Междукняжеская дипломатия на руси хii-хiii вв.

При политической раздробленности Русской почвы дипломатические сношения не могли ограничиться лишь теми либо иными отношениями с соседними странами. Особенное значение получали дипотношения между отдельными княжествами, на каковые распалось Киевское государство. Урегулирование мелочных споров и обоюдных претензий между небольшими правителями-вотчинниками образовывает основное содержание данной дипломатии. Только временами князья объединяются перед лицом неспециализированной опасности. Уже практически сразу после смерти Ярослава установилась практика разрешения междукняжеских споров на таких же снемах[15] (съездах), на каких разрешались интернациональные конфликты. На снемы съезжались заинтересованные князья и в общем шатре, «сидя с братьями собственными на одном ковре», совместно с самые доверенными дружинниками, обсуждали все очередные вопросы.

Этим методом разрешались поземельные споры. Так, на съезде в Любече в 1097 г. внуки Ярослава постановили в большинстве случаев распределять княжества по показателю наследственного владения. На съездах решались неспециализированные армейские предприятия. В 1103 г. на Долобском съезде[16] Владимир Мономах и его двоюродный брат Святополк Изяславич по окончании долгих споров, в которых активно учавствовали их дружинники, сговорились об неспециализированном походе на Половецкую почву. На съездах же принимались и общеобязательные для всех союзников правовые нормы: так, на неспециализированном съезде сыновья Ярослава утвердили дополнения к «Правде» их отца.

Так, на съездах устанавливались правила неспециализированной политики, необходимой для всех князей. На Любечском съезде, что постарался дать добро споры из-за волостей, было провозглашено прекращение феодальных усобиц. Тогда же, по-видимому, было решено, что князь, нарушивший это распоряжение, лишается волости (княженья), а боярин — головы.

Решения съездов, подобно интернациональным распоряжениям, скреплялись крестным целованием. Участники соглашения брали на себя обязанность силой проводить его в судьбу. Вправду, в то время, когда по окончании Любечского съезда один из его участников, князь волынский Давид Игоревич, вероломно захватил и ослепил галицкого князя Василька, то другие князья, участвовавшие на съезде во главе с Владимиром Мономахом, выступили против него и его соумышленника князя киевского Святополка Изяславича. Со Святополком они скоро помирились, потребовав, дабы он участвовал в карательной экспедиции против Давида, а самого Давида вынудили явиться на новый снем. Тут было решено забрать у него Владимир-Волынский. Наровне со снемами в силе были и соглашения между отдельными князьями. Характерно, что и в таких случаях к дипломатическим переговорам привлекались третьи лица — союзные их дружинники и князья. Время от времени посредниками выступали дамы из княжеской семьи. Так, в 1097 г. мачеха Владимира Мономаха, вдова его отца Всеволода, по просьбе жителей Киева, примирила собственного пасынка с киевским князем Святополком. Владимир «преклонился на мольбу княгини, по причине того, что чтил ее, как мать, отца для собственного». Весьма большую роль игрались при переговорах настоятели феодалы — монастырей и церковные епископы. Епископы всегда выступали в качестве послов. Среди них были выдающиеся дипломаты. Такие черты наблюдаются, к примеру, у черниговского епископа Порфирия, что в 1187 г. был посредником между рязанскими князьями и владимирским князем Всеволодом Громадное Гнездо, «милость прося у него, чтобы умирить его с рязанцами». При содействии одураченного им владимирского епископа Луки это ему удалось, и он сам, по просьбе Всеволода, отправился с его дружинниками в Рязань «с миром». Но в Рязани он повел собственную линию, «утаився от Всеволодовых дружинников», так как его симпатии лежали целиком и полностью на стороне Рязани, которая входила в состав его епархии. Он действовал, по словам владимиро-суздальского летописца, «не по-святительски, но как переветник и лжец» и «инако изворотил обращение», т. е. показал те свойства, каковые в последующие столетия продолжительное время считались главными качествами настоящего дипломата. Контракты между князьями часто заключались конкретно в присутствии епископов либо в стенках почитаемых монастырей. Все это открывало широкую возможность духовенству вмешиваться в интернациональную политику. Что кроме этого стало причиной делению власти на светскую и духовную, где главное положние занимала светская власть.

Западные и южные почвы Руси в XII-XIII вв. Видеоурок по истории России 6 класс

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector