Музыкальное творчество композиторов-дилетантов (любителей). театрально-исполнительское искусство.

Камерно-инструментальная и певческая музыка. Образцов этих жанров сохранилось много. Среди них хорошим примером есть «Полоцкая тетрадь». Данный сборник произведений неизвестных авторов включает певческие произведения и инструментальную музыку: песни, каноны, канты, псалмы, танцы. Все они выдержаны в европейском стиле. Каждое произведение имеет наименование, к примеру: «Красивая роза», «Где бы ты ни была», «Шествие», «Приветственный танец» и др. Данный сборник хранится в Краковской библиотеке. Его нашёл белорусский ученый А.Мальдис, а польский исследователь Ежи Голос издал этот сборник в первой половине 70-ых годов XX века.

Из композиторов, пишущих камерно-певческую музыку, возможно назвать Михаила Казимира Огинского. Он написал песни «Пастушка», «Анетка», «разум и Сердце». Уникален его певческий цикл «К Касе». В него входят 12 песен. Музыка их проникновенно-лирическая, в базе ее ясная мелодия, льющаяся на достаточно скромном сопровождении струнно-смычковых инструментов. Особенно ясны песни изобразительного характера: «О воде» и «Об огне».

Из инструментальных произведений особенной популярностью в быту пользовался танец полонез. Его придумывали многие музыканты, среди них и Михаил Казимир Огинский («Полонез» для скрипки и фортепиано). Матею Радзивилу (1751 — 1821) в собственности шесть полонезов для камерного оркестра, созданных в стиле рококо. Живя в Несвиже, он давал концерты в собственном имении, в репертуар которых входили сочиненные им произведения: «Серенада для струнного квартета», «Сонатина для скрипки и др» и фортепиано.

Примерно сто произведений сочинил скрипач Михаил Ельский (1831 — 1904). В их число входят два скрипичных концерта, фантазия на темы польских народных песен, мазурки, полонезы, вариации и др.

Наследие Михаила Клеофаса Огинского (1765 — 1833) не смотря на то, что маленькое, но его вклад в музыкальную культуру достаточно велик. Вальсы, менуэты, мазурки, полонезы Огинского (их более 20) исполняются до сих пор, в особенности популярен полонез «Прощание с Отчизной».

Театральная музыка. В частных музыкальных театрах Беларуси XVIII века, как мы знаем, ставились оперы, балеты и музыкальные комедии по большей части зарубежных композиторов в исполнении зарубежных гастролеров. Неспешно на белорусской почва начала создаваться собственная театральная музыка. Стиль ее был выдержан по большей части в традициях западноевропейского мастерства. В первой половине 80-ых годов XVIII века композитор И.Д.Голанд написал оперу «Агатка либо приезд пана» (либретто М.Радзивила). Это произведение имеет черты оперы-буфф (комической оперы). Сюжет оперы раскрывает историю любви деревенских парней: Агатки и Антека. Музыка оперы не имеет броских национальных черт храбрецов, в ней слышны интонации, обычные для французской и итальянской оперы. В качестве новшества композитор применял отдельные мелодические обороты славянского фольклора (белорусского и польского).

Через пять лет в Забельской гимназии доминиканского коллегиума была выполнена комическая опера Рафаэла Вардоцког о «Аполлон-законодатель либо Реформированный Парнас» (1789 г.) на либретто М.Тетерского. Это произведение — единственный пример школьной оперы музыкально-театрального жанра финиша XVIII в. Ее рукопись хранится в Вильнюсе. Опера была поставлена в Беларуси 1989 году. В произведении имеется много показателей, характерных для школьных драм. Это и древний (древнегреческий) сюжет, и структура (в опере имеется пролог, эпилог, разговорные сцены), отсутствие женских персонажей и др. В ней четко отражены стилевые черты оперно-инструментальной музыки второй половины XVIII в. Произведение создавалось под действием музыкально-театральных традиций того времени, в нем взаимосвязаны особенности школьных оперных произведений и драм.

В базе оперы – рассказ о покровителе искусств древнегреческом всевышнем Аполлоне, его единомышленниках, их борьбе за реформы мастерства и за высокие совершенства. В произведении прославляются поэт Гомер, певец Орфей, баснописец Эзоп и др.

Оперы писали так же Матей Радзивил, Михаил Казимир Огинский. Имеется сведения, что Иоганн Давид Голанд создал балет «Эвридика и Орфей».

Исполнительское мастерство. В XVIII – начале XIX века в Беларуси в поместьях аристократов, магнатов обширно распространяется светское музицирование, организуются любительские концерты, в которых участвуют не только местный музыканты, но и приглашенные из зарубежа. В концертах исполняются оркестровые и камерные произведения. Среди исполнителей того времени выделялись скрипачи-любители Михаил Казимир его племянник и Огинский Михаил Клеофас Огинский, скрипач Антоний Тизенгаус, Скрипач Михаил Ельский. Их игра отличалась техническим совершенством, прекрасным звуком, завлекала внимание слушателей не только у нас, но и за границей.

Крепостные оркестры, ансамбли были в поместьях больших аристократов, аристократов. Особенно прославились оркестры в Слониме, Несвиже, Гродно, Ружанах, Шклове, Витебске и др. Их исполнительский уровень был высоким.

Крепостные оркестры, белорусские скрипачи и ансамбли-любители внесли важный вклад в развитие национальных традиций белорусской музыки.

В 1975 на данный момент., года Беларусь вошла в состав России. Это положительно оказало влияние на развитие национальной культуры в стране. Усилился интерес к белорусской национальной культуре, истории, народному творчеству. Заметно обогащаются формы музыкальной судьбе. Везде появляются оркестровые и хоровые коллективы, частные музыкальные школы, училища, проводятся любительские концерты, танцевальные вечера, публичные концерты с участием известных русских и зарубежных музыкантов; звучит музыка в парках и на площадях.

В начале 1840-х гг. в Минске начинается деятельность Драматического кружка под управлением В.Дунина-Марцинкевича. В этом кружке композитор С.Монюшко формирует собственные первые музыкально-театральные произведения (опера «Селянка»).

Белорусские музыканты выполняют огромную просветительскую работу, знакомят любителей мастерства с хорошей музыкой. В концертах исполняются произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена. Упрочнениями гениальных музыкантов в XIX в. В Беларуси создаются уникальные инструментальные и певческие произведения. Среди них скрипичные концерты, инструментальные пьесы композитора и скрипача М.Ельского, инструментальные миниатюры и романсы И.композитора – и Глинского органиста из Гродно, фортепианная поэма «Белорусская свадьба», обработки фольклорных мелодий для фортепиано А.педагога – и Абрамовича композитора, трудившегося в Санкт-Петербурге и др.

Подготовка к выставке. Дом Композиторов — 4.06.18

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector