Метод конструирования

Этот метод вытекает из дидактической (и психологической) установки: новые способы деятельности учащегося, его новые умения формируются на основе правил, закономерностей, т.е. на базе теории по такой схеме: общая теория правила алгоритм действие тренинг.

Назовем эту третью группу методов методами конструирования текста.

Это отчетливо выраженный синтетический метод. Он связан с первыми двумя. В системе обучения «по образцам» виды текста анализируются и моделируются, и впоследствии конструирование собственных текстов осуществляется по этим моделям. Конструирование связано и с коммуникативным методом, поскольку последний обеспечивает мотивацию речи, ее действенность, определяет социальные и личностные функции речи.

Какие же теоретические сведения нужны для введения методов конструирования:

во-первых, грамматика, и преимущественно — синтаксис, а также лексикология, фразеология, теория словообразования, доступные элементы стилистики; для устного варианта речи — фонетика, орфоэпия, просодия — теория интонаций;

во-вторых и преимущественно, синтаксис текста, теория ССЦ -сложного синтаксического целого;

в-третьих, теория функциональных типов речи (и текста);

в-четвертых, начала логики;

в-пятых, начала поэтики, теории жанров, теории тропов, теории композиции, изобразительных средств языка;

наконец, элементы стилистики и культуры речи, куда входит и орфография.

Многое из перечисленного выходит за рамки учебника «Русский язык» и традиционных хрестоматий по литературе. Помощь в реализации этого направления может оказать риторика — наука красноречия, переживающая ныне период возрождения.

Метод конструирования текста располагает обширным набором приемов и типов речевых упражнений; большинство из них обычно выполняют подготовительную или вспомогательную функцию: они вплетаются в процесс подготовки речевого упражнения на разных его этапах.

Приемы располагаются по группам: первая из них — работа над словом, или словарная работа:

толкование значений слов, оттенков их значений, эмоционально-экспрессивных окрасок в процессе выбора слов для конкретных ситуаций;

работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологическими единицами, включение их в конкретный текст, в собственные предложения;

работа со словарями («словариками») — толковыми, словообразовательными, синонимическими, орфографическими;

исправление ошибок словоупотребления в устной речи и в письменных сочинениях.

Вторая группа приемов работа над словосочетанием:

составление словосочетаний с конкретными словами — для текста или словосочетании заданного тина;

выверки сочетаемое слов (валентности) на основе языкового чутья или по словарям сочетаемое;

введение, включение словосочетаний в предложение и текст;

обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнении, предупреждающие подобные ошибки.

Напомним, что словосочетание — это момент в процессе создания текста, момент творческого процесса.

Третья группа — приемы работы над предложением:

составление предложений на заданную тему, с использованием заданных слов — по теме сочинения, рассказа;

составление предложений заданного типа по схемам-моделям;

распространение предложений, перестройка их структуры;

выражение одной и той же мысли в различных (синонимических) синтаксических вариантах;

интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;

свободное составление предложений, фраз;

редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении и пр.

Четвертая группа -логическая:

работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов, явлений природы по их признакам;

построение обобщений, индуктивных и дедуктивных рассуждений, доказательств;

исправление логических ошибок: неоправданных повторов, нарушений последовательности мыслей, восполнение пропусков чего-то важного и т.п.

Пятая группа — упражнения, опирающиеся на теории текста:

моделирование структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели, т.е. редактирование своего текста;

отработка типов связи в тексте;

составление текстов различных функционально-смысловых типов: описания, повествования и рассуждения, а также разных жанров: рассказа, пейзажной зарисовки, описания картины, очерка, статьи в газету, письма, пьесы;

передача сюжета в диалогической форме.

Все упражнения, входящие в систему конструктивных приемов, носят учебный, тренировочный характер в сравнении с коммуникативно-творческими сочинениями. Все три группы методов: имитативная, коммуникативная и конструктивная — сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна другую и в совокупности создают базу для системы развития речи учащихся (системы сочинения), которая тесно связана с курсом русского языка, литературы, риторики, с социальной деятельностью детей. В системе развития речи все стороны изучаемого родного языка обретают внутренние связи, язык предстает перед школьниками как единый функционирующий механизм.

Метод конструирования деривативов


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: