполагает знание сущности человека по большому счету, т.е. наличие понятия о том, что такое человек: «Человек — это биосоциальное существо, владеющее разумом, способностью и членораздельной речью трудиться» .

В отличие от ощущений, представлений и восприятий понятия лишены наглядности, либо чувственности. Восприятие отражает деревья, а понятие — дерево по большому счету. Вот из-за чего относительно немногие понятия охватывают очень много вещей, отношений и свойств. В разные эры понятия разны по собственному содержанию. Они разны на различном уровне развития одного и того же человека. Кто-то прекрасно сообщил: понятие кошки в голове Кювье в 100 раз содержательнее, чем в голове его слуги.

Понятия появляются и существуют в голове человека только в определенной связи, в виде суждений. Мыслить — значит делать выводы о чем-либо, выявлять отношения и определённые связи между разными сторонами предмета либо между предметами.

Суждение — это такая форма мысли, в которой при помощи связи понятий утверждается (либо отрицается) что-либо о чем-либо. К примеру, предложение «Клен — растение» имеется суждение, в котором о клене высказывается идея, что он имеется растение. Суждения имеются в том месте, где мы находим утверждение либо отрицание, ложность либо истинность, и что-то предположительное.

Если бы в отечественном сознании мелькали лишь одни представления, наличествовали сами по себе понятия и не было бы их логического «сцепления», то не могло быть и процесса мышления. Как мы знаем, что жизнь слова настояща только в речи, в предложении. Подобно этому и понятия «живут» только в контексте суждений.

Возможно заявить, что суждение — это развернутое понятие, а само понятие — это свернутое суждение. И все споры о том, что выше — понятие либо суждение — это схоластическое, а потому бесплодное занятие.

Мышление не есть легко суждение. В настоящем ходе суждения и мышления понятия не пребывают особняком. Они как звенья включены в цепь более сложных умственных действий — в рассуждения. Довольно законченной единицей рассуждения есть умозаключение. Из имеющихся суждений оно образует новое — вывод. Как раз выведение новых суждений есть характерным для умозаключения как логической операции. Суждения, из которых выводится заключение, сущность посылки. Умозаключение является операцией мышления, на протяжении которой из сопоставления последовательности посылок выводится новое суждение.

В познании, как и в самой действительности, все опосредовано, наряду с этим, очевидно, в различной степени. Умозаключение — более большой уровень логического опосредования, чем суждение, и оно исторически появилось значительно позднее. Умозаключение как сопоставление суждений в поле сознания принесло человечеству принципиально новую познавательную возможность: оно избавило его от необходимости всегда «тыкаться носом» в конкретный массив единичного опыта и строить неисчислимое множество частных сужде-ний. Он взял возможность двигаться в довольно независимом поле «чистой мысли».

Потому, что любое знание носит ограниченный темперамент как исторически, так и по содержанию, постольку в любой этот период возникла реальная необходимость в предположительном знании, в догадках. Догадка — это предположения, исходящее из последовательности фактов и допускающее существование предмета, его особенностей, определенных взаимоотношений. Догадка — это вид умозаключения, пробующего пробраться в сущность еще не хватает изученной области мира, это собственного рода посох, которым ученый ощупывает дорогу в мир неизвестного, либо, как сообщил И.В. Гете, леса, каковые возводят перед строящимся строением и сносят, в то время, когда строение готово.

В силу собственного вероятностного характера догадка требует доказательства и проверки, по окончании чего она получает темперамент теории. Теория — это совокупность объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые обстоятельства в определенной логической связи; это совокупность умозаключений и суждений, растолковывающих определенный класс явлений и лежащих в базе научного предвидения. К примеру, теория ядерного строения материи была продолжительное время догадкой; подтвержденная опытом, эта догадка превратилась в точное знание — в теорию ядерного строения материи.

Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Развитие науки предполагает открытие все новых и новых законов действительности. Власть человека над окружающим миром измеряется глубиной и объёмом знания его законов.

На базе глубокого познания вещей, их отношений и свойств человек может иногда прорывать границы настоящего и заглядывать в загадочное будущее, предвидя существование еще не известных вещей, предвещая возможное и нужное наступ-ление событий. Прогресс научного знания во многом строится на возрастании диапазона и силы научного предвидения. Предвидение позволяет осуществлять контроль процессы и руководить ими. Научное познание разрешает не только предвидеть будущее, но и со-знательно вырабатывать его. Жизненный суть всякой науки возможно охарактеризован так: знать, дабы предвидеть, предвидеть, дабы функционировать.

Психология. Понятие, теории и виды мышления.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector