Минимальная мозговая дисфункция

Минимальная мозговая дисфункция (ММД)— сборная несколько разных по обстоятельству, клиническим проявлениям и механизмам развития патологических состояний. Характерными ее показателями являются повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, диффузные легкие очаговые неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, трудности обучения. ММД обнаруживается у 5 — 15 % детей школьного возраста. Обстоятельства и механизмы развития минимальной мозговой дисфункции до конца не узнаны. Выдвигаются догадки о роли органического, генетического факторов, химической дисфункции, педагогической “запущенности” в происхождении данного синдрома. Во многих случаях для происхождения синдрома нужно сочетание указанных факторов.

Минимальная мозговая дисфункция значительно чаще выявляется в школьном возрасте; ранние симптомы синдрома у некоторых детей возможно найти уже на первом году судьбы. С первых дней судьбы дети, у которых в будущем формируется синдром ММД отличаются повышенной двигательным беспокойством и возбудимостью. Отмечаются снижение аппетита и нарушение сна. Наблюдаются увеличение мышечного тонуса, угнетение абсолютных рефлексов, нарушение черепно-мозговой иннервации (непостоянное сходящееся косоглазие, горизонтальный нистагм), нарушения иннервации желудочно-кишечного тракта. Все эти нарушения изменчивы и непостоянны. У некоторых детей в течение первого года судьбы увидено психомоторное развитие.

В возрасте от 1 года до 3 лет ведущими в клинической картине являются повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушение аппетита, не сильный прибавка массы тела, нарушение сна. Дети не хорошо засыпают вечером, сон не редкость поверхностным, они довольно часто просыпаются и наряду с этим кричат. На втором году судьбы в некоторых случаях вероятно отставание в речевом развитии. К 3 годам делается выраженной моторная неловкость. Навыки самообслуживания развиваются с задержкой. Это сочетается с двигательной расторможенностью (“гиперкинетическое поведение”), отвлекаемостью, стремительной истощаемостью. В большинстве случаев дети не могут к долгой игровой деятельности; они не могут ограничивать собственные жажды, отличаются негативизмом и упрямством.

В дошкольном возрасте моторная неловкость остается выраженной и проявляется трудностью овладения письмом и рисованием. Нарушаются кроме этого восприятие и концентрация внимания. Не хватает формируются навыки интеллектуальной деятельности.

В школьном возрасте дети с ММД испытывают трудности при усвоении навыков письма, счёта и чтения. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, асимметрией рефлексов и мышечного тонуса, непостоянными патологическими рефлексами. Моторная неловкость сочетается с недостаточностью узких дифференцированных перемещений пальцев мимической мускулатуры и рук. Довольно часто выявляются мозжечковые нарушения, статическая и динамическая атаксия, промахивание при пальценосовой пробе, речи и специфические нарушения почерка.

Смогут иметь место проявления задержки психологического развития. Дети не готовы к обучению в школе. Они не всегда учитывают обстановку. Им свойственны непосредственность и наивность поведения. Наблюдаются недоразвитие эмоционально-волевой сферы, Больным характерны склонность и низкая работоспособность к двигательной расторможенности.

Дети испытывают затруднения в обучении в основном благодаря замедления психологической деятельности, цереброастенических проявлений, внимания и нарушения памяти, избыточной подвижности, недоразвития произвольной целенаправленной деятельности. Эти затруднения становятся особенно выраженными при повышении темпа и объёма предъявления нового материала. В отдельных случаях отмечаются дизлексия и дисграфия. Дети испытывают трудности при необходимости приспособиться к новым условиям. При привычного жизненного стереотипа у них появляются необычные невротические расстройства и состояния дезадаптации.

В периоды возрастных кризов довольно часто выявляются либо усиливаются психопатологические нарушения.

Степень выраженности указанных трансформаций очень вариабельна и колеблется от легких, тяжело диагностируемых форм до стойких проявлений, требующих медико-педагогических действий. Клиническая симптоматика ММД видоизменяется в зависимости от этапа возрастного развития. У детей раннего возраста чаще обнаруживаются неврологические нарушения. В старшем возрасте позицию лидера занимают расстройства поведения и своеобразные трудности обучения.

Опыт говорит, что больным дошкольникам взрослые не всегда уделяют должное внимание. Частично это разъясняется тем, что вся симптоматика делается явной с того момента, в то время, когда дети с малыми мозговыми поражениями начинают испытывать трудности в ходе обучения в школе. К этому времени симптомы легкой мозговой недостаточности становятся более выраженными в связи со вторичными нарушениями, обусловленными Дополнительными экзогенными вредностями, реакцией ребёнка и неправильным воспитанием на собственную несостоятельность.

Лечебно-коррекционные мероприятия зависят от характера и степени выраженности главных психоневрологических синдромов. При синдроме гиперактивности и чрезмерной импульсивности назначают успокаивающие препараты: настои из трав, препараты брома, кальция. Если они оказываются неэффективными, то используют меллерил, триоксазин, седуксен.

К концу урока и на последних уроках из-за наступающего истощения нарушается концентрация внимания. Вследствие этого направляться поразмыслить о целесообразности второго выходного дня. Наровне с этим возможно назначить препараты, повышающие активность нервной совокупности (витамины группы В, церебролизин, ноотропил, аминалон).

Сочетание малой мозговой дисфункции с гидроцефальным синдромом может сопровождаться головной болью, повышенной возбудимостью, нарушением сна, малым повышеннием температуры тела. В таких случаях нужно иногда проводить лечение, направленное на понижение внутричерепного давления. При судорогах продемонстрированы противосудорожные средства. В случае если ведущим синдромом при малой мозговой дисфункции есть задержка психомоторного развития, то наровне с воспитательными и педагогическими мероприятиями целесообразно проводить направления стимулирующего лечения (церебролизин, гаммалон, аминал он, ноотропил и др.).

При двигательных расстройствах в виде нарушения узкой моторики рук, координации перемещений, равновесия делается выговор на развитие двигательных навыков и постепенное приобщение ребенка к участию в разных видах деятельности.

Для лечения ММД серьёзна верная ориентация педагога и врача-дефектолога при направлении ребенка в школу. От этого зависит социальная адаптация и компенсация дефекта ребенка. Страдающие ММД дети с обычным интеллектом и без выраженного отставания в психологическом развитии обучаются, в большинстве случаев, в массовой школе. Но им требуется постоянная медико-педагогическая коррекция. В некоторых случаях на 1—2 четверти их направляться переводить в санаторные отделения, в которых наровне с обучением проводятся лечебные мероприятия. При выраженных речевых нарушениях дети должны быть помещены в речевую школу, где коррекция речевых нарушений есть главным способом лечения.

В профилактике ММД ответственное значение покупают вопросы организации помощи детям с ММД. Они должны быть ориентированы на ранний возраст, в то время, когда компенсаторные возможности мозга громадны и опоздал сформироваться патологический стереотип. Дети, у которых неврологические нарушения распознаны в раннем возрасте, должны пребывать на диспансерном учете и систематически осматриваться невропатологом, психиатром, психологом, логопедом для коррекции и выявления клинических проявлений ММД до поступления в школу.

Решение проблемы ММД предусматривает тесную связь лечебно-профилактических и лечебно-педагогических учреждений. Громадная медицинская и социальная значимость неприятности ММД обусловливает необходимость разработки ранних комплексных профилактических мероприятий, направленных прежде всего на предупреждение пренатальной и перинатальной патологии нервной совокупности. В школьном возрасте дети кроме того с компенсированными случаями ММД должны пребывать под постоянным контролем с целью предупреждения отклонений в поведении, способные привести к антисоциальным поступкам.

Минимальная дисфункция мозга Вебинар Ольги Шершун

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector