Минимальные проявления дизартрии

Минимальные проявления дизартрии в педагогической литературе чаще обозначаются как «стертая дизартрия» (потом в главе оба этих термина употребляются как равноценные).

Термин «стертая дизартрия» введен в логопедию недавно (О.А. Токарева, 1969) и сейчас есть дискуссионным. Все чаще стертая дизартрия обозначается в литературе как минимальные проявления дизартрии. Сейчас эксперты отмечают, что у большинства детей к пяти годам судьбы звукопроизношение не соответствует звуковой норме родного языка. Не обращая внимания на то, что звукопроизносительные нарушения выражены негрубо, грамматические структуры и словарь соответствуют низкой границе нормы, такие дети характеризуются определенными изюминками речевого анамнеза в раннем возрасте и трудностями обучения чтению и письму в школе. Первые слова у них появляются с некоей задержкой. Словарь накапливается медлительно, наряду с этим хуже усваивается эмотивная лексика, в дошкольном возрасте отмечаются неточности в грамматическом структурировании.

Для таких детей особенно характерным есть то, что у них страдает просодическое оформление устной речи. Повествовательная интонация фактически не выявляется в контекстной речи и при чтении стихов, что ведет к слиянию отдельных фраз, отсутствию завершенности интонационного завершенности высказывания. Для данной группы детей, в целом, характерна некая темпо-ритмическая дезорганизация устной речи.

Без оглядки на то, что нет неотёсанных отклонений от нормы в звуковом оформлении речи, тщательный логопедический анализ разрешает установить дизартрический темперамент этих нарушений и их сообщение с органическим поражением центральной нервной совокупности.

Дети со стертой дизартрией в анамнезе имеют осложненные внутриутробный и родовой периоды судьбы. Первый крик довольно часто маленький, не звонкий. Гуление и лепет появляются у многих детей вовремя. Но их интонирование и репертуар звуков ограничены. Мышечный тонус в большинстве случаев пара снижен, в основном, в артикуляторной, мимической и мускулатуре рук. Язык не редкость вялым, либо, наоборот, спастичным, пара ограниченным в собственных перемещениях. В большинстве случаев, отмечается напряженность корня языка, недостаточная выраженность кончика языка. При открывании рта язык легко оттягивается вовнутрь, выявляется некое его беспокойство. Время от времени при побуждении к действию язык делается узким. Изюминкой стертой дизартрии есть то, что у некоторых детей в мышцах языка отмечается различное их напряжение, к примеру, при пара повышенном тонусе мышц корня языка может отмечаться одностороннее понижение тонуса его боковой части либо кончика.

Моторика у детей пара отстает в собственном развитии, отличается сниженными грациозностью и пластичностью. Точность перемещений нарушена. Особенно страдают перемещения пальцев рук. При обследовании обнаруживается диспраксия различного характера.

Развитие речи пара отстает от нормы. Слова появляются по окончании полутора лет, фраза к трем годам.

Главный симптом стертой дизартрии представляет собой стойкое нарушение звукопроизношения, которое еле поддаётся коррекции. Для детей со стертой дизартрией характерна полиморфность, нарушение фонетической стороны речи. Значительно чаще это проявляется в наличии искажения, и отсутствия разных групп звуков, реже — в заменах звуков. Для них свойственны следующие виды звукопроизносительных нарушений: межзубный сигматизм свистящих и шипящих, боковой сигматизм свистящих и шипящих, ротацизм, лямбдацизм, реже — недостатки оглушения, озвончения.

Значительно чаще страдают звуки, которые связаны с узкими перемещениями кончика языка. У некоторых детей стертая дизартрия выявляется в виде нарушения произношения «р» (велярное). Упрощенное произношение шипящих и свистящих ш, ж, с, з сочетается со сложной комбинацией патологических артикуляций, которое ведет к сочетанным межзубному и боковому сигматизму группы звуков шипящих и/либо свистящих.

Фонематическое восприятие парциально нарушено и касается тех звуков, каковые искажены либо отсутствуют в устной речи. Особенным свойством фонематического восприятия при дизартрии есть то, что дети прекрасно слышат неточности звукопроизношения в чужой речи и не чувствуют собственных.

Облигатным показателем стертой дизартрии в отличие от дислалии есть то, что автоматизированный в изолированном звучании звук, нарушается опять при экстренном введении его в слово и тем более в связную обращение.

Голос у таких детей хриплый, время от времени сиплый, часто имеется невыраженный назализованный оттенок.

Темп речи чаще ускорен. В развернутом высказывании отмечается некая его аритмия, которая связана с неточностями последовательности произнесения слогов в словах. Внятность произношения в речевом потоке не хватает четкая. В ходе речи накапливают слюну во рту. Затруднено формирование автоматизации сглатывания.

Интонация пара обеднена. Между фразами отсутствует пауза. Особенно затруднена повествовательная интонация.

Речевое дыхание замедлено в собственном развитии. В ходе связного речевого высказывания делаются дополнительные вдохи, в связи с чем, появляется необоснованное паузирование.

Изюминкой психологического развития таких детей есть неточность оптико-пространственного гнозиса, затрудненное формирование ориентировки в схеме тела. Большая часть детей неточно определяет цвета, не знает их оттенков, внимание не хватает устойчиво.

Отличием детей со стертой дизартрией от детей, у которых имеются выраженные нарушения дизартрического характера, есть то, что у многих из них логопедическая помощь достаточно действенно компенсирует нарушение звукопроизносительной стороны речи. Все дети данной группы направляются в обещеобразовательную школу.

Но переход к более сложному уровню речевого развития (чтение и письмо) у всех детей, имеющих в анамнезе стертую дизартрию, наблюдаются трудности чтения и формирования письма.

Обследование таких детей на первых годах обучения в школе выявляет нарушение ритмической организации перемещений, статическую и динамическую диспраксию, несоответствие развития просодической стороны речи возрастной норме.

самые частыми неточностями письма у данной группы обучающихся являются неточности, которые связаны с несформированностью анализа структуры предложения, слитное написание слов в предложении, неточности оптического характера (смешения букв, имеющих однообразные элементы начертания), недописывание элементов букв, элементы зеркального письма, каллиграфические трудности, бессчётные исправления, плохой, нестабильный, неряшливый почерк. Отмечается несформированность слоговых автоматизмов в устной речи и за этим автоматизмов серии перемещений в письме.

Наблюдение 6. К.Е. 8 лет, ученик 2 класса. Преподаватель отмечает много неточностей письма в работах и диктантах при списывании текстов. Чтение формируется медлительно. При чтении допускает большое количество неточностей.

Обследование. Анкетные эти, собранные у своих родителей говорят о том, что у матери отмечался токсикоз второй половины беременности. Роды были обычными. У новорожденного отмечалось обвитие пуповины. Ранние этапы моторного развития проходили с малым задержкой, ходить стал с 1 года, 2 месяца. Неизменно отмечались неловкие перемещения на занятиях по физической культуре и музыкальных занятиях в детском саду. Рисовать и лепить не обожал. Первые слова показались по окончании года, долгое время наблюдалось много лепетных слов. Фразовая обращение начала развиваться по окончании 2-х с пололвиной лет. До 5 лет у ребенка было большое количество нарушенных звуков. Был выяснен в специальную группу для детей с нарушениями речи общеобразовательного детского учреждения. В выписке из детского сада было отмечено, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи компенсировано. В заключении у невропатолога не отмечено никаких отклонений от нормы в состоянии ЦНС.

Обследование состояния органов артикуляции: отклонение в строении органов артикуляции не отмечается. Вытянутый вперед язык легко отклоняется влево. Легко снижен тонус левого бокового края языка. Двигательные пробы выявляют ритмичности плавности исполнения и нарушения переключения, стремительную истощаемость перемещений. При исполнении двигательных проб артикуляторных мышц наблюдаются синкинезии пальцев рук правой руки, напряжение мышц шеи. С большим трудом делает артикуляционное упражнение для языка «Иголочка», «Чашечка». Обнаруживается затрудненный поиск артикуляторной позы. При исполнении артикуляторных проб отмечается подтекание слюны. Обследование неспециализированной моторики выявляет затруднения переключения в серии перемещений, нарушение статической и динамической координации, не хорошо развитое чувство ритма.

Обследование звукопроизношения: произношение звуков в пределах нормы. Фонематическое восприятие организовано не хватает (неточности при восприятии слов сложнослогового состава).

Обследование произношения, грамматического строя и словаря речи. Распознан боковой вариант шипящих звуков и произношения свистящих, недостаточная четкость артикуляции в речевом потоке.

Темп речи непостоянный. Голос истощаемый. Назализованный оттенок речи обнаруживается при утомлении. Интонационно обращение бедная.

Допускает большое количество неточностей при изучении фонемного и звуко-синтеза и буквенного анализа.

Оптико-пространственные представления неустойчивые, путается в схеме тела.

Списывание текста показывает бессчётные неточности различного характера: не выделение слов в предложении, смешение букв, имеющих однообразные элементы начертания, элементы зеркального письма, почерк неровный.

Чтение отрывка из книжки за 2 класс общеобразовательной школы выявляется большое число неточностей, медленный темп, неполное познание прочтённого.

Логопедическое заключение: стертая дизартрия. Дисграфия смешанного характера.

В старших классах, в большинстве случаев, у таких детей отмечаются чтения и ошибки письма, показывающие на остаточные явления дизартрии. Неточности письма в старших классах редуцируясь в собственном количестве часто остаются на всем протяжении школьного обучения. Письменная обращение формируется у них, как правило, с трудностями. Эти трудности связаны с ограниченной лексикой, неточностями грамматического характера, что, вероятнее, говорит о том, что кроме дизартрии у этих детей была параалалическая симптоматика и потому слабо выраженные явления неспециализированного недоразвития речи остаются долгое время. При дизартриях у детей сохраняются продолжительно перемещения артикуляционных органов при чтении про себя и при письме, тогда как эти явления краткосрочны при норме развития речи.

Постановка звуков при дизартрии. Как поставить звук Ц при дизартрии?

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector