Модуль 1. представления о личности в рамках необихевиористских теорий.

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие предназначено для студентов, специализирующихся по социальной психологии. В данном учебном пособии представлены объяснительные модели социального поведения человека, созданные в рамках главных теоретических направлений зарубежной социальной психологии к середине 20 века (за исключением нескольких теорий, каковые были созданы в 60-70 г.г. 20 века). В пособии представлены те теории, каковые оказали громаднейшее влияние на последующее развитие социальной психологии. Помимо этого, в пособии приведены последовательность способов (с описанием, схемами и ключами интерпретации), явившихся, в свое время, методической и эмпирической базой названных выше теорий. Эти способы на данный момент прочно вошли в арсенал современного психолога и употребляются как при проведении изучений, так и в практической социальной психологии. Это такие способы, как опросник самоэффективности (создан в рамках теории самоэффективности А. Бандуры), методика «локус контроля» (создана на базе теории социального научения Д. Роттера), опросник межличностных взаимоотношений (основан на теории интерперсонального поведения В.Шутца) и тест «Кто Я?» (создан авторами теории установок личности на себя М.Куном и Т.Макпартлендом). Все модификации данных методик, приведенные в пособии, прошли адаптацию на русском выборке и готовы к применению.

НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Отсутствие неспециализированной теории личности в социальной психологии связано, с одной стороны, с историей развития самой социальной психологии, в недрах которой к середине 20 века сформировалось четыре главных подхода к объяснению социального поведения личности: необихевиористский, когнитивистский, психоаналитический и интеракционистский, первые три из которых соответствуют общепсихологическим течениям, а четвертый имеет социологическое происхождение. Любой подход характеризуется неспециализированными теоретическими правилами интерпретации и анализа социального поведения личности и содержит последовательность конкретных социально-психотерапевтических теорий личности, так называемых «теорий среднего ранга».

Иначе, поиск «безграничной» теории, содержащей неспециализированные закономерности социального поведения личности, либо, как отмечает Г.М. Андреева, «мечта о «громадной теории», неосуществима по обстоятельству сложности предмета изучения, другими словами личности, и, так или иначе, ведет к промежуточным уровням обобщения, все к тем же теориям среднего ранга.

Американский социолог Р. Мертон, у которого в собствености классификация теорий разного уровня, так определяет теории среднего уровня: «это некий средний уровень обобщений, выступающий как посредник между малыми рабочими догадками, развертывающимися в изобилии в повседневных примерах изучения, и «всевключающими спекуляциями» .

СОДЕРЖАНИЕ

Модуль 1. Представления о личности в рамках необихевиористских теорий:

1.1. Теория обмена Д. Тибо и Т. Келли

1.2. Теория элементарного социального поведения Д. Хоманса

1.3. Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры

1.4. Теория социального научения Д. Роттера

1.5. Тест неспециализированной самоэффективности Р. Шварца и М. Ерусалема (создатель русской версии теста В.Г. Ромек)

1.6. Методика «локус контроля» Д. Роттера, модифицированный Е.Г.Ксенофонтовой

1.7. Литература к модулю

1.8. Контрольные вопросы к модулю

1.9. Практические задания к модулю

Модуль 2. Представления о личности в рамках когнитивной социальной психологии:

2.1. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

2.2. Теория каузальной атрибуции Г.Келли

2.3. Литература к модулю

2.4. Контрольные вопросы к модулю

Модуль 3. Психоаналитические социально-психотерапевтические теории личности:

3.1. Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца

3.2. Опросник межличностных взаимоотношений В. Шутца, адаптированный А. Рукавишниковым

3.3. Литература к модулю

3.4. Контрольные вопросы к модулю

3.5. Практические задания к модулю

Модуль 4. Представления о личности в рамках интеракционистского направления в социальной психологии:

4.1. Символический интеракционизм Д.Мида

4.2. Теория установок личности на себя М. Куна и Т. Макпартленда

4.3. Теория социальной драматургии Э.Гоффмана

4.4. Тест «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда (модификация Т.В.Румянцевой)

4.5. Литература к модулю

4.6. Контрольные вопросы к модулю

4.7. Практические задания к модулю

Модуль 5. Применение методики «локус контроля» Роттера и опросника межличностных взаимоотношений Шутца в современном социально-психотерапевтическом изучении

5.1. Теоретическое обоснование изучения

5.2. Цель и предмет изучения

5.3. Объект изучения

5.4. Способы изучения

5.5. Анализ результатов изучения

5.6. Неспециализированные выводы изучения

5.7. Литература к модулю

5.8. Контрольные вопросы к модулю

5.9. Практические задания к модулю

6. Итоговые задания и контрольные вопросы:

6.1. Итоговые контрольные вопросы

6.2. Задание 1. Тема «Самоэффективность личности»

6.3. Задание 2. Тема «Локус контроля личности»

6.4. Задание 3. Тема «Социальные потребности личности»

6.5. Задание 4. Тема «Идентичность личности»

6.6. Задание 5. Тема: «Проект учебного научного изучения».

Христианская психология личности

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector