Мислення як діяльність і як процес вирішення завдань. мотиваційна, емоційна і смислова регуляція мислення.

Мыслительный процесс постоянно формируется в деятельности, во сотрудничестве субъекта с окружающим миром. Мышление актуализируется под влиянием цели, в условиях происхождения неприятности. Цель формирует мышление как деятельность. Разворачиваясь во времени, будучи постоянным, оно проявляет себя как процесс, потому, что мыслит не как раз мышление, а субъект, потребности, интересы, эмоции которого делают мотивационную роль. Это указывает, что мышление имеет личностный нюанс. А. В. Брушлинский выделяет, что субъектом мышления есть личность, и именно это определяет содержание термина деятельность.

Так, все три компонента мышления (содержательный, функционально-операционный и целе-мотивационный) выясняются в интеллектуальной деятельности личности. Эта деятельность появляется и формируется как процесс в условиях проблемной обстановке и задачи.

Проблемная обстановка — это положение, задачи, которые содержат несоответствие между условиями и обстоятельствами, в это же время, какими знаниями обладает на сегодня субъект, и тем, к чему он пытается, в каких знаниях испытывает недостаток.

У субъекта при восприятии данной ситуации появляется малоосознанный процесс неопределенности: Что не так? Что такое? Осознание проблемной обстановке образовывает уже первый этап в ее ответе.

На втором этапе происходит выделение известного и малоизвестного. Благодаря этого проблемная обстановка преобразовывается в задачу.

В структуре задачи выделяют требования и условия. Для характеристики условия применяют такие показатели, как привычность-необычность обстановки, и форму поставленного условия (словесное описание, изображения , степень выраженности и реальная ситуация в ситуации значительного отношения между известными и малоизвестными размерами, что есть главным в ответе задачи).

Задачи имеют план (идею, содержание). Ответственной чёртом требований есть уровень четкости их формулировки. Задачу характеризует кроме этого соотношение между требованиями и условиями. В условии смогут находиться все элементы, нужные для ответа задачи, смогут быть лишние элементы и т.п.

Мышление как решение и деятельность мыслительных задач. Ответ мыслительной задачи в большинстве случаев проходит четыре этапа: происхождение неприятности, построение разных догадок вероятного ответа, его проверка и принятие решения.

В деятельный мыслительный процесс личность вовлекается в следствии появления той либо другой проблемной ситуации, которая появляется тогда, в то время, когда в ходе Деятельности человек сталкивается с чем-то малоизвестным, непонятным. За смутным, малоосознанным впечатлением, сигнализирующим о том, что в деятельности «что-то не так», начинается анализ проблемной обстановке, формулируется задача — цель, эта в определенных условиях. Происхождение задачи свидетельствует, что решающему ее человеку удалось хотя бы предварительно и примерно выделить известное и малоизвестное (искомое).

Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для ответа задач: ориентировочные действии (анализ условий, происхождение догадки); Аккуратные действия (выбор приемов ответа задач); нахождение ответа (сверка ответа с исходным условием). Решение задачи свидетельствует, что искомое всецело отыскано, выяснено.

Мотивационный компонент мышления. Мышление побуждается внешними и внутренними мотивами. Внешние мотивы — избегания неуспеха, респектабельные, соревновательные, игровые и др. Для мышления специфичны и самый значимы как раз внутренние (познавательные) мотивы — потребность в получении нахождения и результата метода его получения, желание определить малоизвестное. Ответ задач полимотивировано — сперва оно может мотивироваться внешним мотивом, но в следствии столкновения с препятствием появляется кроме этого и внутренняя мотивация. В затруднительные моменты ответа задачи возрастает роль внешних мотивов мышления.

мотивация мышления проявляется в личностном смысле решаемой задачи (в отношении субъекта к задаче). Личностный суть задачи (уровень ее принятия, степень вовлеченности человека в ее ответ) проявляется числом предложенных ответов, в отстаивании ответов. Активное отношение к обстановке опыта выражалось в возвращении испытуемого к опыту, в вовлечении в опыт вторых испытуемых, активное отношение к экспериментатору — в оценке его оценок, в поиске не названного экспериментатором скрытого смысла задачи, в изучении самого экспериментатора. Положительно коррелируют с ответом задачи оценка задачи как занимательной, решаемой, хорошее эмоциональное отношение к задаче, активность этого отношения. Результаты ответа задачи оказывают обратное влияние на отношение к задаче. Не решившие задачу начинали оценивать ее как скучную, не решаемую, т.е. оправдывали собственную неудачу.

Операциональный суть — это своеобразное личное отражение субъектом различных качеств обстановки. Так, в следствии исследовательских действий испытуемого одинаковый элемент проблемной обстановке выступает для него по-различному на различных стадиях процесса ответа. Сопоставление осязательной активности и речевого рассуждения слепых шахматистов доказало существование невербализованных и вербализованных смыслов, сотрудничество которых направляет поиск ответа.

Влияние чувств на мышление. Состояние эмоциональной активации предшествует обнаружению критического хода (при ответе непростых шахматных задач), опережая словесное формулирование принципа ответа задачи. Эмоциональная активация проявлялась в произнесении междометий («Ага!», Ой!» и т.не.) и падении сопротивления кожи (КГР). Т.е. рост эмоционального возбуждения — это эмоциональное предвосхищение ответа задачи (чувство близости ответа). Эмоциональная активация фиксирует территорию поиска, сужает ее количество, изменяет темперамент поисковых действий, т. е. чувства принимают участие в регуляции мышления. В случае если испытуемые делали простые, механические виды действий (складывали двузначные числа, вычисляли вслух до ста), эмо-циональная активация не наблюдалась.

Интеллектуальные чувства изучил И.А. Васильев. Мышление при-водит к переходу от одного вида интеллектуальной чувстве к второй. На начальной стадии мышления, разбирая обстановку с целью достижения определенной цели, субъект обнаруживает несоответствие между своим опытом и требованиями цели. Это несоответствие переживается субъектом в форме чувства удивления, которое связано с формулированием вопроса «как преодолеть несоответствие». На следующей стадии мышления у субъекта формируются предположения, предположения для разрешения появившейся неприятности, что ведет к появлению характерной чувстве предположения. На третьей стадии мышления принятие либо отклонение предположения требует проверки, что характеризуется сложной динамикой уверенности и эмоций сомнения. Принятие предположения ведет к полному преобладанию чувства уверенности. На стадии доказательства появляются своеобразные чувства, которые связаны с результатом интеллектуальной деятельности.

П.В. Симонов выделил следующие функции интеллектуальных чувств:
1) Оценивающая функция. Интеллектуальные чувства оценивают несоответствие, возможность правильности предположения, итог мышления.
2) Ориентирующая функция. Благодаря чувствам происходит ориентация на значительные связи объекта мышления и ориентация относительно целей и мотивов субъекта. Чувства регулируют мыслительный процесс.
3) Побуждающая функция. Чувства являются катализатором мышления и пусковым моментом.

Интеллектуальные чувства прежде всего появляются в творческом мышлении в отличие от довольно рутинного мышления. Испытуемым предъявлялись разные задания: сосчитать слова в тексте, запомнить текст, выделить идею текста, сочинить стих ли рассказ. На протяжении опыта записывалась КГР и частота пульса. Эмоциональная активация была громаднейшей при исполнении задания четвертого типа.

Трансформации в эмоционально-мотивационной сфере смогут стать факто-ром нарушения мышления (Тепеницына Т.И.), в частности — резонерства (склонность к безлюдным и многословным рассуждениям, основанным на поверхностных аналогиях, появляющаяся при психопатии, шизофрении). Резонерский темперамент мышлению придает недостаточная критичность (не хватает места и адекватный учёт ситуации «я» в данной ситуации) в сочетании с повышенной тенденцией к самоутверждению и самовыражению. Мотивация таких людей есть аффективно неадекватной.

Видалення зуба — процес.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector