Мир в зеркале мифов

Человек, шагнувший в эру цивилизации, однако продолжал, как и в первобытные времена, чувствовать себя частью природы. Это подтверждают мифы многих народов, в которых рассказывается о том, что человек случился от различных частей природы: плоть его — от почвы, кровь — от воды, кости — от камней, дыхание — от ветра, а глаза — от солнца.

I Миф — в буквальном переводе с греческого «слово». Сказание, в образной форме передающее представление о мире, его происхождении, о героях и богах.

Ш Волшебство— в переводе с греческого свидетельствует «чародейство», «волшебство».

Иначе, и природа наделялась человеческими чертами. птицы и Звери, небесные светила, камни, деревья, источники — все это считалось одушевленным и сходным с человеком.

В природе старый человек, еще достаточно беспозамечательный, видел некие незримые и загадочные могучие силы. Но их не пробовали, да и не могли исследовать,’разбирать посредством разума. Природу обожествляли и стремились влиять на нее посредством бессчётных сложных обрядов, т. е. прибегали к волшебству, появившейся еще в эру первобытности. Считалось, что для этого необходимо имитировать то, что происходит в окружающем мире.

В индийских религиозных текстах (Ведах), например, описывается старый обряд, нужный для того, дабы отправился ливень. Необходимо было принести в жертне сильный какое-нибудь животное тёмного цвета. В другом обпоследовательности роль дождя делал жрец: одетый во все тёмное, он произносил заклинания, дабы поменять направление ветра. Человек принимал окружающий мир с внешней стороны, еще не чувствуя разницы между содержанием и формой, обстоятельством и следствием. Из этого и необычная для современного человека логика, на которой основан обряд: ливень идет вследствие того что облака тёмные.

Всевышние кроме этого были тесно связаны с природой и воплощали ее силы, хорошие либо злые. Самый древние верования лежали в базе культа животных-всевышних, что процветал в Египте. Любая область имела собственных всевышних-покровителей, каковые вели собственный происхождение от первобытных тотемов.

Египтяне верили в всевышнего Анубиса, хозяина подземного царства, у которого была голова собаки. Богиня

• Тотемизм— вера в сверхъестественную связь между племенем, общиной, т. е. группой людей, и каким-либо животным, птицей и т. д. Тотемизм — одна из первых ступеней религиозного сознания.

неба Хатор изображалась в виде коровы, а всевышний Собек, который связан с культом солнца, имел голову крокодила. Геродот, величайший древнегреческий историк, описывал необычный для греков обычай египтян поклоняться животным. В Фивах, где почитается всевышний Собек, обитатели «кормят отборного крокодила, сделавши его ручным, вешают ему в уши серьги из золота и стекла, на передние лапы надевают кольца». Но уже в соседних областях, где были приняты другие культы, крокодилов употребляли в пищу, не считая их священными животными.

Силы природы обожествлялись и в Вавилоне, где поклонялись всевышнему воды Эа, изображавшемуся в виде полурыбы-получеловека. Но основное место занимали обожествленные небесные светила. Быть может, потому, что в жизни данной цивилизации огромную роль играли наводнения и разливы рек, начало которых жрецы вычисляли по звездам.

Древние индийцы первоначально также поклонялись силам природы: всевышнему огня — Агни, всевышнему грома — Индре, солнцу — Сурье.

Наиболее значимое значение в совокупности мифологических представлений имел, само собой разумеется, образ потусторонней судьбе. Смерть воспринималась как переход в другой мир, мало чем отличающийся от земного. Египтяне, к примеру, верили, что где-то на западе лежит таинственный мир мертвых; в том месте люди ведут приблизительно ту же жизнь, что и на земле. Погибший человек, дабы добраться в том направлении, обязан преодолеть препятствия и уберечься от злых демонов.

Пробуя разгадать неразрешимую тайну смерти, человек опять отождествлял себя с природой. Так родился миф о всевышнем Осирисе — проросшем зерне, и его брате Сэте, что олицетворял для египтян зло и смерть. Рассеченное на куски тело Осириса, убитого своим братом, собрала супруга Осириса — Изида. Она родила Осирису сына Гора, что расправился с Сэтом и воскресил собственного отца.

Осирис, что сперва был всевышним земледелия, растительности, неспешно превратился в всевышнего мертвых. Обряд погребения в Египте воспроизводил сюжет мифа чтобы погибший, уподобившись Осирису, воскрес в другом мире. С данной же целью произносились заклинания и магические формулы, облегчавшие, как верили египтяне, переход человека в загробный мир. Так как на пути к нему необходимо было преодолеть препятствия, добиться, дабы боги и демоны тьмы пропустили душу к всевышним света.

Само собой разумеется, в течении всей истории старого мира человек принимал окружающую действительность не только через мифы. Неспешно стали появляться зачатки нового, рационального отношения к миру.

Громадную роль тут сыграло изобретение письменности, поскольку само по себе владение письмом развивало логическое мышление. Помимо этого, письменность помогала удержать и передать следующим поколениям громадной количество информации, и это создавало базу для прогресса знаний. Не просто так в Египте библиотеки, пребывавшие при храмах, именовали «зданиями судьбы». По мере развития трудовой деятельности, накопления опыта начали появляться первые естественнонаучные знания.

В эру древности уже были заложены фундамент астрономии, медицины, математики, и многие открытия, сделанные в те времена, до сих пор удивляют ученых. Но ростки рационального сознания, робкие попытки научного осмысления мира не были в&течении;поставлены мифологии, а причудливым образом пере-

Рациональный— в переводе с латыни свидетельствует «разумный», «целесообразный», «обоснованный». Рациональное мышление, основанное на законах разума, логики и научных достижениях, в этом случае противопоставляется мифологическому, образному мышлению.

плетались с ней. Исходя из этого, к примеру, в рецептах врачей предписания чисто медицинского характера мирно уживались с волшебными формулами, которые, согласно точки зрения лекарей, были столь же нужны для здоровья больного.

Центрами знаний, очагами просвещения были города и храмы, поскольку как раз в них концентрировались образованные, обладающие грамотой люди, которые создавали письменную культуру. Жрецы в то время были и учеными, державшими в собственных руках самые сокровенные знания. Распространение письменной культуры происходило и вследствие того что государству для пополнения административного аппарата требовался постоянный приток грамотных людей. В большинстве случаев они набирались из тех, кто получал образование храмах и школах. Очевидно, в эти школы довольно часто поступали, руководствуясь практическими заинтересованностями, стремясь, к примеру, занять удачное положение чиновника. Но независимо от этого в древних цивилизациях медлительно расширялся круг людей, обладающих знаниями и талантливых эти знания развивать.

Новый образ мира

Итак, первые естественнонаучные знания не разрушили мифологической картины мира, не смотря на то, что постепенно подтачивали ее. самый решительный удар по мифологическому сознанию был нанесен в I тысячелетии до н. э., приблизительно с VIII по II в. случился важнейший переворот в духовной судьбы человечества. Кое-какие историки именуют его революционным. В эту эру независимо друг от друга, практически одновременно многие цивилизации древности (но не все) стали строить новую совокупность представлений о мире. Разрушение мифологического восприятия мира, с его ощущением и спокойной устойчивостью извечной повторяемости в жизни людей и природы, вынудило человека решать новые непростые вопросы. Прекратив чувствовать себя частью природы, он стал в противном случае наблюдать

на себя, почувствовал себя как личность, но в один момент | понял и собственный одиночество, свою окружающего беспомощность и ужас мира. Перед ним открылась дисгармония жизни, и человек пробовал осознать ее законы, выработать новое к ней отношение. И основное, начал создаваться образ совершенного мира, в котором человечество стремилось понять, какими должны быть| мир, отношения и люди между ними.

Сейчас уже смерть не воспринимается как простое I продолжение земного существования. В потусторонний мир переносится идеал честной и гармонично устроенной жизни. Создается четкая нравственная совокупность координат: безнравственность земного мира проти-1 вопоставляется чистоте небесного. В эту эру форми-1 руются религии спасения, основанные на подробно! созданной этике, благодаря которой возможно осво-[ водиться от грехов, перестроить себя и жизнь таким! образом, дабы она отвечала высоким требованиям бо-1 жественной справедливости.

Всевышний сейчас олицетворяет не загадочные силы природы, а справедливость, верховный идеал хороша. Для того чтобы получить его благоволение, необходимо не прибегать к волшебству, а совершенствовать себя либо окружа-й ющий мир.

В Индии религиями спасения были буддизм и ин дуизм; в Китае зарождается конфуцианство; в Иране Заратустра проповедовал учение о мире как об арене борьбы добра и зла; в Палестине пророки Илия, Исайя и Иеремия обличали народ и царей Израиля и открывали путь к нравственному очищению. Разные философские школы зарождаются в Греции.

Кроме того в цивилизациях, не затронутых этим глобальным переворотом, кроме этого происходили кое-какие трансформации.

В литературе Вавилона рано появляются мотивы, в которых отразилось более сложное, хорошее от мифологического восприятие судьбы. Безымянный автор, думая о человека устройства и противоречивости мира, противопоставляет земным законам небес-

ныё: «Почтение к царю я ставил высоко и учил народ уважению пред дворцом. О, если бы я был уверен, что это угодно Всевышнему! Потому что что самому человеку думается благоприятным, перед Всевышним не редкость мерзостью, а что для его сердца незначительно, находит у Всевышнего милость». Добродетели «официальные», связанные с необходимостью подчиняться стране, кажутся автору явно недостаточными. Он уже смутно ощущает, что необходимо что-то иное — знание каких-то высших нравственных законов.

В Египте еще во II тысячелетии до н. э. появляется тема загробного суда, на котором оцениваются праведные поступки и грехи человека. В заупокойных текстах вместе с волшебными формулами дается необычное нравственное оправдание погибшего: «Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал собственных ближних, я не делал мерзости вместо правды. Не превысило имя мое собственного сана, не заставлял я рабов моих недоедать, не был виновником бедности нищих, не осуждал никого пред руководством, не причинял страдания, не заставлял плакать, не убивал и не заставлял убивать». Таковой список вероятных грехов показывает, что в Египте начала складываться совокупность нравственных представлений, отвечающая общегуманистическим требованиям, «вечным» нормам морали.

Но и в Египте, и в Вавилоне все эти порывы к новому не создали замечательной тенденции, которая имела возможность бы значительно изменить духовную жизнь этих цивилизаций.

Религии спасения (буддизм, конфуцианство, иудаизм, зороастризм) обновили, «омолодили» те цивилизации, каковые дали им рождение, и случилось это именно незадолго до завершения истории старого мира

и приближения новой эры — средневековья.

I

Религии спасения существенно отличаются друг от друга; вопросы о соотношении земного и небесного, о возможности либо неосуществимости преобразовать окружающий мир решаются в них по-различному (как

как раз — вы определите в следующих главах). И во многом как раз от варианта ответа этих вопросов зависело предстоящее существование цивилизаций, поскольку религиозная этика имела громадное значение в ходе складывания цивилизационных традиций — самые устойчивых элементов в историческом развитии цивилизаций.

задания и Вопросы

1. Что такое миф? Постарайтесь растолковать, как мир отражался в сознании старого человека — творца мифов. Чем такое восприятие мира отличается от современного?

2. Какими в мифах предстают всевышние? Из-за чего? Как в древности человек воображал загробный мир? Из-за чего, моля о чем-либо у всевышних, люди применяли волшебство?

3. Какие конкретно трансформации в сознании человека случились в эру появления религий спасения? Что нового показалось в отношении человека к всевышнему? Воздействовало ли это на поведение человека? Если да, то объясните, как.

ЧТО БУДЕТ, В случае если Продолжительно НАБЛЮДАТЬ В ЗЕРКАЛО

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector