Монополистическая конкуренция и олигополия

Самый близка к идеальной борьбе монополистическая, являющаясярыночной структурой, сочетающей последовательность особенностей монополии и совершенной конкуренции. Так происходит, в то время, когда отрасль включает в себя большое число компаний, любая из которых создаёт маленькую долю отраслевого количества продукции, что не дает возможности отдельной компании оказывать влияние на получение прибыли
и цену товара.

Соперничающие компании – это, в большинстве случаев, маленькие фирмы, скоро реагирующие на все трансформации, происходящие на рынке. Но им неизменно не достаточно средств на внедрение последних достижений в технике и науке, исходя из этого их положение в бизнесе неустойчиво.

Для монополистической конкуренции характерна разделение товара. Последняя свидетельствует, что компании отрасли создают однотипные взаимозаменяемые товары, отличающиеся друг от друга какими-либо малыми качественными чертями и (либо) условиями реализации. Отдельная компания поставляет на рынок особенный товар. Любой товар по-своему неповторим. Различные упаковки, технические особенности, условия продажи (за наличный расчет, в долг и т. д.), послепродажное обслуживание, реклама и, само собой разумеется, фирменная марка создают условия для увеличения цены без значительной утраты клиентов (только маленькая их часть переключается на товар соперников). Но не обращая внимания на внешнее благополучие, компания сталкивается с борьбой компаний, создающих товары-заменители. В следствии появляется высокая перекрестная эластичность.

объём и Цена производства компании в условиях монополистической борьбе в кратковременном периоде будут определяться принципом равенства предельных издержек и предельного дохода. В целом компания может максимизировать собственную прибыль либо минимизировать собственные убытки.

Действительно, на рынке монополистической борьбе экономическая прибыль продолжительно существовать не имеет возможности. В долговременном периоде компании, терпящие убытки, уйдут из отрасли, а на их место придут компании, создающие близкую им продукцию. Снижение спроса понижает экономическую прибыль, а ее отсутствие лишает новые компании стимула для вступления в отрасль. Возможность получения определенной экономической прибыли связана лишь с разделением продукции.

С позиций применения экономических ресурсов монополистическая борьба не есть самая эффективной. Для потребителей многообразие товаров, которое отражает их личные запросы, более предпочтительно, чем однообразная продукция по более низким стоимостям и в громадном количестве. Так, неэффективность рыночного механизма компенсируется широким ассортиментом продукции.

Основное средство монополистической борьбе – неценовая борьба, особенное значение в которой получает реклама. Для вхождения в этот рынок достаточно совершить успешную рекламную кампанию и заинтересовать клиента.

Преобладающий тип современной рыночной структурытип рынка, на котором пара компаний создают всю либо практически всю продукцию и осуществляют контроль большую его долю. Таковой рынок возможно назвать олигополистическим.

Довольно малое число компаний, господствующих в отрасли, разъясняется применением ими дорогостоящих разработок, понижением издержек. Продукция, производимая компаниями-олигополистами, в большинстве случаев однородна, стандартизирована, но возможно и дифференцирована (производство алюминия и стали, автомобилестроение и сельхозмашиностроение, сфера оптовой торговли и т. д.). Любая компания-олигополист владеет весомой долей на рынке, исходя из этого все компании, входящие в олигополию, удовлетворяют рыночный спрос всецело.

Характерная изюминка олигополистического рынка – связь компаний: любой из олигополистов находится под значительным действием поведения остальных компаний и должен учитывать данную зависимость.

Исходя из масштаба производства любая компания владеет некоей степенью власти над ценой. При определении объёма и цены производства, кроме сведений о спросе на товар и издержках производства, компании должны учитывать ответную реакцию собственных соперников (компании осознанно взаимодействуют между собой).

В условиях олигополии вероятна как ценовая, так и неценовая борьба. Но ценовые способы соперничества в большинстве случаев более действенны, потому что в случае если один из соперников опустил цены, то и другие вынуждены уменьшать их, дабы не утратить клиентов и прибыль.

Реакция компании на трансформацию стоимостей соперника отражена в модели ломаной кривой спроса на продукцию компании в условиях олигополии. На рис. 33 изображены кривые предельного дохода и спроса компании. В случае если компания увеличит стоимость выше P0, то ее соперники повышать цены не будут. В следствии она утратит собственных потребителей и спрос на ее продукцию будет эластичен. В случае если же компания установит цену ниже P0, то соперники последуют за ней, дабы сохранить собственную долю на рынке. Вследствие этого при стоимостях ниже P0 спрос менее эластичен.

Резкое различие эластичности спроса при стоимостях выше и ниже P0 ведет к тому, что кривая предельного дохода прерывается,
соответственно, понижение цены не может быть компенсировано расширением количества продаж. Исходя из этого время от времени компании-олигополисты стремятся поддерживать стабильные стоимости, перенося конкурентную борьбу в неценовую область.

Потому, что компании не смогут договариваться о стоимостях открыто, формой неявного сговора делается лидерство в ценообразовании, в то время, когда ведущая компания устанавливает цену, а другие компании следуют за ней. Фаворит есть на рынке главной компанией. Цена, определенная компанией-фаворитом, максимизирует ее прибыль, а остальные компании создают продукцию лишь по данной цене. самая простая форма явного сговора – картель – объединение нескольких фирм, заключивших соглашение по установлению доли (квоты) каждого участника в общем количестве производства и сбыта, условий найма рабочей обмена и силы патентами, разграничение рынков сбыта и цены на товар.

Монополистическая конкуренция и олигополия

Олигополии и монополистическая борьба


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: