Младенчество как период стабильного развития

Младенческий возраст от 2 месяцев до 1 года. кризис новорожденности заканчивается, и начинается период стабильного развития — младенчество. Ведущая деятельность младенческого периода — конкретно — эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину), либо ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Объект данной деятельности — второй человек. Главное содержание общения между взрослым и ребенком образовывает обмен выражениями внимания, эйфории, удовольствия и интереса при помощи мимики, жестикуляции, телесного контакта (поглаживаний, тормошения, объятий), слов и звуков.

О решающей роли общения в психологическом развитии ребенка убедительно свидетельствуют так именуемые явления госпитализма. Явление госпитализма обнаружилось при попытках наладить внесемейное воспитание детей, оставшихся без попечения своих родителей. В первую очередь, поражала огромная смертность мелких детей в приютах. К примеру, в 1678 г. в Венеции из 2000 детей, принятых в приют, в течение 10 лет осталось в живых лишь семь. Приюты взяли печальное наименование «фабрик ангелов». Дети, оставшиеся в живых, имели выраженное отставание в физическом и психологическом развитии: к трем годам они не умели имеется, практически не говорили, были чрезмерно пассивны либо, наоборот, возбуждены и агрессивны. Обстоятельства таких последствий продолжительное время искали в изюминках санитарно-гигиенического ухода, в небрежности врачей и неполноценном питании. Громадное значение для привлечения внимания к нарушениям психомоторного развития детей, воспитываемых вне семьи, имели изучения психолога психоаналитической ориентации Р. Шпица, в особенности работа «Госпитализм» (1945).

Шпиц проводил сравнительные наблюдения за развитием детей в одном из приютов и в один момент в яслях при женской колонии. Гигиенические условия, врачебное наблюдение, «наследственность» в приюте были лучше. Но дети из яслей имели единственное преимущество: за ними заботились их личные матери. В тюремных яслях за два года не погибло ни одного ребенка, тогда как в приюте из 91 ребенка погибло 37%. Годовалые дети из приюта встречали незнакомых людей испуганным визгом либо вели себя очень навязчиво. К концу второго года дети становились пассивными, предпочитая лежать в постельках. Что касается ясельных детей, то главная неприятность заключалась в том, как совладать с их нарастающей предприимчивостью и любознательностью.

Р. Шпиц, и другие психологи неофрейдистской ориентации растолковывали подобные нарушения развития разрывом контактов ребенка с биологической матерью, подчеркивали необратимость и глубину искажений психологического развития.

психологи и Российские педиатры обстоятельство госпитализма выяснили как недостаток общения. Были созданы научные базы воспитания детей раннего возраста в публичных учреждениях и достигнуты удачи в искоренении госпитализма методом направленной организации общения персонала с детьми с самого начала судьбы. Необходимо помнить, что стертые, неявные, но все же очень страшные для полноценного психологического развития малыша симптомы госпитализма смогут появляться при ранней разлуке (помещении ребенка в поликлинику) а также в семье. Так происходит, в то время, когда родные не уделяют ребенку хватает внимания и тепла, в ситуации социально-экономического неблагополучия либо в то время, когда ребенок выясняется по какой-либо причине, к примеру из-за несоответствия его пола ожидаемому, психологически «не принятым» матерью. Тяжёлыми (для установления сотрудничества с ними) выясняются младенцы, относящиеся к группе риска по биологическим, медицинским показателям, и младенцы с «тяжёлым» темпераментом. К примеру, преждевременно рожденные, либо недоношенные, дети нуждаются в особых условиях выхаживания, что ведет к долгой послеродовой разлуке ребёнка и матери. Отмечено, что и своеобразные «изюминки» поведения недоношенных детей увеличивают возможность эмоциональной депривации. Поведение детей группы риска в первые месяцы характеризуется так называемым синдромом «дефицитарности главных сигналов». Дети начинают радоваться в более поздние сроки, причем ухмылки в большинстве случаев стертые, невыраженные; инициатива в контакте со взрослым отсутствует, а ответная реакция весьма не сильный; они избегают зрительного и эмоционального контакта; напрягаются и отстраняются при взятии на руки. В первом полугодии судьбы отмечается доминирование отрицательных чувств, стремительная истощаемость и высокая утомляемость ребенка при сотрудничестве со

взрослым, запаздывание в появлении и бедность вокализаций. Выделены и матери групп риска: депрессивные, с психологическим заболеванием, с нарушением взаимоотношений с родителями в собственном детстве, матери-дети. Характерные трансформации поведения со стороны ребенка (сокращенность и ослабленность сигналов, меньшая отзывчивость на социальное поведение матери, сниженная инициативность) и со стороны матери (меньшая чувствительность к сигналам ребенка, доминирование, недостаток вовлеченности в общение, эмоциональная отстраненность) с высокой возможностью смогут привести к нарушениям сотрудничества в совокупности «мать — младенец», отклонениям в формировании обоюдной привязанности, риску отставания в развитии. Эти показатели являются одним из значительных показаний для усиления внимания таковой семье, оказания помощи по программе «раннего вмешательства».

Jacque Fresco — What the Future Holds Beyond 2000 — Nichols College (1999)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector