Человек, шагнувший в эру цивилизации, однако продолжал, как и в первобытные времена, чувствовать себя частью природы. Это подтверждают мифы многих народов, в которых рассказывается о том, что человек случился от различных частей природы: плоть его — от почвы, кровь — от воды, кости — от камней, дыхание — от ветра, а глаза — от солнца.
I Миф — в буквальном переводе с греческого «слово». Сказание, в образной форме передающее представление о мире, его происхождении, о героях и богах.
Ш Волшебство— в переводе с греческого свидетельствует «чародейство», «волшебство».
Иначе, и природа наделялась человеческими чертами. птицы и Звери, небесные светила, камни, деревья, источники — все это считалось одушевленным и сходным с человеком.
В природе старый человек, еще достаточно беспозамечательный, видел некие незримые и загадочные могучие силы. Но их не пробовали, да и не могли исследовать,’разбирать посредством разума. Природу обожествляли и стремились влиять на нее посредством бессчётных сложных обрядов, т. е. прибегали к волшебству, появившейся еще в эру первобытности. Считалось, что для этого необходимо имитировать то, что происходит в окружающем мире.
В индийских религиозных текстах (Ведах), например, описывается старый обряд, нужный для того, дабы отправился ливень. Необходимо было принести в жертне сильный какое-нибудь животное тёмного цвета. В другом обпоследовательности роль дождя делал жрец: одетый во все тёмное, он произносил заклинания, дабы поменять направление ветра. Человек принимал окружающий мир с внешней стороны, еще не чувствуя разницы между содержанием и формой, обстоятельством и следствием. Из этого и необычная для современного человека логика, на которой основан обряд: ливень идет вследствие того что облака тёмные.
Всевышние кроме этого были тесно связаны с природой и воплощали ее силы, хорошие либо злые. Самый древние верования лежали в базе культа животных-всевышних, что процветал в Египте. Любая область имела собственных всевышних-покровителей, каковые вели собственный происхождение от первобытных тотемов.
Египтяне верили в всевышнего Анубиса, хозяина подземного царства, у которого была голова собаки. Богиня
• Тотемизм— вера в сверхъестественную связь между племенем, общиной, т. е. группой людей, и каким-либо животным, птицей и т. д. Тотемизм — одна из первых ступеней религиозного сознания.
неба Хатор изображалась в виде коровы, а всевышний Собек, который связан с культом солнца, имел голову крокодила. Геродот, величайший древнегреческий историк, описывал необычный для греков обычай египтян поклоняться животным. В Фивах, где почитается всевышний Собек, обитатели «кормят отборного крокодила, сделавши его ручным, вешают ему в уши серьги из золота и стекла, на передние лапы надевают кольца». Но уже в соседних областях, где были приняты другие культы, крокодилов употребляли в пищу, не считая их священными животными.
Силы природы обожествлялись и в Вавилоне, где поклонялись всевышнему воды Эа, изображавшемуся в виде полурыбы-получеловека. Но основное место занимали обожествленные небесные светила. Быть может, потому, что в жизни данной цивилизации огромную роль играли наводнения и разливы рек, начало которых жрецы вычисляли по звездам.
Древние индийцы первоначально также поклонялись силам природы: всевышнему огня — Агни, всевышнему грома — Индре, солнцу — Сурье.
Наиболее значимое значение в совокупности мифологических представлений имел, само собой разумеется, образ потусторонней судьбе. Смерть воспринималась как переход в другой мир, мало чем отличающийся от земного. Египтяне, к примеру, верили, что где-то на западе лежит таинственный мир мертвых; в том месте люди ведут приблизительно ту же жизнь, что и на земле. Погибший человек, дабы добраться в том направлении, обязан преодолеть препятствия и уберечься от злых демонов.
Пробуя разгадать неразрешимую тайну смерти, человек опять отождествлял себя с природой. Так родился миф о всевышнем Осирисе — проросшем зерне, и его брате Сэте, что олицетворял для египтян зло и смерть. Рассеченное на куски тело Осириса, убитого своим братом, собрала супруга Осириса — Изида. Она родила Осирису сына Гора, что расправился с Сэтом и воскресил собственного отца.
Осирис, что сперва был всевышним земледелия, растительности, неспешно превратился в всевышнего мертвых. Обряд погребения в Египте воспроизводил сюжет мифа чтобы погибший, уподобившись Осирису, воскрес в другом мире. С данной же целью произносились заклинания и магические формулы, облегчавшие, как верили египтяне, переход человека в загробный мир. Так как на пути к нему необходимо было преодолеть препятствия, добиться, дабы боги и демоны тьмы пропустили душу к всевышним света.
Само собой разумеется, в течении всей истории старого мира человек принимал окружающую действительность не только через мифы. Неспешно стали появляться зачатки нового, рационального отношения к миру.
Громадную роль тут сыграло изобретение письменности, поскольку само по себе владение письмом развивало логическое мышление. Помимо этого, письменность помогала удержать и передать следующим поколениям громадной количество информации, и это создавало базу для прогресса знаний. Не просто так в Египте библиотеки, пребывавшие при храмах, именовали «зданиями судьбы». По мере развития трудовой деятельности, накопления опыта начали появляться первые естественнонаучные знания.
В эру древности уже были заложены фундамент астрономии, медицины, математики, и многие открытия, сделанные в те времена, до сих пор удивляют ученых. Но ростки рационального сознания, робкие попытки научного осмысления мира не были в&течении;поставлены мифологии, а причудливым образом пере-
Рациональный— в переводе с латыни свидетельствует «разумный», «целесообразный», «обоснованный». Рациональное мышление, основанное на законах разума, логики и научных достижениях, в этом случае противопоставляется мифологическому, образному мышлению.
плетались с ней. Исходя из этого, к примеру, в рецептах врачей предписания чисто медицинского характера мирно уживались с волшебными формулами, которые, согласно точки зрения лекарей, были столь же нужны для здоровья больного.
Центрами знаний, очагами просвещения были города и храмы, поскольку как раз в них концентрировались образованные, обладающие грамотой люди, которые создавали письменную культуру. Жрецы в то время были и учеными, державшими в собственных руках самые сокровенные знания. Распространение письменной культуры происходило и вследствие того что государству для пополнения административного аппарата требовался постоянный приток грамотных людей. В большинстве случаев они набирались из тех, кто получал образование храмах и школах. Очевидно, в эти школы довольно часто поступали, руководствуясь практическими заинтересованностями, стремясь, к примеру, занять удачное положение чиновника. Но независимо от этого в древних цивилизациях медлительно расширялся круг людей, обладающих знаниями и талантливых эти знания развивать.
Новый образ мира ‘
Итак, первые естественнонаучные знания не разрушили мифологической картины мира, не смотря на то, что постепенно подтачивали ее. самый решительный удар по мифологическому сознанию был нанесен в I тысячелетии до н. э., приблизительно с VIII по II в. случился важнейший переворот в духовной судьбы человечества. Кое-какие историки именуют его революционным. В эту эру независимо друг от друга, практически одновременно многие цивилизации древности (но не все) стали строить новую совокупность представлений о мире. Разрушение мифологического восприятия мира, с его ощущением и спокойной устойчивостью извечной повторяемости в жизни людей и природы, вынудило человека решать новые непростые вопросы. Прекратив чувствовать себя частью природы, он стал в противном случае наблюдать
на себя, почувствовал себя как личность, но в один момент | понял и собственный одиночество, свою окружающего беспомощность и ужас мира. Перед ним открылась дисгармония жизни, и человек пробовал осознать ее законы, выработать новое к ней отношение. И основное, начал создаваться образ совершенного мира, в котором человечество стремилось понять, какими должны быть| мир, отношения и люди между ними.
Сейчас уже смерть не воспринимается как простое I продолжение земного существования. В потусторонний мир переносится идеал честной и гармонично устроенной жизни. Создается четкая нравственная совокупность координат: безнравственность земного мира проти-1 вопоставляется чистоте небесного. В эту эру форми-1 руются религии спасения, основанные на подробно! созданной этике, благодаря которой возможно осво-[ водиться от грехов, перестроить себя и жизнь таким! образом, дабы она отвечала высоким требованиям бо-1 жественной справедливости.
Всевышний сейчас олицетворяет не загадочные силы природы, а справедливость, верховный идеал хороша. Для того чтобы получить его благоволение, необходимо не прибегать к волшебству, а совершенствовать себя либо окружа-й ющий мир.
В Индии религиями спасения были буддизм и ин дуизм; в Китае зарождается конфуцианство; в Иране Заратустра проповедовал учение о мире как об арене борьбы добра и зла; в Палестине пророки Илия, Исайя и Иеремия обличали народ и царей Израиля и открывали путь к нравственному очищению. Разные философские школы зарождаются в Греции.
Кроме того в цивилизациях, не затронутых этим глобальным переворотом, кроме этого происходили кое-какие трансформации.
В литературе Вавилона рано появляются мотивы, в которых отразилось более сложное, хорошее от мифологического восприятие судьбы. Безымянный автор, думая о человека устройства и противоречивости мира, противопоставляет земным законам небес-
ныё: «Почтение к царю я ставил высоко и учил народ уважению пред дворцом. О, если бы я был уверен, что это угодно Всевышнему! Потому что что самому человеку думается благоприятным, перед Всевышним не редкость мерзостью, а что для его сердца незначительно, находит у Всевышнего милость». Добродетели «официальные», связанные с необходимостью подчиняться стране, кажутся автору явно недостаточными. Он уже смутно ощущает, что необходимо что-то иное — знание каких-то высших нравственных законов.
В Египте еще во II тысячелетии до н. э. появляется тема загробного суда, на котором оцениваются праведные поступки и грехи человека. В заупокойных текстах вместе с волшебными формулами дается необычное нравственное оправдание погибшего: «Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал собственных ближних, я не делал мерзости вместо правды. Не превысило имя мое собственного сана, не заставлял я рабов моих недоедать, не был виновником бедности нищих, не осуждал никого пред руководством, не причинял страдания, не заставлял плакать, не убивал и не заставлял убивать». Таковой список вероятных грехов показывает, что в Египте начала складываться совокупность нравственных представлений, отвечающая общегуманистическим требованиям, «вечным» нормам морали.
Но и в Египте, и в Вавилоне все эти порывы к новому не создали замечательной тенденции, которая имела возможность бы значительно изменить духовную жизнь этих цивилизаций.
Религии спасения (буддизм, конфуцианство, иудаизм, зороастризм) обновили, «омолодили» те цивилизации, каковые дали им рождение, и случилось это именно незадолго до завершения истории старого мира
и приближения новой эры — средневековья.
I
Религии спасения существенно отличаются друг от друга; вопросы о соотношении земного и небесного, о возможности либо неосуществимости преобразовать окружающий мир решаются в них по-различному (как
как раз — вы определите в следующих главах). И во многом как раз от варианта ответа этих вопросов зависело предстоящее существование цивилизаций, поскольку религиозная этика имела громадное значение в ходе складывания цивилизационных традиций — самые устойчивых элементов в историческом развитии цивилизаций.
задания и Вопросы
1. Что такое миф? Постарайтесь растолковать, как мир отражался в сознании старого человека — творца мифов. Чем такое восприятие мира отличается от современного?
2. Какими в мифах предстают всевышние? Из-за чего? Как в древности человек воображал загробный мир? Из-за чего, моля о чем-либо у всевышних, люди применяли волшебство?
3. Какие конкретно трансформации в сознании человека случились в эру появления религий спасения? Что нового показалось в отношении человека к всевышнему? Воздействовало ли это на поведение человека? Если да, то объясните, как.
ЧТО БУДЕТ, В случае если Продолжительно НАБЛЮДАТЬ В ЗЕРКАЛО