Методы и приемы исследования

Методика — это учения о способах преобразования и познания действительности.

Способ — это совокупность регулятивных правил преобразующей, практической либо познавательной, теоретической деятельности.

Способ конкретизируется в методике. Методика — это конкретные приемы, обработки и средства получения фактического материала. Она производна от методологических правил и основана на них.

применение и Выбор различных методик и методов исследовательской работы предопределяются и вытекают и из природы изучаемого явления, и из задач, каковые ставит перед собой исследователь. В науке способ довольно часто определяет судьбу изучения. При разных подходах из одного и того же фактического материала смогут быть сделаны противоположные выводы. Характеризуя роль верного способа в научном познании, Ф. Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он образно сообщил: кроме того хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Запрещено рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя фальшивым методом: не только итог изучения, но и ведущий к нему путь должны быть подлинными.

Способ сам по себе не предопределяет всецело успеха в изучении действительности: серьёзен не только хороший способ, но и мастерство его применения. В ходе научного познания употребляются разнообразные способы. В соответствии со степенью их общности они используются или в более узкой, или в более широкой области. Любая наука, имея собственный предмет изучения, использует особенные способы, вытекающие из того либо иного понимания сущности ее объекта. Так, способы изучения публичных явлений определяются спецификой социальной формы перемещения материи, ее за-кономерностями, сущностью.

Ответ разнообразных конкретных задач предполагает в качестве нужного условия кое-какие неспециализированные философские способы, отличительная изюминка которых — универсальность. Эти способы действуют везде, показывая неспециализированный путь к истине. К таким способам относятся уже рассмотренные выше категории и законы диалектики, эксперимент и наблюдение, сравнение, синтез и анализ, дедукция и индукция и т.д. В случае если особые способы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские способы, являются приемами изучения тех же объектов с позиций раскрытия в них общих законов перемещения, развития, очевидно, по-особенному проявляющихся в зависимости от специфики объекта. Философские способы не определяют конкретно линию творческих поисков истины. И в этом вопросе последнее и решающее слово в конечном итоге в собственности практике, жизни. Любой способ позволяет познавать только какие-то отдельные стороны объекта. Из этого появляется необходимость во «обоюдной дополнительности» отдельных способов, что обусловлено не считая всего другого тем, что любой из них имеет определенные пределы собственных познавательных возможностей.

Сравнение имеется сходства предметов и установление различия. Сравнение — это не объяснение, но оно оказывает помощь уяснению. В науке сравнение выступает как сравнительный либо сравнительно-исторический способ. Первоначально появившийся в филологии, литературоведении, он после этого стал удачно использоваться в других областях знания. Сравнительно-исторический способ разрешает распознать генетическое родство тех либо иных животных, языков, народов, религиозных вер, художественных способов, закономерностей развития публичных формаций и т.д.

Процесс познания совершается так, что мы сперва замечаем неспециализированную картину изучаемого предмета, а частности остаются в тени. При таком взоре на вещи нельзя познать их сущности и внутренней структуры. Для изучения частностей мы должны разглядеть составляющие изучаемого предмета. Анализ — это мысленное разложение предмета на составляющие его части либо стороны. Будучи нужным приемом мышления, анализ есть только одним из моментов процесса познания. Нереально познать сущность предмета, лишь разлагая его на элементы, из которых он состоит. Химик, по словам Гегеля, помещает кусок мяса в собственную реторту, подвергает его разнообразным операциям и после этого говорит: я отыскал, что оно складывается из кислорода, углерода, водорода и т.д. Но эти вещества уже не сущность мясо.

В каждой области знания имеется как бы собственный предел членения объекта, за которым мы переходим в мир иных закономерностей и свойств. В то время, когда методом анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания — синтез — мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. Анализ фиксирует в ос-новном то своеобразное, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то значительно общее, что связывает части в единое целое.

синтез и Анализ находятся в единстве: в каждом собственном перемещении отечественное мышление столь же аналитично, сколь и синтетично. Анализ, предусматривающий осуществление синтеза, центральной собственной задачей имеет выделение значительного.

синтез и Анализ являются главными приемами мышления, имеющими собственный объективное основание и в практике, и в логике вещей: разъединения и процессы соединения, созидания и разрушения составляют базу всех процессов мира.

Идея людская, как луч прожектора, в любой этот момент выхватывает и освещает лишь какую-то часть действительности, а все другое для нас как бы тонет во мгле. В любой момент времени мы поймём только что-нибудь одно. Но и оно имеет множество особенностей, связей. И мы можем познавать это «одно» лишь в Преемственном порядке: концентрируя внимание на одних связях и свойствах и отвлекаясь от вторых.

Абстрагирование — это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от вторых его особенностей, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.

Абстрагирование образовывает развития и необходимое условие возникновения любой человеческого мышления и науки по большому счету. Оно имеет собственный предел: запрещено, как говорят, без всяких последствий абстрагировать пламя пожара от того, что горит. Острие абстракции, как и лезвие бритвы, возможно, по меткому выражению Б. Рассела, все оттачивать и оттачивать, пока от нее ничего не останется. Вопрос о том, что в объективной действительности выделяется абстрагирующей работой мышления и от чего мышление отвлекается, в каждом конкретном случае решается в прямой зависимости в первую очередь от природы изучаемого тех задач и объекта, каковые ставятся перед изучением.

В качестве результата процесса абстрагирования выступают разные понятия о предметах («растение», «животное», «человек» и т.п.), мысли об отношениях и отдельных свойствах предметов между ними, разглядываемых как особенные «абстрактные предметы» («белизна», «количество», «протяженность», «теплоемкость» и т.п.).

Ответственным примером научного познания мира есть идеализация как своеобразный вид абстрагирования. Абстрактные объекты не существуют и неосуществимы в конечном итоге, но для них имеются прообразы в реальности. Идеализация — это процесс образования понятий, настоящие прототипы которых смогут быть указаны только с той либо другой степенью приближения. Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, смогут быть: «точка» (объект, что не имеет ни длины, ни высоты, ни ширины); «прямая линия», «окружность», «точечный заряд», «полностью тёмное тело» и др.

Введение в процесс изучения идеализированных объектов позволяет осуществлять построение абстрактных схем настоящих процессов, нужных для более глубокого проникновения в закономерности их протекания.

Задачей всякого познания есть обобщения — процесс мысленного перехода от единичного к неспециализированному, от менее неспециализированного к более неспециализированному. В ходе обобщения совершается переход от единичных понятий к неспециализированным, от менее неспециализированных понятий к более неспециализированным, от единичных суждений к неспециализированным, от суждений меньшей общности к суждениям большей общности, от менее неспециализированной теории к более неспециализированной теории, по отношению к которой менее неспециализированная теория есть ее частным случаем. Мы не имели возможность совладать с обилием впечатлений, наплывающих на нас ежечасно, ежеминутно, за одну секунду, если бы непре-рывно не объединяли их, не обобщали и не фиксировали средствами языка. Научное обобщение — это не просто выделение и синтезирование сходных показателей, но проникновение в сущность вещи: усмотрение единого в многообразном, неспециализированного в единичном, закономерного в случайном.

Примерами обобщения смогут быть следующие: мысленный переход от понятия «треугольник» к понятию «многоугольник», от понятия «механическая форма перемещения материи» к понятию «форма перемещения материи», от понятия «ель» к понятию «хвойное растение».

В природе самого понимания фактов лежит аналогия, связывающая нити малоизвестного с известным. Новое возможно осмыслено, осознано лишь через понятия и образы ветхого, известного. Первые самолеты были созданы по аналогии с тем, как ведут себя в полете птицы, планёры и воздушные змеи.

Аналогия — это похожое на правду возможное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо показателе на основании установленного их сходства в других показателях. Наряду с этим заключение окажется тем более правдоподобным, чем больше сходных показателей у сравниваемых предметов и чем эти показатели значительнее. Не обращая внимания на то что аналогии разрешают делать только возможные заключения, они играются огромную роль в познании, и не только в нем, поскольку являются базой воображения и ведут к образованию догадок, т.е. предположений и научных догадок, каковые на протяжении дополнительного изучения и доказательства смогут превратиться в научные теории. Аналогия с тем, что уже известно, оказывает помощь осознать то, что неизвестно. Аналогия с тем, что есть довольно несложным, оказывает помощь познать то, что есть более сложным. Чаще всего применяют аналогию как способ в так называемой теории подобия, которая активно используется при моделировании.

Одна из характерных линия современного научного познания пребывает в возрастании роли способа моделирования. Моделирование — это практическое либо теоретическое оперирование объектом, при котором изучаемый предмет замещается каким-либо естественным либо неестественным аналогом, через изучение которого мы проникаем в предмет познания. К примеру, исследуя свойства модели самолета, мы тем самым познаем свойства самого самолета.

Модель является средством и способ выражения линия и соотношений объекта, принятого за оригинал. Модель — это имитация одного либо последовательности особенностей объекта посредством некоторых явлений и иных предметов. Моделью возможно каждый объект, воспроизводящий требуемые изюминки оригинала. В случае если оригинал и модель — однообразной физической природы, то мы имеем дело с физическим моделированием. Физическое моделирование используется как прием экспериментального изучения на моделях особенностей строительных конструкций, строений, самолетов, судов, как метод выяв-ления недочётов в работе соответствующих нахождения и систем дорог их устранения. В то время, когда явление описывается той же совокупностью уравнений, что и моделируемый объект, то такое моделирование именуется математическим. В случае если кое-какие стороны моделируемого объекта представлены в виде формальной совокупности посредством знаков, которая после этого изучается с целью переноса взятых сведений на сам моделируемый объект, то мы имеем дело с логически-знаковым моделированием.

Моделирование играется огромную эвристическую роль, являясь предпосылкой новой теории. Моделирование приобретает широкое использование вследствие того что оно позволяет осуществлять изучение процессов, характерных для оригинала, в отсутствие самого оригинала. Это часто бывает нужно из-за неудобства изучения самого объекта и по многим вторым соображениям: дороговизны, недоступности, необозримости его и т.п.

Значительное значение в познавательной деятельности имеет таковой способ, как формализация — обобщение форм разных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Любая формализация неизбежно есть некоторым огрублением настоящего объекта.

Неверно думать, что формализация — способ лишь математики, математической кибернетики и логики. Она пронизывает все формы практической и теоретической деятельности человека, отличаясь только уровнями. Отечественный простой язык высказывает самый сла-бый уровень формализации. Крайним полюсом формализации являются математическая логика и математика, изучающая форму рассуждений, отвлекаясь от содержания.

Процесс формализации рассуждений пребывает в том, что, во-первых, происходит отвлечение от качественных черт предметов; во-вторых, выявляется логическая форма суждений, в которых зафиксированы утверждения довольно этих предметов; в-третьих, само рассуждение из плоскости рассмотрения связи предметов переводится в плоскость действий с суждениями на базе формальных взаимоотношений между ними. Применение особой символики разрешает устранить многозначность слов простого языка. В формализованных рассуждениях любой знак строго однозначен; знаки разрешают записывать коротко и экономно выражения, каковые в простых языках оказываются громоздкими и потому тяжело осознаваемыми. Использование символики облегчает выведение логических следствий из данных посылок, диагностику истинности догадок, обоснование суждений науки и т.п. Способы формализации совсем нужны при разработке таких научно-направлений и технических проблем, как компьютерный перевод, проблематика теории информации, создание разного рода автоматических устройств для управления производственными процессами и др.

Формализация не есть самоцелью. Она нужна в конечном итоге для выражения определенного содержания, для его раскрытия и уточнения. Формализация — это только один (отнюдь не универсальный) из приемов познания.

Как способы изучения выделяются индукция — процесс выведения неспециализированного положения из последовательности частных (менее неспециализированных) утверждений, из единичных фактов; дедукция, напротив, — процесс рассуждения, идущий от общего к частному либо менее неспециализированному. В большинстве случаев различают два главных вида индукции: полную и неполную. Полная индукция — вывод какого-либо неспециализированного суждения о всех предметах некоего множества (класса) на основании рассмотрения каждого элемента этого множества. Ясно, что сфера применения таковой индукции ограничена объектами, число которых само собой разумеется и фактически обозримо.

На практике значительно чаще используют формы индукции, каковые предполагают вывод о всех предметах класса на основании познания только части предметов данного класса. Такие выводы именуются выводами неполной индукции. Они тем ближе к действительности, чем более глубокие, значительные связи раскрываются. Неполная индукция, основанная на экспериментальных изучениях и включающая в себя теоретическое мышление (в частности, дедукцию), способна давать точное (либо фактически приближающееся к точному) заключение. Она носит название научной индукции.

По словам де Бройля, индукция, потому, что она пытается раздвинуть уже существующие границы мысли, есть подлинным источником настоящего научного прогресса. Великие открытия, скачки научной мысли создаются в конечном итоге индукцией — рискованным, но серьёзным творческим способом.

Способы инструментального осмотра ЛОР

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector