Моделирование в финансовом менеджменте

В денежном менеджменте активно применяются разные виды моделей. В широком смысле модель представляет собой любой образ, мысленный либо условный аналог какого-либо объекта, процесса либо явления, применяемый в качестве его «помощника» либо «представителя». Известны разные классификации моделей в экономике. Очень распространены дескриптивные, нормативные и предикатные модели, жестко детерминированные и стохастические модели, балансовые модели и др. В управлении финансами разные виды моделей применяются для описания имущественного и денежного положения предприятия, характеристики стратегии финансирования деятельности предприятия в целом либо отдельных ее видов, управления конкретными видами активов и обязательств, прогнозирования главных денежных показателей, факторного анализа и др.

Многие модели и способы количественного денежного анализа заимствованы из разделов математики. С позиции теории их построение часто обременяется рядом предпосылок, носящих теоретический темперамент и, в известной степени, имеющих оттенок искусственности. В частности, при характеристике рынков капитала это относится однородности ожиданий участников рынка, нескончаемой делимости денежных титулов, отсутствия трансакционных издержек, наличия определенных особенностей функции полезности и др. При построении моделей факторного анализа налицо условность в обособлении некоей группы факторов и игнорировании вторых факторов. При применении способов корреляционно-регрессионного анализа далеко не всегда выполнены предпосылки о случайности и независимости переменных и т. д.

Подобная условность не должна смущать аналитика (менеджера), потому, что цель применения таких моделей и методов — пояснить и обосновать логику процессов, имеющих место на рынках капитала, в самом предприятии, в его взаимоотношениях с агентами. Что касается принятия конкретных ответов финансового характера, то они в значительной мере основываются на неформализованных субъективных способах, каковые, однако, не отрицают необходимости учета формализованных расчётов и алгоритмов.

Приведем краткую чёрта отдельных моделей, применяемых в первую очередь при проведении анализа денежно-хозяйственной деятельности компании.

Дескриптивные модели (Descriptive Models). Эти модели описательного характера, являются главными для оценки имущественного и денежного состояния предприятия. К ним относятся построение совокупности отчетных балансов, представление денежной отчетности в разных аналитических разрезах, крутикальный и горизонтальный анализ отчетности, совокупность аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на применении информации бухгалтерской отчетности.

В базе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности — в виде относительных размеров, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Необходимым элементом анализа помогают динамические последовательности этих размеров, что разрешает отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных источников и средств их покрытия.

Горизонтальный анализ разрешает распознать тенденции трансформации отдельных статей либо их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В базе этого анализа лежит исчисление базовых темпов роста балансовых статей либо статей отчета о убытках и прибылях.

Совокупность аналитических коэффициентов — ведущий элемент анализа финансового состояния, используемый разными группами пользователей: менеджерами, аналитиками, акционерами, инвесторами, кредиторами и др. Известны десятки этих показателей, исходя из этого для удобства они подразделяются на пара групп. Значительно чаще выделяют группы показателей, разрешающие дать комплексную оценку компании по таким направлениям, как: (1) имущественный потенциал, (2) ликплатёжеспособность и видность, (3) денежная устойчивость, (4) внутрифирменная эффективность, (5) рентабельность и прибыльность, (6) рыночная привлекательность. Неспециализированная черта совокупности индикаторов будет приведена в гл. 9.

Предикатные модели (Predictive Models) предсказательного, прогностического характера, употребляются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего денежного состояния. Самый распространенными из них являются расчет точки критического количества продаж, построение прогностических также&;вых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа. Кое-какие теоретические и практические нюансы применения аналогичных моделей будут приведены в следующих разделах книги.

Нормативные модели (Normative Models) разрешают сравнить фактические результаты деятельности фирм с ожидаемыми, вычисленными по бюджету. Эти модели употребляются, по большей части, во внутреннем денежном анализе. Их сущность сводится к формированию определенных аналитических разрезов и группировок (к примеру, по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности), последующему установлению нормативов по выбранным статьям расходов и доходов и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной мере базируется на применении совокупности жестко детерминированных факторных моделей.

В финансовом менеджменте и анализе созданы кое-какие паллиативные варианты моделей, которые содержат главные показатели каждой из приведенных трех групп моделей. Для примера возможно упомянуть о прогнозной отчетности (Pro Forma Financial Statements) как модели ожидаемого состояния компании. Данный прием активно употребляется в больших западных компаниях как элемент текущего денежного планирования либо для оценки вероятного банкротства. В каждой из этих обстановок построение прогнозной отчетности осуществляется в рамках имитационного моделирования, т. е. построения отчетности в контексте разных вариантов развития событий, обрисовываемых теми либо иными значениями главных параметров.

Материалы для независимой работы

Дайте определение следующим главным понятиям: общеэкономические способы, инструментальные способы, особые способы управления финансами компании, способы факторного анализа, способы прогнозирования, способы теории принятия ответов, фактор, факторный анализ, факторная модель, жестко детерминированная факторная модель, стохастическая модель, авторегрессия, имитационное моделирование, дерево ответов, дескриптивная модель, предикатная модель, нормативная модель.

Базы денежного моделирования

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector