Объектами монтажа для мостовых кранов являются полумосты, главные и вспомогательные грузовые тележки, балансиры, кабины к устройства безопасности.
Монтаж «мостового крана включает следующие главные операции:
сборку тележек, моста, крана, других узлов и кабины в наземных условиях (на нулевой отметке);
подъем на подкрановые дороги собранных узлов; соединение и подъём кабины ее с мостом либо тележкой; монтаж электрического оборудования крана; регулировка и окончательная наладка всех узлов и механизмов; опробование механизмов крана вхолостую, под номинальной и пониженной нагрузкой. При удовлетворительных и прекрасных результатах опробований смонтированный кран представляется к начальному техническому освидетельствованию в соответствии с правилами Госгортехнадзора.
В зависимости от массы монтируемого грузоподъёмности и крана монтажных подъемно-транспортных средств монтируемый кран на подкрановые рельсы (проектную отметку) возможно поднять полностью собранным (мост с установленной на нем тележкой); вначале мост, а после этого тележку и тележки и отдельные блоки моста.
При первом методе кран собирается на стеллажах высотой 0,6-5-0,8 м на нулевой отметке, что формирует максимум удобств для монтажных работ. По окончании того как на собранном кране будет установлена и закреплена тележка, кран поднимают на подкрановые рельсы. Данный метод пригоден для подъема кранов малой и средней грузоподъемности (до 100 т) массой до 75—90 т. Полная сборка крана на нулевой отметке разрешит сократить длительность монтажа за счет удобства исполнения работ н улучшить его качество.
При раздельном подъеме тележки и моста значительно уменьшается масса в один момент поднимаемых узлов, но возрастает продолжительность монтажа. Наряду с этим методе главные монтажные операции кроме этого выполняются на нулевой отметке.
Краны громадной грузоподъемности (150—630 т) массой до 720 т поднимают на подкрановые дороги отдельными укрупненными блоками. Исполнение монтажных работ на проектной отметке (высоте) связано с рядом неудобств, исходя из этого главные работы по монтажу узлов нужно создавать в наземных условиях, а на проектной отметке смогут быть соединены укрупненные блоки и выполнены наладочные работы.
Для подъема узлов кранов на подкрановые балки в цехах, не имеющих особых ремонтных кранов, применяют следующие грузоподъемные средства:
грузовые полиспасты с креплением верхних блоков к монтажным мачтам либо монтажным балкам;
стреловые и башенные краны, устанавливаемые в либо вне цеха (в последнем случае разбирают часть кровли цеха) либо монтируют подъемные краны при постройке цеха.
В современных больших цехах, где на одном подкрановом пути трудится 4—5 кранов, в конце цеха отводятся особые участки для ремонта и монтажа-кранов. Эти участки оборудуют консольными стационарными либо мобильными кранами, благодаря которым возможно поднимать большие узлы монтируемых либо ремонтируемых кранов.
Монтаж кранов посредством мачт менее эргономичен, чем с использованием монтажных балок. Он требует больших затрат времени на монтаж самих мачт, что увеличивает неспециализированную трудоемкость этих работ.
Применение строительных конструкций цехов в качестве опор для блоков полиспастов не допускается, но одновременно с этим во многих случаях их возможно применять для установки особых монтажных балок, разрешающих распределить монтажные нагрузки на две фермы и не создающих сосредоточенных нагрузок на элементы ферм. В большинстве случаев монтажная балка (рис. 111) состоит из двух двутавровых балок 7 и опирается на центральные стойки / ферм 2 и 6 через кронштейны 10 ниже кровельного перекрытия 5. Верхние блоки 8 грузового полиспаста 9 монтируются в балки. Канат 8, обогнув блок 4, закрепляется на барабане подъемной лебедки, установленной на полу цеха.
Рис 111. Схема монтажной балки:
/ — центральные стойки; 2,6—- фермы; 3 — канат; 4 — блок; 5 — перекрытие; 7 — двутавровые балки; 8 — верхние балки; 9 — полиспаст
Применять монтажные балки разрешается лишь в тех случаях, в то время, когда проверочный расчет ферм показывает возможность их дополнительного нагружения. Монтажные балки устанавливают на фермах в конце цеха, что разрешает применять их не только для монтажа, но и при ремонте кранов.
Мостовые краны посредством монтажных балок и мачт возможно поднимать тремя методами:
без разворота, что вероятно при снятии подкрановых балок в монтажном пролете (рис. 112, с);
с разворотом моста в горизонтальной плоскости (рис. 112, б); с разворотом (наклоном) моста в вертикальной плоскости, так называемый подъем «рыбкой» (рис. 112, в).
Первый метод самый эргономичен, но он требует демонтажа подкрановых балок на одном пролете. При монтаже кранов в строящемся цехе подкрановые балки на участке подъема не устанавливают до подъема крана выше подкрановых дорог.
При втором методе мост поворачивают в горизонтальной плоскости на угол у и в таком положении поднимают выше подкрановых дорог, после этого его поворачивают в проектное положение 2 и опускают на подкрановые рельсы. Поворот крана осуществляется при помощи полиспастов и ручных талей.
При третьем методе мост крана поднимают в наклонном положении. Величина угла наклона выбирается так, дабы кран вольно прошел между подкрановыми балками. По окончании подъема в позицию 2 кран опускают на подкрановые рельсы в проектное
положение 3. Данный метод подъема крана возможно использовать лишь в тех случаях, в то время, когда высота перекрытия цеха над подкрановыми дорогами Н больше высоты моста h в наклонном положении.
Мостовой кран установка и монтаж электрического двухбалочного