Методология научно-исследовательских программ и. лакатоса

Попперовский анализ истории науки отыскал помощь и вместе с тем подвергся критике в методологии научно-исследовательских программ (НИП) Лакатоса. Последний выступал против наивности раннего фальсификационизма, основной недочёт которого пребывает в неспособности растолковать относительную автономию теоретической науки [16,с.138]. Теории более устойчивы к фальсификации, чем полагал Поппер. Не любая фальсификация обязательно ведет к перечеркиванию контролируемой науки. Дабы растолковать данный факт, Лакатос вводит понятия научно-исследовательской программы, ее защитного пояса и твёрдого ядра, отрицательной и хорошей эвристики.

В случае если разглядеть самые значительные последовательности теорий, произощедшие в истории науки, то видно, что они характеризуются непрерывностью, связывающей их элементы в единое целое. Эта непрерывность имеется не что иное, как развитие некоей исследовательской программы, начало которой возможно положено самыми абстрактными утверждениями [16,с.135]. Указанная непрерывность обеспечивается сохранением жёсткого ядра теории. «У всех исследовательских программ имеется жёсткое ядро» [16,с.135]. Утверждения, входящие в жёсткое ядро программы, шепетильно оберегаются от опровержений – таковы требования отрицательной эвристики НИП. В соответствии с Лакатосу, жёсткое ядро ньютоновской НИП составляли три известных закона Ньютона и закон тяготения. Это жёсткое ядро оставалось неизменным не обращая внимания на поток новаций. Основной удар испытаний обрушивается на защитный пояс около ядра теории, разного рода вспомогательные догадки [16,с.135-136].

Лакатос, непременно, был во многом прав в собственной приверженности к выделению в теории ее более либо менее устойчивых структур. Опровержение теории – это не разовый, сиюминутный акт. Теория считается опровергнутой только по окончании того, как будет разбито ее последнее зеркало, но подступы к нему настойчиво отстаиваются силой научного воображения. Приведем на данный счет пример из гуманитаристики, кстати, достаточно чуждой заинтересованностям Лакатоса.

В соответствии с НИП марксизма цена имеется воплощенная в предметное тело товара некая порция публичного (абстрактного) труда. Производителем труда выступают рабочие, каковые исходя из этого должны быть и его обладателями. Эти два положения являются основополагающими для экономико-политической программы марксизма, ни один марксист не позволит их в обиду. Указанные положения совмещались в годы советской власти с догадками о бестоварности коммунистического хозяйства и однопартийности. В то время, когда же бурные события в СССР "настойчиво попросили" новаций, то с тем же жёстким ядром марксистской НИП стали совмещать требования многопартийности совокупности и развитых рыночных взаимоотношений. В полном соответствии с Лакатосом был видоизменен защитный слой ядра программы, но не само ядро.

Что-то подобное происходит и за пределами науки, к примеру в религии. Так, разные христианские течения, неизменно модифицируя собственные догмы, выделяют из них основополагающие, неизменные, содержащиеся в одном и том же для всех этих течений произведении – Новом Завете.

Хорошая эвристика НИП требует постоянного совершенствования ее защитного слоя, он модифицируется, уточняется; внимание ученого обращено в первую очередь на новый научный успех, а странности время от времени просто не уделяют внимания [16,с.137]. То, какие конкретно неприятности подлежат рациональному выбору ученых, трудящихся в рамках замечательных исследовательских программ, зависит в основном от хорошей эвристики программ, чем от психологически неприятных, но технически неизбежных аномалий. Странности регистрируются, но после этого о них стараются забыть, в надежде, что придет время и они обратятся в подкрепление программы. Повышенная чувствительность к странностям характерна лишь тем ученым, кто занимается упражнениями в духе ошибок и проб либо трудится в регрессивной фазе исследовательской программы, в то время, когда хорошая эвристика исчерпала собственные ресурсы [16,с.138].

Лакатос, подобно Попперу, – верный рыцарь рациональности. Лакатосовский рационализм эластичнее попперовского, он настроен на учет разнообразных событий, складывающихся в науке. Научные идеи нужно мочь не только выдвигать, но и защищать, придавать им новую жизненную силу.

7.Методика научно-исследовательских пр И. Лакатоса.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector